Рабочая программа курс "Шахматы в школе" 1 класс.
рабочая программа (1 класс)

Гриваченко Ольга Евгеньевна

Основу содержания курса составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_1_klass.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу   «Шахматы в школе»

1 класс

Учитель  Гриваченко О.Е.

        Санкт-Петербург

учебный год 2019 – 2020

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74) устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).

В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.

Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:

– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;

– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;

– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Основные задачи курса подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо-действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

ми группами.

Общая характеристика  учебного предмета.

Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.

В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.

Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;

– высокая степень травмобезопасности.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Место курса «Шахматы в школе» в учебном плане:

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов.

Результаты изучения курса

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (14 классы) должны:

приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Содержание рабочей программы

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.

Содержание рабочей программы

1.Шахматы мои друзья. История возникновения  шахмат (1ч.)

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам.

Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного

 понятия и шахматной игры в целом

 

2

Шахматная доска  (1ч.)

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

3. Горизонталь  (1ч)

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»,

4 . Вертикаль  (1ч)

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

5 . Диагональ  (1ч.)

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

6 .Шахматная нотация  (1ч)

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

7. Шахматные фигуры и начальная позиция  (1ч.)

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

8 . Ладья  (1ч.)

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции,

способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,

 «невозможный ход»

9 . Слон (1ч.)

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции,

объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий

«белопольный» и «чернопольный» слон

10. Ферзь  (1ч.)

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции,

 способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие .

11. Конь (1ч.)

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции,

способом передвижения коня по доске: ход и взятие . 

12 . Пешка  (1ч.)

Правила хода и взятия пешкой

 13. Превращение пешки  (1ч.)

Правила превращение пешки

14. Король (1ч)

Правила хода и взятия королём

15. Ценность фигур  (1ч)

Сравнительная сила фигур

16. Нападение  (1ч.)

Атакующие возможности фигур

17. Взятие. Взятие на проходе  (1ч)

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

18. Шах и защита от шаха (1ч.)

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

19. Мат (1ч.)

Постановка мата всеми фигурами

20.Пат ничья  (1ч.)

Варианты ничьей

21.Рокировка  (1ч.)

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

22. Основные принципы игры в начале партии  (1ч.)

Общие принципы игры в начале шахматной партии

23. Мат двумя ладьями одинокому королю (1ч.)

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

24. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю (1ч.)

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

25.Мат ферзём и королём одинокому королю (1ч.)

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

26. Материальное преимущество (1ч.)

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества

27 . Нарушение основных принципов игры в начале партии (1ч.)

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

28. Партии-миниатюры  (1ч.)

Анализ коротких партий

29. Запись шахматной партии (1ч.)

Способ ведения записи партии во время соревнований

30. Шахматный этикет (1ч.)

Правила поведения шахматиста во время партии

31–33 Шахматный турнир  (3ч.)

Участие в шахматном турнире

Итого 33 часа.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование  объектов и  средств материально-технического  обеспечения

Примечания

Книгопечатная  продукция

Программа «Шахматы в школе 1-4»  Е. А. Прудникова,

Е. И. Волкова.

     В  программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности  содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано  материально-техническое обеспечение образовательного процесса.      

                 Учебники

1. Е. А. Прудникова , Е. И. Волкова , Э. Э. Уманская

Шахматы в школе

Первый год обучения.

В учебниках представлены практические задания,   культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают   ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.

Методические пособия для учителя:  Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой, М: Просвещение,2017.

Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации.

                                           Информационно-коммуникативные средства

Электронная форма учебника Е. А. Прудникова и Е. И. Волкова (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).

Шахматы в начальной школе 1 класс.

Соответствует содержанию учебника.

Технические средства обучения

 Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

Магнитная доска. 

                                 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

                                                         Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Календарно-тематическое планирование курса « Шахматы в начальной школе» 1 класс.

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

 (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

Дата

Корректировка

Предметные

Метапредметноые

Личностные

1.

Шахматы - мои друзья.  История возникновения шахмат (1ч.)

Раскрыть суть понятия «шахматная игра», узнать о истории возникновения шахматной игры, познакомиться с правилами техники безопасности во время занятий.

1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему,. Выполняют творческое задание, двигательная активность, придумывают небольшой рассказ на заданную тему.

Демонстрационная доска, учебник

2.

Шахматная доска (1ч.)

Познакомятся с понятием «шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением фигур в начале партии.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

3.

Горизонталь. (1ч.)

Познакомятся  с понятием «горизонталь»,закрепляют полученные знания с помощью дидактических заданий.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник.

4.

Вертикаль. (1ч.)

Познакомятся с понятием «вертикаль»,закрепляют полученные знания с помощью дидактических заданий.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

5.

Диагональ (1ч.)

Познакомятся с понятием «диагональ», закрепляют полученные знания с помощью дидактических заданий.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

6.

Шахматная нотация  (1ч.)

Познакомятся с понятием «шахматная нотация», научатся определять «адреса» шахматных полей, закрепят полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция  (1ч.)

