Рабочая программа ИЗО 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Воронцова Марина Андреевна

Рабочая программа ИЗО УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_4_b.docx76.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

по программе:  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ «НОШ п. Центральный» на 2016-2017 учебный год.        

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-

тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая характеристика предмета

УМК. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, Москва, «Просвещение», 2012г.

    Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими  деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия работы, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Задачи, реализуемые в 4 классе

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 ч).

Учебно – тематический план

Раздел

Количество часов

  1. Восхитись вечно живым миром красоты

11

  1. Любуйся ритмами в жизни природы и человека

14

  1. Восхитись созидательными силами природы и человека

9

Итого

34

Содержание программы учебного предмета

1. Восхитись вечно живым миром красоты (11ч)

Красота и разнообразие состояний осенней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний осенней природы в произведениях художников-живописцев XX века. Натюрморт: свет, цвет, форма. Русские лаки: традиции мастерства. Восприятие произведений народных мастеров лакового промысла М.Митрофанова, Н.Мажаева, Н.Антипова из Жостова. Русский расписной поднос. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Восприятие натюрмортов выдающихся отечественных живописцев XX в. В.Серова, И.Машкова, З.Серебряковой, В.Стожарова, Р.Рохлина и современных графиков Г.Бочарова, А.Бородина. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Пейзаж: пространство и цвет. Восприятие произведений художников-пейзажистов XIX – XX вв. И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, Б.Шербакова, В.Крылова, В.Шелкова. Русская майолика: традиции мастерства. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Живая природа: форма и цвет, пропорции.

          Характеристика деятельности обучающихся

Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.

Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров –расписные лаковые подносы.

Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма.

Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Исследовать возможности живописи.

Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб.

Использовать справочные источники и поисковые системы Интернета для сбора информации.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

2. Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14ч)

Красота и разнообразие состояний зимней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний зимней природы в произведениях художников-живописцев Т.Мавриной, Т.Яблонской, А.Пластова, А.Малетина, К.Воробьёва, Н.Гончаровой, народного мастера из Ростова Великого. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Восприятие произведений художников-пейзажистов XIX – XX вв. И.Шишкина, Д.Шмаринова, В.Прибыткова, Л.Киселёвой. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Восприятие произведений народного мастера Г.Скрипунова из Федоскина, современного художника П.Парухнова. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Русский народный костюм: узоры-обереги. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Восприятие произведений известных русских художников XX в. Н.Рериха, А.Головина, И.Билибина. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Памятники архитектуры: импровизация. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Характеристика деятельности обучающихся

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы.

Сравнивать произведения живописи.

Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Выполнять творческие и поисковые задания.

Выбирать художественные материалы соответственно решению творческой задачи.

Выражать в творческой работе свое отношение к изображению натюрморта.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях.

Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства.

Исследовать и выбирать разные техники и художественные материалы.

Составлять коллекцию иллюстраций, открыток, фотографий семьи, русских народных пословиц и поговорок о народном женском костюме.

3. Восхитись созидательными силами природы и человека (9ч)

Красота и разнообразие состояний весенней природы. Восприятие красоты разнообразных состояний весенней природы в произведениях художников-живописцев А.Остроумовой-Лебедевой, З.Шевандроновой, В.Хлызова. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Восприятие произведений народного декоративно – прикладного искусства В.Липицкого из Федоскина. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Восприятие русских народных игрушек из дерева, созданных мастерами разных регионов России. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

 Характеристика деятельности обучающихся

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы.

Высказывать свое мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. 

Различать соотношения частей лица человека в разных позициях.

Рисовать женский портрет самого дорого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т.д.), передавать его красоту, неповторимость.

Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Планируемые результаты освоения по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

1.Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

      2.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

3.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

4.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

5.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

6.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

      1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
      знать/понимать:

      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
            • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

        уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

 выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира.

Система оценки планируемых результатов 

Критерии оценивания предметных умений

Высокий уровень

- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Повышенный уровень

- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Средний уровень

- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Уровень ниже среднего

- поставленные задачи не выполнены.

Для выяснения роли контроля в процессе обучения ИЗО рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В соответствии с формами обучения на в процессе обучения применяются три  формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

На уроках проводится  три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

Шпикалова Т. Я.

( 1 час в неделю)

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

план

факт

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

1

Целый мир от красоты. Пейзаж.

1

О чем говорит искусство? Представление о многообразии мира. Образ пространства в искусстве. Произведения изобразительного искусства отечественных авторов, отражающих представление о мироздании. Образ мира у древних славян. Каким видится мир каждому из нас. Создание композиции, отображающей представления о многообразии мира. Композиционные схемы рисунка.

