Рабочая программа по изобразительному искусству.
рабочая программа

Тупоносова Светлана Михайловна

Рабочая программа по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_1-4_.docx76.3 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС)

по учебникам УМК «Школа России» 2-4 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г. о Похвистнево, в соответствии с примерной программой по учебному предмету: «Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству 1-4 классы» (Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, В.Г. Горяевой, А.С. Питерских Г.Е. (УМК «Школа России»)  М.,«Просвещение», 2015 г.);

Для реализации программного материала используются учебники:

1.  Неменская Л.А. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;

2. Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс

3.Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас. 3 класс

4.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс

  Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса:

•  формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Структура рабочей программы включает следующие обязательные компоненты:

  1. Титульный лист.

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального основного образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

  1. Содержание  учебного  предмета,  курса  с  указанием  форм  организации  учебных

занятий, основных видов деятельности.

  1. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; форм контроля, используемых для проверки достижения планируемых результатов

  1. Описание   учебно-методического   обеспечения   образовательной   деятельности

(УМК)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального  общего образования.

 Изучение курса в начальной школе обучения направлено на достижение следующих целей:

-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

-овладение элементарной художественной грамоты; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Примерная Основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  № 3/15 от 28.10.2015 ).

3. Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней образовательной школы пос. Октябрьский городского округа Похвистнево. Утверждена приказом ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о. Похвистнево от 26.08.2020 №49.

4.  Изобразительное искусство 1-4. Сборник рабочих программ. Под редакцией Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, Москва, Просвещение -2015год

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство.1 класс.Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019..

2.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.2 класс Искусство и ты:

Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019..

3. Изобразительное искусство.3 класс Искусство вокруг нас: . Учебник для 3 класса начальной школы ( Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.): Просвещение, 2019.

4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 класс. Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2020г.

Общая характеристика предмета.

    Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Это изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Место предмета в учебном плане

     На изучение курса "Изобразительное искусство" в начальной школе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровеньсформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

1 КЛАСС

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

·положительно относится к урокам изобразительного искусства.

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

·чувства уважения к народным художественным традициям России;

·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты

Обучающийся научиться:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

·адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

·выполнять работу по заданной инструкции;

·использовать изученные приёмы работы красками;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

·вносить коррективы в свою работу;

·понимать цель выполняемых действий,

·адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

·решать творческую задачу, используя известные средства;

·включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

·«читать» условные знаки, данные в учебнике;

·находить нужную информацию в словарях учебника;

·вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

·различать цвета и их оттенки,

·соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

·различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

·сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

·характеризовать персонажей произведения искусства;

·группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

·конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

·отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

·выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·участвовать в коллективном обсуждении;

·выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

·выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

·быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).

Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).

Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.

Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.

Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.

Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).

Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).

Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).

Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).

Выполнять простые по композиции аппликации.

2 КЛАСС

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

·положительно относится к урокам изобразительного искусства.

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

·чувства уважения к народным художественным традициям России;

·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты

Обучающийся научиться:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

·адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

·выполнять работу по заданной инструкции;

·использовать изученные приёмы работы красками;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

·вносить коррективы в свою работу;

·понимать цель выполняемых действий,

·адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

·решать творческую задачу, используя известные средства;

·включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

·«читать» условные знаки, данные в учебнике;

·находить нужную информацию в словарях учебника;

·вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

·различать цвета и их оттенки,

·соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

·различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

·сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

·характеризовать персонажей произведения искусства;

·группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

·конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

·отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

·выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·участвовать в коллективном обсуждении;

·выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

·выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

·быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;

называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;

называть ведущие художественные музеи России;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3 КЛАСС

Личностные результаты.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

·положительно относится к урокам изобразительного искусства.

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

·чувства уважения к народным художественным традициям России;

·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты

Обучающийся научиться:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

·адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

·выполнять работу по заданной инструкции;

·использовать изученные приёмы работы красками;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

·вносить коррективы в свою работу;

·понимать цель выполняемых действий,

·адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

·решать творческую задачу, используя известные средства;

·включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

·«читать» условные знаки, данные в учебнике;

·находить нужную информацию в словарях учебника;

·вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

·различать цвета и их оттенки,

·соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

·различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

·сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

·характеризовать персонажей произведения искусства;

·группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

·конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

·отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

·выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·участвовать в коллективном обсуждении;

·выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

·выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

·быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

узнавать ведущие художественные музеи России.

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

4 КЛАСС

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

·положительно относится к урокам изобразительного искусства.