Познакомятся с начальной  позицией в шахматах, понятиями «королевский фланг», «ферзевый фланг».

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

8.

Ладья. (1ч.)

Познакомятся с шахматной фигурой «ладья», ее местом в начальной позиции, научатся объяснять способы передвижения ладьи по доске (ход и взятие), разобрать понятие «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

9.

Слон  (1ч.)

Повторение- ход и взятие ладьей, познакомятся с шахматной фигурой «слон», местом слона в начальной позиции, узнают способы передвижения слона по доске (ход и взятие). Познакомятся с понятиями  «белопольный слон», «чернопольный слон», закрепление знаний с помощью дидактических упражнений.

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

10.

Ферзь (1ч.)

Познакомятся с шахматной фигурой «ферзь», ее местом в начальной позиции, узнают способы передвижения ферзя по доске (ход и взятие), познакомятся с понятиями «тяжелые фигуры» и «дальнобойные фигуры», закрепление знаний с помощью дидактических упражнений.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

11.

Конь (1ч.)

Знакомство с шахматной фигурой «конь», ее местоположением в начальной позиции, усвоят способы передвижения коня по доске (ход и взятие), познакомятся с понятием  «легкие фигуры», закрепят полученные знания.

1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

12.

Пешка  (1ч.)

Знакомство с шахматной фигурой «пешка»,  ее местоположением в начальной позиции, способами  передвижения пешки по доске (ход и взятие), узнают понятие «сдвоенные пешки», закрепят полученные знания.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

13.

Превращение пешки  (1ч.)

Повторят ходы и взятие пешкой.

Познакомятся с понятиями

« превращение пешки»,  «проходная пешка».

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

14.

Король (1ч.)

Познакомятся с шахматной фигурой «король», ее местоположением в начальной позиции, объяснить способы передвижения короля по доске (ход и взятие), разберут понятие  «битое поле», закрепят полученные знания.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

15.

Ценность фигур (1ч.)

Узнают ценность шахматных фигур, сравнительную силу шахматных фигур, усвоят понятия « равноценный размен», «неравноценный размен», «качество».

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

16.

Нападение (1ч.)

Знакомство с атакующими возможностями шахматных фигур, научатся создавать нападение и видеть угрозы партнера.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

17.

Взятие. Взятие на проходе.

(1ч.)

Познакомятся с возможностью взятия различными фигурами, с понятиями « выгодное взятие» и «невыгодное взятие», «взятие на проходе» в различных позициях.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

18.

Шах и защита от шаха.

(1ч.)

Знакомство с понятие шах и способами защиты от него.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

19.

Мат.

(1ч.)

Знакомство с понятием «мат».

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

20.

Пат- ничья.

(1ч.)

Знакомство с понятием «пат».

Слушают рассказ учителя, обсуждают тему, выполняют задания , работают у  доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

21.

Рокировка.

(1ч.)

Знакомство с понятием «рокировка»,  «искусственная рокировка», видами рокировки; условиями при которых рокировка может быть сделана.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

22.

Основные принципы игры в начале партии.

(1ч.)

Познакомятся с основными принципами игры в начале партии.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

(1ч.)

Познакомятся с техникой матования одинокого короля двумя ладьями,  с значением термина «анализ».

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

24.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

(1ч.)

Познакомятся с техникой матования одинокого короля ферзем и ладьей,  с значением термина «матовое поле».

1. Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения;

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

3. Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему,

выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

25.

Мат ферзем и королем одинокому королю

(1ч.)

Познакомятся с техникой матования одинокого короля ферзем и королем,  с значением термина «цейтнот», узнают принцип работы шахматных часов.

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

26.

Материальное преимущество.

(1ч.)

Познакомятся с понятием «материальное преимущество» и «позиционное преимущество», методами определения материального преимущества и причинами его возникновения, узнают значение слова «зевок» применительно к шахматной партии.

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

(1ч.)

Познакомятся с ошибочными ходами в начале партии, с значением термина «инициатива»

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

28.

Партии-миниатюры

(1ч.)

Познакомятся на примерах, к чему приводит несоблюдение основных принципов игры в начале партии, изучение «детского мата» и способов защиты от него, с терминами «мат Легаля» и « жертва».

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

29.

Запись шахматной партии. (1ч.)

Познакомятся с шахматной нотацией, научатся записывать шахматную позицию и партию, объяснять значение терминов «гроссмейстер», «соревнование»

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

30.

Шахматный этикет (1ч.)

Познакомятся с правилами поведения партнеров во время игры, с значением термина «шахматный кодекс»

Слушают рассказ учителя, обсуждают поднятую тему, выполняют задания учителя, работают у демонстрационной доски.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

31-33.

Шахматный турнир. (3ч.)

Закрепление полученных знаний в ходе игры.

Соревновательная деятельность, практическая игра с партнером.

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски. (по одной на парту), учебник

Лист коррекции и внесения  изменений

           

Дата

Форма коррекции

(объединение тем, домашнее изучение + кр)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....