Рабочая программа "Математика 21 век", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Иркабаева Елена Александровна

Цели рабочей программы:

1) обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование

основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

2) предоставление основ начальных математических знаний и формирование

соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

3) умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;

узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

4) воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять

интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_4_klass_21_vek_2020-2021.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

      «СОГЛАСОВАНО»                                              «УТВЕРЖДЕНО»

      на заседании ПС                                                     приказом директора

      протокол №__                                                         по школе № ___

      от__.__.2020г.                                                        от __.__. 2020г.

 Рабочая программа

по математике

4-А  класс

Учителя: Иркабаева Елена Александровна

Калининград

2020

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Примерные программы начального общего образования. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010

3. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010

4. Авторская программа В. Н. Рудницкой «Математика», являющаяся составной частью системы "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта Н. Ф. Виноградова). М.: Вентана – Граф, 2012

Цели рабочей программы:

1) обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование

основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

2) предоставление основ начальных математических знаний и формирование

соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

3) умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;

узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

4) воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять

интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Задачи рабочей программы:

1) создать благоприятных условий для полноценного математического развития

каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

2) развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

3) сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений,

развить вычислительную культуру;

4) развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения,

проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В соответствие с требованиями ФГОС НОО с целью формирования и развития универсальных учебных действий, метапредметных компетентностей учащихся, в программу включены внутрипредметный и метапредметный модули:

  • внутрипредметный модуль "Решение нестандартных задач" – 24 часа,
  • метапредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" – 4 часа,
  • метапредметный модуль " Проектно-практические задачи " – 1 час,
  • метапредметный модуль "Предметная неделя" – 2 часа.

Содержание межпредметного и внутрипредметных модулей направлено на повышение уровня математической грамотности, расширение представлений учащихся о связях математики с другими областями знаний, формирование практический умений.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), из них 6 часов для проведения контрольных уроков.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:

Всероссийская проверочная работа 

административный контроль: входная контрольная работа, мониторинг за I полугодие, промежуточная аттестация по итогам учебного года;

текущий контроль: контрольная работа за 1 четверть, контрольная работа за 3 четверть.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.– М.: Вентана-Граф, 2017.

2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях.– М.: Вентана-Граф, 2017.

3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Проверочные и контрольные работы. 1-4 классы.– М.: Вентана-Граф, 2016.

4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Методика обучения. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Обучающиеся 4 класса научатся:

называть любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

выделять классы и разряды многозначного числа;

сравнивать многозначные числа и единицы величин, выраженных в одинаковых единицах: длины, массы, скорости, времени;

упорядочивать многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать и называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели: многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр;

читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

выполнять вычисления, используя письменные алгоритмы арифметических действий с многозначными числами;

вычислять неизвестные компоненты арифметических действий через знание способов вычисления слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя;

уметь построить отрезок, прямоугольник, равный данным, с помощью циркуля и линейки;

моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

анализировать структуру составного числового выражения; характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи;

строить высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…»;

контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;

решать учебные и практические задачи: записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов; вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.

Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться:

называть координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать величины, выраженные в разных единицах;

различать числовое и буквенное равенства; виды углов и виды треугольников; понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» задачи;

воспроизводить способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

оценивать точность измерений;

исследовать задачу на наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений;

читать информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи: вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; прогнозировать результаты вычислений; читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

измерять длину, массу, площадь с указанной точностью; сравнивать углы способом наложения и используя модели.

 

Личностные результаты:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- способность к самоорганизованности.

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,

 -понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию, обобщение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы.

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Предметные результаты:

Ученик научится:

- использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- основам логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов;

- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;

- действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

 - работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями;

- измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.

Ученик получит возможность научиться:

- применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

-  строить простейшие алгоритмы;

- представлять, анализировать и интерпретировать полученные в практической работе данные.

Содержание учебного курса

Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения.

Элементы арифметики.

Множество целых неотрицательных чисел. Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, C, D, M; запись дат римскими цифрами.

Свойства арифметических действий. Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3 – 4 вычислений.
Величины и их измерение.

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т = 10 ц, 1т = 1000 кг,

1 ц = 100 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Логико-математические понятия.

Высказывания. Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений. Решение задач на перебор вариантов.

Алгебраическая пропедевтика. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Элементы геометрии.

Многогранник. Вершины, рёбра и грани многогранника. Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остро-, прямо-, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы.

Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, рёбер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их развёрткам. Сопоставление фигур и развёрток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развёртку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.


Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

Раздел I. Множество целых неотрицательных чисел (6 ч)

1

Десятичная система счисления

1

2

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел

1

3

Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда

1

4

Способ чтения многозначного числа

1

5

Запись многозначного числа

1

6

Входная контрольная работа

1

Раздел II. Арифметические действия с многозначными числами (51 ч)

7

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел

1

8

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

4

9

Сравнение многозначных чисел в пределах миллиарда

3

10

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда

5

11

Сложение и вычитание многозначных чисел

2

12

Контрольная работа за 1 четверть

1

13

Распределительные свойства умножения

2

14

Умножение на 1000, 10000

2

15

Письменный алгоритм умножения

2

16

Умножение многозначного числа на двузначное

4

17

Умножение многозначного числа на трехзначное

5

18

Деление суммы на число.

3

19

Деление на 1000, 10000, …

2

20

Деление многозначного числа на однозначное

3

21

Деление многозначных чисел на двузначное число.

7

22

Способы проверки правильности результатов вычислений

2

23

Деление многозначных чисел на трехзначное число.

3

Раздел III. Величины и их измерение (7 ч)

24

Скорость. Нахождение скорости

1

25

Простые задачи на движение

2

26

Составные задачи на движение

2

27

Тонна. Центнер

1

28

Мониторинг за полугодие

1

Раздел IV. Алгебраическая пропедевтика (17 ч)

29

Графики. Таблицы. Диаграммы

2

30

Выражения с переменными.

2

31

Выражения с двумя и более переменными

2

32

Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х ·  5 = 5, х – 5 = 7, х : 5 = 15

3

33

Составление буквенных равенств.

2

34

Решение задач, содержащих в условии буквенные данные.

2

35

Решение задач алгебраическим способом

3

36

Контрольная работа за 3 четверть

1

Раздел V. Геометрические понятия (18 ч)

37

Построение точки с указанными координатами

1

38

Многогранник

1

39

Цилиндр.

1

40

Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток.

1

41

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

2

42

Угол и его обозначение.

1

43

Виды углов.

2

44

Практическая работа. Сравнение углов наложением.

1

45

Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

3

46

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).

2

47

Масштабы географических карт. Решение задач.

2

48

Всероссийская проверочная работа

1

Раздел VI. Высказывания (6 ч)

49

Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания

1

50

Высказывания со словами «неверно, что…»

1

51

Промежуточная аттестация

1

52

Составные высказывания

1

53

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или» и их истинность.

1

54

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «если..., то...» и их истинность.

1

Образовательные модули

1

Внутрипредметный модуль  «Решение нестандартных задач»

24

2

Метапредметные модули:

 «Иллюстрирование и моделирование текстов»,

«Проектно-практические задачи»

«Предметная неделя»

4

1

2

ИТОГО

136

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...