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

·чувства уважения к народным художественным традициям России;

·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты

Обучающийся научиться:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

·адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

·выполнять работу по заданной инструкции;

·использовать изученные приёмы работы красками;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

·вносить коррективы в свою работу;

·понимать цель выполняемых действий,

·адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

·решать творческую задачу, используя известные средства;

·включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

·«читать» условные знаки, данные в учебнике;

·находить нужную информацию в словарях учебника;

·вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

·различать цвета и их оттенки,

·соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

·различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

·сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

·характеризовать персонажей произведения искусства;

·группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

·конструировать объекты дизайна.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

·отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

·выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·участвовать в коллективном обсуждении;

·выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

·выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

·быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения

о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;

об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);

Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;

Научатся применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)

Выражать отношение к произведению;

чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

изображать форму, строение, цвет предметов;

соблюдать последовательное выполнение рисунка;

определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы декоративных узоров;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

применять приёмы народной росписи;

расписывать готовые изделия по эскизу;

применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.

 Содержание тем учебного курса

1 класс (33 ч)

Ты учишься изображать(8ч)

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения помогает видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объёме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидно.(настроение)

Художники и зрители (обобщение темы)

Ты украшаешь.(9ч)

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Ты строишь.(8ч)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Всё имеет своё строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живём (обобщение темы)

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.(5ч)

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования.(обобщение темы)

2 класс (34 ч)

Ты и искусство

Чем и как работает художник?(8ч)

Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.

Реальность и фантазия. (7 ч)

Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии

О чём говорит искусство? (11 ч) 

Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение

Как говорит искусство? (8 ч)

Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.

3 класс

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме (8ч)

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника на улицах твоего города.

Искусство на улицах твоего города(8ч)

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города.(обобщение темы)

Художник и зрелище (10ч)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы)

Художник и музей (8ч)

Музей в жизни города.

Картина-особый мир. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы)

4 класс (34 ч)

Каждый народ — художник.

Истоки родного искусства (8ч.) 

Пейзаж родной земли.

Деревня – деревянный мир.

Красота человека

Народные праздники (обобщение темы)

Древние города нашей земли (7ч.) 

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины - защитники.

«Золотое кольцо России».

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ – художник (11 ч.).

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Искусство оригами.

Образ человека, характер одежды  в японской культуре.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города  в пустыне.

Древняя Эллада.

Олимпийские игры.

Средневековый город.

Образ готического храма в средневековом городе.

Многообразие художественных  культур  в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

Искусство объединяет народы (8ч.) 

Тема материнства в искусстве.

Образ Богоматери в русском  и западно-европейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание Дорогою добра.

Герои-защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежда.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

в 1 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час

Дата

Ты учишься изображать(9 ч.)

1(1)

 Изображения всюду вокруг нас.

1

2(2)

 Мастер Изображения учит видеть.

1

3(3)

Изображать можно пятном

1

4(4)

Изображать можно в объёме

1

5(5)

Изображать можно линией.

1

6(6)

Разноцветные краски.

1

7(7)

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1

8-9

(8-9)

Художники и зрители (обобщение темы)

2

Ты украшаешь (9ч)

1(10)

Мир полон украшений.

1

2(11)

Цветы.

1

3(12)

Красоту нужно уметь замечать.

1

4(13)

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

5(14)

Красивые рыбы. Монотипия.

1

6(15)

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

1

7(16)

Узоры, которые создали люди.

1

8(17)

Как украшает себя человек

1

9(18)

Мастер Украшений помогает сделать праздник

1

Ты строишь(11ч)

1(19)

Постройки в нашей жизни.

1

2(20)

Дома бываю разными.

1

3(21)

Домики, которые построила природа.

1

4(22)

Дом снаружи и внутри.

1

5-6

(23-24)

Строим город.

1

7-8

(25-26)

Всё имеет своё строение.

1

9-10

(27-28)

Строим вещи.

1

11(29)

Город, в котором мы живём

1

Изображение, украшение, постройка – всегда помогают друг другу (4ч)

1(30)

Три брата-Мастера всегда трудятся вместе

1

2(31)

Праздник весны. Праздник птиц.

1

3(32)

Разноцветные жуки.

1

4(33)

Сказочная страна. Времена года.

1

ИТОГО:

33Ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

для учителя:

- Рабочая программа «Изобразительное искусство. 1-4 класс» под редакцией               Н.Б.Неменского, Москва «Просвещение «2015», электронный вариант

для ученика:

Неменская Л.А Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь

 Учебник для 1 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.

  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь Рабочая тетрадь. 1 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019 (электронный вариант).

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе

УМК «Школа России»

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час

Д\з

Дата

 ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК? (8 ч.)

1(1)

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

с.24-27

2(2)

Белая и чёрная краски.

с.30-31

3(3)

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

с.34-43

4(4)

Выразительные возможности графических материалов

с.40-45

5(5)

Что может пластилин?

с.44-57

6(6)

Бумага, ножницы, клей.

