Обмен опытом внеурочной деятельности "Первоклассная газета"
материал (3 класс)

Материал  по обмену опытом  организации внеурочной деятельностьи "Первоклассная газета". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_shmo.docx30.91 КБ
Файл pervoklassnaya_gazeta.pptx908.44 КБ

Предварительный просмотр:

Для выступления по обмену опытом

Слайд 1

Уважаемые коллеги, я хочу представить   опыт работы по курсу внеурочной деятельности "Первоклассная газета". Однажды,  я услышала увлечённый разговор  своих коллег , учителей русского языка и литературы о том, как они в 5 классах с учениками обсуждают  различные темы  этой газеты, что интересного узнают, как используют эту информацию в работе.    

На сайте Некоммерческой Автономной Организации “Центр Развития Молодёжи” (http://cerm.ru ) я прочитала о программе внеурочной деятельности “Первоклассная газета”,  и она меня заинтересовала.

Это система интеллектуально- развивающих занятий для учащихся и их родителей.

Слайд 2

Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыка осознанного чтения  

Авторы: А.А. Никитченко, П.С. Пинженин

Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.

Слайд 3

Одним из важных планируемых  метапредметных результатов  является Чтение: работа с информацией

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,  научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

  • РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
  • РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

ФГОС требует от выпускников начальной школы “…построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа), использование простейших логических выражений. Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)”

Слайд 4

Особенности "Первоклассной газеты":

- учение с увлечением

- вовлечение родителей

-воспитательный эффект

- обучение работе с текстом

Слайд 5

  • Приучает к чтению.

Систематическое изучение Газеты прививает  позитивное отношение к получению информации через печатные издания. Небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, сформируют интерес ученика к чтению.

  • Расширяет кругозор.

Газета построена на базе интересного внепрограммного материала. Выбранные темы Газет актуальны, полезны и оказывают воспитательный эффект.

  • Формирует читательскую грамотность.

Регулярная работа с Газетой помогает в формировании информационной компетентности. Учащиеся смогут овладеть приёмами эффективного чтения и навыками поиска информации. На вдумчивое чтение будут настраивать занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.

  • Реализует идею «Учение с увлечением».

Газета содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Она способна увлечь не только детей, но и их родителей. Работать с Газетой детям будет весело и интересно. Она – идеальное домашнее задание.

Слайд 6

Это еженедельный листок, который раздаётся ученикам один раз в неделю. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.

Слайд 7

Виды деятельности: разнообразные

Слайд 8

Виды номеров:

Регулярные

Спецвыпуски (№ 15, № 30)

Слайд 9

Структуры проведения занятий:

Вводное занятие (ВЗ)

Обучение (О)

Активная работа (АР)

Самоподготовка (С)

Особые занятия (ОС)

Слайд 10

Этапы проведения занятий:

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка.

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.

РАЗМИНКА

Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.

«Ассоциации и предположения».

Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:

С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?

Что, по-вашему мнению, написано в этом номере?

Где можно найти информацию по этой теме?

Почему данная тема важна?

В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?

«Трудные слова»

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.

Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.

Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

Дискуссия

После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

Обсуждение

Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

«Дефиниция»

Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.

«Изменение типа текста»

Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:

Рекламы;

Объявления;

Дневника.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Часто к его выполнению с удовольствием подключаются и родители.

Были разные домашние задания:

Н: Составление кроссворда по разным номерам Первоклассной газеты (показ работ учащихся)

Слайд 11

Каждый тип занятия имеет свои цели, назначение и соответственно - свою структуру.

Вводное занятие (ВЗ) 
Цель – знакомство с «Первоклассной газетой».

Слайд 12

(О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой».

Слайд 13

(АР) Активная работа
Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.

Слайд 14

(С) Самоподготовка
Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно-домашней деятельности.

Слайд 15

(ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Слайд 16

Рубрики и их цели

Рубрики и их цели

Рубрика

Задачи рубрик «Первоклассной газеты»

Личностные УУД (ФГОС)

ОБЩЕСТВО

Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство.

Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам.

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран.

СПОРТ

Привитие интереса к спорту и активному отдыху.

Установка на здоровый образ жизни.

ЗДОРОВЬЕ

Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек.

БИЗНЕС

Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

ИСКУССТВО

Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами искусств, их тайнами, функциями.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

ХОББИ

Воспитание познавательной мотивации, позитивного отношения к творческой деятельности.

Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений.

Слайд 17

Тематика 2017-2018 г.

Слайд 18

Два курса:

облегчённый

полный

ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС

 В облегчённом варианте курса  работа построена исключительно на использовании пособия «Первоклассная газета».

