Коррекционно-развивающие занятия (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya_1_b_donskih.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

     Общая характеристика учебного предмета:

     Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

 

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

     Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

     

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

  • Сенсорное развитие.
  • Слуховое восприятие.
  • Кинестетическое восприятие.
  • Предметно – практическая деятельность.
  • Двигательное развитие

Задачи и направления работы:

  • формирование представлений о себе;
  • формирование представлений о собственном теле;
  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
  • отнесение себя к определенному полу;
  • формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
  • формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);
  • формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
  • формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
  • формирование умения обслуживать себя;
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.

Методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.

Принципы организации учебного процесса:

  • Принципы государственной политики РФ в области образования. 
  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
  • Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
  • Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
  • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.  
  • Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип психолого-педагогического изучения детей.
  • Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
  • Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
  • Принцип интегрированного подхода к отбору содержания  (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
  • Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
  • Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
  • Принцип соблюдения линейности и концентричности.
  • Принцип вариативности программного материала.
  • Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  • Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
  •  Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

 Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
  • следовать предложенному плану;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельность:

  • повторяет движения тела по примеру взрослого;
  • достаёт различные по размеру и форме предметы;
  • выкладывает с помощью палочек простые изображения;
  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
  • находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
  • собирает и разбирает пирамидку;
  • строит из кубиков башню
  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
  • сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
  • скатывает из бумаги шарики;
  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
  • складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
  • складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
  • играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
  • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • оборудованная сенсорная комната;
  •  сухой (шариковый) бассейн;
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  •  сенсорные панели;
  • наборы аромобаночек;
  • вибромассажер;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N п/п

Раздел

Тема

Сенсорное развитие

«Зрительное восприятие». «Посмотри на меня». ИОТ и ТБ.

«Зрительное восприятие». «Чего не стало?».

«Зрительное восприятие». «Поставь игрушки на своё место».

«Зрительное восприятие». «Куда полетела бабочка?».

«Зрительное восприятие». «Куда поехала машина?»

«Зрительное восприятие». «Чья тень?».

«Зрительное восприятие». «Чья тень?».

«Зрительное восприятие». «Машинка». «Мишка».

«Зрительное восприятие».  «Кукла». «Бабочка».

«Зрительное восприятие». «Зелёная травка». «Желтое солнышко».

«Зрительное восприятие». «Манипуляция больших и маленьких предметов».

Слуховое восприятие

«Надевание колец на стержень».

«Разбери пирамидку».

«Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»).

«На чем играет Петрушка?».

«Как говорят животные?».

«Как говорят животные?».

«Какой звучит инструмент?».

«Какой звучит инструмент?».

Кинестетическое восприятие

«Меховой мишка и бумажный мишка».

«Меховой мишка и бумажный мишка».

Предметно – практическая деятельность.

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

«Смешай краски». «Мыльные пузыри».

«Пересыпь горох».

«Открой баночку, заполни её фасолью».

«Собери бусинки».

«Заведи машинку».

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

«Открой баночку, сложи бусины».

«Матрешка».

«Найди предметы в песочнице». «Рисование красками, лучики солнца».

Двигательное развитие

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке».

«У медведя во бору».

«Заинька попляши».

«Кошка и воробушки».

«Воздушные снежинки».

«Воздушные шары».

«Бабочки».

«Гуси-гуси».

«Воробушки и автомобиль».

«Заинька попляши, беленький попляши».

«Ладушки – ладушки». «Сорока белобока».

Альтернативная коммуникация

«Узнай, какое у меня настроение».

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

Альтернативная коммуникация (знакомство  с художественными  произведениями)

«Теремок».

«Колобок».

«Мишка косолапый».

«Наша, Таня громко плачет».

«Игра жестов, книга – разговоров».

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.».

«Найди такой же». «Найди пару».

«Назови, одним словом». «Что лишнее?».

«Разноцветные палочки».

"Разноцветные колечки"

Предметно-практическая деятельность.

«Поделки из пластилина».

«Колобки, колбаски».

«Поможем кукле Кате прибраться».

«К нам придут гости».

«Чудесный мешочек». «Игры в песочнице».

Дидактическая игра «Собери человечка».

Дидактическая « Кукла Катя и её игрушки».

«Игрушки».

«Одежда». «Обувь».

«Мебель».

«Посуда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с ТМНР

Конспект занятия для детей с ТМНР...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Конспект занятия для детей с ТМНР второй год обучения

Речь и альтернативная коммуникация.Цель: Способствовать развитию импрессивной и экспрессивной речи детей с ТМНРЗадачи: Вызывать элементарные звуки и  звукоподражательные слова. Побуждать желание ...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР

В материале представлены: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1), презентация к занятию. План проведения предметны...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...