с.48-49

7(7)

Что такое аппликация?

с.50-53

8(8)

Неожиданные материалы

с.54-55

Реальность и фантазия (7ч.)

9(1)

Изображение и реальность.

с.58-61

10(2)

Изображение и фантазия.

с.62-65

11(3)

Украшение и реальность.

с.66-69

12(4)

Украшение и фантазия.

с.70-73

13(5)

Постройка и реальность.

с.74-75

14(6)

Постройка и фантазия.

с.76-77

15(7)

Конструируем природные формы. Конструируем сказочный город

с.78-85

О чём говорит искусство(11ч.)

16(1)

Изображение природы в различных состояниях.

с.88-91.

17(2)

Художник изображает настроение

с.92-95

18(3)

Изображение характера животных

с.96-99

19-20

(4-5)

Изображение характера человека

с.100-105

21(6)

Образ человека в скульптуре.

с.106-107

22-23

(7-8)

Человек и его украшения.

с.108-111

24-25

(9-10)

О чём говорят украшения.

с.112-117

26(11)

Образ здания.

с.118-121

Как говорит искусство? (8ч.)

27(1)

Тёплые и холодные тона. Борьба тёплого и холодного.

с.124-129

28(2)

Тихие  цвета.

с.130-131

29(3)

Что такое ритм линий?

с.132-133

30(4)

Ритм и движение пятен.

с.134-135

31(5)

Что такое ритм пятен?

1

136-137

32(6)

Характер линий

с.138-139

33(7)

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

с.140-141

34(8)

Итоговая промежуточная аттестация(тест)

Не задано

                                                                                                                                ИТОГО: 34 Ч

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

для учителя:

- Рабочая программа «Изобразительное искусство. 1-4 класс» под редакцией               Н.Б.Неменского, Москва «Просвещение «2015», электронный вариант

-

для ученика:

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.

  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУССТВА

3 КЛАСС.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

(авт. Н .А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров и др.)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дом.задание

Дата

Искусство в твоем доме (8 часов)

1(1)

Твои  игрушки (создание формы, роспись).

1

с.12-17, вопросы

2(2)

Посуда у тебя дома.

1

с.18-25, вопросы

3-4

(3-4)

Мамин платок.

2

с.30-33, вопросы

5(5)

Обои и шторы  у тебя дома.

1

с.26-29, вопросы

6(6)

Твои книжки.

1

с.34-39, вопросы

7(7)

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

с.40-42, вопросы

8(8)

 Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1

с.43

Искусство на улицах твоего города (8 часов)

9(1)

Памятники архитектуры.

1

с.46-51, вопросы

10(2)

Витрины на улицах.

1

с.64-67, вопросы

11(3)

Парки, скверы, бульвары.

1

с.52-55, вопросы

12(4)

Ажурные ограды.

1

с.56-59, вопросы

13(5)

Фонари на улицах и в парках.

1

с.60-63, вопросы

14(6)

Новогодний фонарик.

1

с.62

15(7)

Удивительный транспорт.

1

с.68-71, вопросы

16(8)

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

1

с.73

Художник и зрелище (10 часов)

17(1)

Художник в театре.

1

с.80-83, вопросы

18(2)

Образ театрального героя.

1

с.84-87, вопросы

19(3)

Театральные маски.

1

с.94-98, вопросы

20(4)

Театр кукол.

1

с.88-93, вопросы

21(5)

Театральный занавес.

1

нарисовать

22(6)

Афиша и плакат.

1

с.98-101, вопросы

23(7)

Художник в цирке.

1

с.77-79, №1

24(8)

Театральная программа

1

нарисовать

25(9)

Праздник в городе

1

с.102-103, вопросы

26(10)

Школьный карнавал. Обобщение темы

1

с.104-106, вопросы

Художник и музей (8 часов)

27(1)

Музеи в жизни города.

1

с.108-109, вопросы

28(2)

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

1

с.110-111, вопросы

29(3)

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

1

с.126-129, вопросы

30(4)

Картина-портрет.

1

с.121-125, вопросы

31(5)

Картины исторические и бытовые.

1

с.130-131, вопросы

32(6)

Скульптура в музее и на улице.

1

с.132-137, вопросы

33(7)

Музеи архитектуры.

1

с.112-113, вопросы

34(8)

Художественная выставка. Обобщение темы

1

с.138-139, вопросы

                     

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Печатные пособия.  

 2. Интернет-ресурсы.

http://www.proshkolu.ru

http://pedsovet.org

http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html

     

3. Материально-технические средства.

Ноутбук, интерактивная доска, проектор

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

УМК «ШКОЛА РОССИИ» 4 класс

(авт. Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной)

№п/п

Тема урока

Кол-во

час

Д/З

Дата

                                        Искусство в твоём доме (8 ч.)

