Конспект занятия
план-конспект

Конспект психологического занятия "Обогащение чувственного опыта через действия с различными предметами и контрастными материалами" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога Макуриной С.В.                                                

по теме «Обогащение чувственного опыта через действия с различными предметами и контрастными материалами»

Цель обучения – Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение  его потребности в возможности близкого контакта.

Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:

–формирование адекватной реакции на прикосновение взрослого;

– формирование у ребенка адекватной реакции на соприкосновение с материалами, различными по консистенции (жидкие, клейкие, сыпучие).

              2. Развивающие:

– развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка;

– развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;

– получение удовольствия от сенсорных ощущений;

– развитие  мелкой моторики пальцев рук.

              3. Воспитательные:

– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

– формировать навыки сотрудничества.

             4. Здоровьесберегающие:

– планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

– индивидуальный подход к каждому ребенку;

– чередовать статические и динамические задания;

– способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии.

Материально-техническое обеспечение занятия: массажные мячи разного размера, полупрозрачный платок, яркая игрушка, кисточка с мягкой щетиной, сыпучий материал(манка), клейкий материал (двусторонный скотч), жидкий (вода)

Продолжительность занятия: 45 минут

Содержание занятия:

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Задачи, которые решались в ходе выполнения заданий.

Организационный этап

1. Приветствие, установление контакта

1. Педагог приветствует детей инициирующим движением-прикосновением к центру груди.

2. Педагог усаживает детей на кресла перед собой.

1. Дети прислушиваются к тактильному контакту с педагогом.

2. Дети занимают свои места.

Организация детей.

Стимулирование развития коммуникации.

Формирование адекватной реакции на прикосновение взрослого

Основная часть  занятия

2. Фиксация внимания ребенка на себе, идентификация себя со своим именем

Педагог гладит каждого ребенка по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково говорит: «Никита— хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Никиту под платочком. Вот так, спрятали. Где Никита? Нет Никиты!» Затем ребенок (или педагог/ другой ребенок) снимает платочек и педагог восклицает: «Вот Никита!», одновременно похлопывая рукой ребенка по его груди, еще раз акцентируя его внимание на самом себе, на своем имени.

Упражнение повторяется поочередно с каждым ребенком.

Ребенок наблюдает за действиями педагога.

Ребенок прислушивается к словам педагога.

 Ребенок снимает платочек с себя (и с другого ребенка).

Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Стимулирование развития коммуникации посредством эмоционально насыщенной игровой деятельности и установления эмоционально-положительного контакта с ребенком.

3. Зрительная гимнастика

Педагог плавно  двигает яркую игрушку перед глазами каждого ребенка вверх/вниз, вправо/влево, стимулируя ребенка к прослеживанию за ней взглядом, максимально стараясь зафиксировать на ней внимание ребенка.

Ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает глазами ее движение.

Развитие зрительного восприятия, внимания

Расширение поля зрения

Улучшение фиксации взора

4. Музыкальная (динамическая) пауза

Педагог включает музыку.

Педагог двигается в такт музыке, побуждая детей подражать его действиям.

Ребенок прислушивается, возможно, двигается в такт музыки, подражая учителю.

Развитие зрительного, слухового восприятия.

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Формирование у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

5. Пальчиковая гимнастика  (пассивные упражнения кистей и пальцев рук)

Взрослый выполняет массаж рук и пальчиков ребенка массажными мячиками на фоне эмоционально-вербального общения с ним (рассказывает потешку «Колючий еж»):

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Он по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит

(движения массажным мячиком по каждому пальчику ребенка)

Ребенок манипулирует с массажным мячиком.

Ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Ребенок частично подражает действиям педагога (самостоятельно катает массажный мячик между своими ладошками).

Развитие мелкой моторики.

Развитие умений  адекватно реагировать на прикосновения человека.

Получение удовольствия от сенсорных ощущений.

6. Формирование у ребенка адекватной реакции на соприкосновение с материалами, различными по консистенции (жидкие, клейкие, сыпучие).

Педагог вкладывает в руку ребенка

контрастные предметы различной консистенции (шарик, наполненный водой, шарик, наполненный манкой), побуждая ребенка активно их ощупывать.

Педагог погружает руки ребенка в материал (емкость с водой, емкость с манкой)  и помогает ему ощупывать его, зачерпывать, переливать/пересыпать, гладить по поверхности), педагог вербально характеризует предлагаемый ребенку материал

.

1.Погладь киску (мягкая, теплая шерстка)

2.Потрогай бутылочку с водой (теплая, холодная вода)

3. Твердые предметы (кубики, баночки, шарики)

4. Мягкие предметы (игрушки, мячики, губка)

Ребенок прислушивается к своим ощущениям.

 Ребенок рассматривает предлагаемый предмет/материал, затем манипулирует с ним.

Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Развитие умений  адекватно реагировать на прикосновения человека.

Формирование у ребенка адекватной реакции на соприкосновение с материалами, различными по консистенции (жидкие, клейкие, сыпучие

Получение удовольствия от сенсорных ощущений.

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка

Завершающий этап

7. Прощание, снятие эмоционального и телесного напряжения

Педагог выполняет упражнение «Кисточка-ласковица».

Педагог поглаживает кисточкой руки, лицо ребенка под включенную тихую, спокойную музыку.

Педагог прощается с ребенком доступным ему способом.

Ребенок манипулирует с кисточкой.

Ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Ребенок частично подражает действиям педагога.

Развитие умений  адекватно реагировать на прикосновения человека.

Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия

Получение удовольствия от сенсорных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...