ПОЛНЫЙ КУРС

Полный курс  включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией:

  • Пособие «Первоклассная газета» (формирование у школьников умений работы с информацией посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
  • СМЕЛЫЙ раунд конкурса «ЭМУ-Эрудит» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией);
  • Пособие «Комплексные работы» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией посредством выполнения заданий пособия «Комплексные работы»).

        Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах.

        Регулярная работа с Газетой помогла  детям в формировании информационной компетентности. Учащиеся овладевают  приёмами эффективного чтения, навыками поиска информации. На вдумчивое чтение их настраивают занимательные задания, связанные с прочитанной информацией. Дети учатся  работать с разными формами представления информации: небольшие, привлекательные по содержанию тексты,

        Регулярное чтение «Первоклассной газеты» учит детей формулировать проблему, находить и выделять в тексте необходимую информацию, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграмм, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

        Газеты у детей хранятся дома в файловых папках, потихоньку скапливались в семье и коллекционируются  детьми. На занятиях выступают только те дети, которые этого хотят. Правильность выполнения работ не оценивается,  чтение “Первоклассной газеты” доставляла учащимся только положительные эмоции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» Сайт www.cerm.ru

Слайд 2

Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыка осознанного чтения Авторы: А.В. Гордеева, А.А. Никитченко , П.С. Пинженин Центр Развития Молодежи г.Екатеринбурга

Слайд 3

Требования к метапредметным результатам Чтение: работа с информацией РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Слайд 5

Задачи курса: Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению. Расширить кругозор школьников. Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями. Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску. Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

Слайд 6

Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах. По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.

Слайд 7

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ игровая познавательная

Слайд 8

Виды номеров Регулярные Спецвыпуски (№ 15, № 30)

Слайд 9

Структуры проведения занятий Вводное занятие (ВЗ) Обучение (О) Активная работа (АР) Самоподготовка (С) Особые занятия (ОС)

Слайд 10

Этапы занятия ВВЕДЕНИЕ РАЗМИНКА ЧТЕНИЕ ТЕКСТА РАБОТА С ТЕКСТОМ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА РЕФЛЕКСИЯ РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ.

Слайд 11

Вводное занятие (ВЗ) Цель – знакомство с «Первоклассной газетой». Структура урока: Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков. Работа с заданиями. Рефлексия. Варианты выполнения заданий: Работа в парах / мини-группах. Индивидуально с проверкой. Все задания выполняются в классе.

Слайд 12

(О) Обучение Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой». План занятия: Проверка заданий, выполненных дома. Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников. Введение (новый выпуск газеты). Разминка. Чтение текста. Работа с текстом. Закрепление материала. Работа с заданиями. Рефлексия. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Работа в парах, составление вопросов по тексту. Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

Слайд 13

(АР) Активная работа Цель – эффективное развитие умений работы с информацией. План занятия: Проверка заданий, выполненных дома. Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников. Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально). Введение (новый выпуск газеты). Разминка. Чтение текста. Работа с текстом. Закрепление материала. Работа с заданиями. Рефлексия. Варианты выполнения заданий: Данное занятие, в отличие от обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.

Слайд 14

(С) Самоподготовка Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно-домашней деятельности. Варианты выполнения заданий: «Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Индивидуально. Самостоятельная работа, привлечение родителей.

Слайд 15

(ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по спецвыпускам (Выпуск №15, Выпуск №30). Сценарии мероприятий можно найти в Приложении 6 . По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. В помощь учителю можно пригласить учащихся старших классов или родителей. Варианты проведения занятий: Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», « Букварики » или игр, традиционных для вашей школы. Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На занятии дети предлагают одноклассникам решить свои ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). Проекты, презентации, выступления, фестиваль стенгазет, электронных газет, электронных презентаций. К организации особых занятий можно привлекать родителей.

Слайд 16

Рубрики и их цели ОБЩЕСТВО КРАЕВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА СТРАНОВЕДЕНИЕ СПОРТ ЗДОРОВЬЕ БИЗНЕС ИСКУССТВО ХОББИ

Слайд 17

Тематика 2017-2018 г.

Слайд 18

Два курса ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС В помощь учителю при работе с пособием «Первоклассная газета» предлагается курс, направленный на формирование умений работы с информацией. В облегчённом варианте курса работа построена исключительно на использовании пособия «Первоклассная газета». ПОЛНЫЙ КУРС Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией: Пособие «Первоклассная газета» (формирование у школьников умений работы с информацией посредством использования пособия во внеурочной деятельности); СМЕЛЫЙ раунд конкурса «ЭМУ-Эрудит» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией); Пособие «Комплексные работы» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией посредством выполнения заданий пособия «Комплексные работы»).

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"

Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

обмен опытом Реализация программы фгос в гимназии

план учебной работы, как реализовывалась внеурочная деятельность...

Доклад на МО "Организация внеурочной деятельности (обмен опытом)"

Главным моментом в образовании становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщатель...

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...