1

Пейзаж родной земли.

1

с.14-19

2

Красота природы в произведениях русской живописи.

1

Приготовить сообщение по плану

3

Русская красавица.

1

рисунок

4

Деревня – деревянный мир.

1

с 20-27

5

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

1

с.28-33

6

Образ русского человека в произведениях художников.

1

с.35-39

7

Календарные праздники.

1

рисунок

8

Народные праздники.

1

 с.40-45

                                       Древние города нашей земли (7ч.)

9

Родной угол.

1

с.46-53

10

Древние соборы.

1

с.54-55

11

Города Русской земли.

1

с.56-59

12

Древнерусские воины - защитники.

1

рисунок

13

«Золотое кольцо России».

1

с.60-70

14

Узорочье теремов.

1

с.71-73

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

с.74-77

                                   Каждый народ – художник (11ч.)

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

1

с.80-82

17

Искусство оригами.

1

с.883-84

18

Образ человека, характер одежды  в японской культуре.

1

с.85-91

19

Народы гор и степей.

1

с.92-94

20

Юрта как произведение архитектуры.

1

с.94-101

21

Города  в пустыне.

1

с.103-109

22

Древняя Эллада.

1

с.110-118

23

Олимпийские игры.

1

с.118-120

24

Средневековый город.

1

с.120-1213

25

Образ готического храма в средневековом городе.

1

с.126-134

26

Многообразие художественных  культур  в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

1

с.135

                                    Искусство объединяет народы (8ч.)1

27

Тема материнства в искусстве.

1

с.139-143

28

Образ Богоматери в русском  и западно-европейском искусстве.

1

Записи в тетради

29

Мудрость старости.

1

с.144-147

30

Сопереживание Дорогою добра.

1

с.148-151

31

Герои-защитники.

1

с.152-153

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

1

Сообщение по плану

33

Юность и надежда.

1

с.154-155

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Не задано

               Материально-техническое обеспечение учебного процесса

-  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.:   Просвещение, 2019.

- Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов  Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.

-  Сборники статей о изобразительном искусстве.

- Книги о художниках.

 - Научно - популярная литература по искусству.

- Портреты художников.

- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся  художников

- Персональный компьютер.

- Интерактивная доска.

  ИКТ и ЦОР:

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

УМК «ШКОЛА РОССИИ» 4 класс

(авт. Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной)

№п/п

Тема урока

Кол-во

час

Д/З

Дата

                                        Искусство в твоём доме (8 ч.)

1

Пейзаж родной земли.

1

с.14-19

2

Красота природы в произведениях русской живописи.

1

Приготовить сообщение по плану

3

Русская красавица.

1

рисунок

4

Деревня – деревянный мир.

1

с 20-27

5

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

1

с.28-33

6

Образ русского человека в произведениях художников.

1

с.35-39

7

Календарные праздники.

1

рисунок

8

Народные праздники.

1

 с.40-45

                                       Древние города нашей земли (7ч.)

9

Родной угол.

1

с.46-53

10

Древние соборы.

1

с.54-55

11

Города Русской земли.

1

с.56-59

12

Древнерусские воины - защитники.

1

рисунок

13

«Золотое кольцо России».

1

с.60-70

14

Узорочье теремов.

1

с.71-73

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

с.74-77

                                   Каждый народ – художник (11ч.)

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

1

с.80-82

17

Искусство оригами.

1

с.883-84

18

Образ человека, характер одежды  в японской культуре.

1

с.85-91

19

Народы гор и степей.

1

с.92-94

20

Юрта как произведение архитектуры.

1

с.94-101

21

Города  в пустыне.

1

с.103-109

22

Древняя Эллада.

1

с.110-118

23

Олимпийские игры.

1

с.118-120

24

Средневековый город.

1

с.120-1213

25

Образ готического храма в средневековом городе.

1

с.126-134

26

Многообразие художественных  культур  в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

1

с.135

                                    Искусство объединяет народы (8ч.)1

27

Тема материнства в искусстве.

1

с.139-143

28

Образ Богоматери в русском  и западно-европейском искусстве.

1

Записи в тетради

29

Мудрость старости.

1

с.144-147

30

Сопереживание Дорогою добра.

1

с.148-151

31

Герои-защитники.

1

с.152-153

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

1

Сообщение по плану

33

Юность и надежда.

1

с.154-155

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Не задано

               Материально-техническое обеспечение учебного процесса

- Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2019

-  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.:   Просвещение, 2019.

- Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов  Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.

-  Сборники статей о изобразительном искусстве.

- Книги о художниках.

 - Научно - популярная литература по искусству.

- Портреты художников.

- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся  художников

- Персональный компьютер.

- Интерактивная доска.

  ИКТ и ЦОР:

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Приложение1

Формы контроля знаний, умений, навыков

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...