Уметь находить в произведениях живописи теплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр.  Получат представление о целостной картине мира через художественный образ произведений разных видов искусства. Знать о композиционных схемах, последовательность работы над рисунком. Овладение изобразительными и композиционными навыками: в передаче собственного представления о мире. Уметь  работать с учебником и творческой тетрадью, отображать в рисунке свои представления о многообразии мира

Рисунок, отражающий народное представление

о мире:

«Рыбам –

вода, птицам – воздух, человеку – вся земля», вы- полненный цветными карандашами, фломастерами или цветными мелками (по выбору)

Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа.

Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда.

Познавательные –общеучебные умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни – символе мироздания.

Коммуникатив-ные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности. Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету.

05.09

2

Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки.

1

Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе
и изобразительном искусстве. Произведения народного и профессионального искусства, отображающие общие истоки в природе и мифопоэтическое отношение человека к ней. Анализ набросков деревьев, выполненных И. Шишкиным. Советы художника. Последовательность работы над рисунком.

Расширят представление об одном из ведущих и древнейших символов-образов искусства – древа. Узнают о связи между явлениями и объектами природы и их художественным отображением в произведениях живописи, графики, народного искусства с опорой на материал предыдущего урока. Научатся передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Овладеют навыками быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия»

Наброски и зарисовки деревьев
с натуры или по памяти, по представлению, выполненные карандашами, углем, фломастером или мелками
(по выбору)

12.09

3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж.

1

Классический русский пейзаж. Пейзажи

И. Шишкина,

 А. Саврасова, И.Левитана,

Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины. Пейзаж России: создание композиции в графической технике. Выбор способа воплощения замысла, подбор художественных материалов

Расширят представление о жанрах изобразительного искусства, о пейзаже.
Узнают о способах решения композиции (условно-декоративное и реалистическое). Овладеют приемами композиционного построения пейзажа с изображением деревьев, графических навыков, в передаче замысла художественными средствами.

Творческая работа: нарисовать свою композицию на тему «Величие и красота могучего дерева»

19.09

4

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.

1

Народные промыслы России. Городец. Древние символы в городецкой живописи. Связь приемов письма городецкой живописи с древнерусской живописью. Русские прялки – явление национального творчества. Сохранение традиций народного мастерства городецкой росписи современными мастерами народного художественного промысла в г. Городце. Композиционные мотивы: изображение цветов и листьев. Кистевая роспись. Термины и понятия: подмалёвка, «разживка»

Получат представление о том, как мотив дерева
в городецкой росписи передает связь человека с природой, родной землей. Узнают суть терминов:
подмалёвка, «разживка», о связи приемов письма городецкой живописи и древнерусской, о традициях народного промысла. Овладеют приемами цветочной росписи на примере современных рисунков мастера: подмалёвка, «разживка чёрным цветом», «разживка белилами»,
в процессе исполнения художественно-творческой задачи на повтор

Творческая работа: выполнить упражнение
на изображение «разживок» для цветов. С помощью «разживки черным цветом» и «разживки белилами» завершить роспись цветущей ветки.

26.09

5

Птица – символ света, счастья
и добра.

Декоративная композиция.

1

Образ птицы-света

в разных видах народного творчества. Изображение городецких птиц.

Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи. Включение парных птиц в композицию. Приемы выполнения рисунка кистью парных фигур птиц
у цветущей ветки

Углубят представление

о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений. Узнают о многоцветии палитры городецких мастеров, образе- символе-птице. Овладеют навыками кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию. Научатся выполнять рисунок парных птиц в технике городецкой росписи.

Творческая работа: нарисовать кистью парные фигуры – две птицы
у цветущей ветки.

03.10

6

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция.

1

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы.

Углубят представление

о традиционном образе коня в народном творчестве,

о емкости фольклорных представлений. Овладеют навыками кистевой росписи. Научатся выполнять рисунок коня в технике городецкой росписи

Творческая работа: нарисовать коня
и украсить его «разживкой»

10.10

7

Связь поколений

в традициях Городца. Декоративная композиция.

1

Связь поколений в традиции Городца.

Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет.

Образ мира в городецкой прялке. Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи.

Узнают о роли традиции в поэтике художественного языка народного искусства, передаваемого из поколения в поколение, содержание понятия «народный художественный промысел», о значении народного искусства
в жизни. Научатся решать творческие задачи на импровизацию. Закрепят навыки росписи кистью.

Творческая работа: расписать городецкое панно самостоятельно

17.10

8

Знатна Русская земля мастерами
и талантами. Портрет.

1

Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы  изображения головы человека в разных поворотах. Термины и понятия: фас, профиль, поясной портрет, в полный рост.

Расширят представление о портрете как жанре изобразительного искусства. Углубят знания о строении, пропорциях головы человека и способах ее изображения в разных поворотах. Овладеют композиционными умениями и навыками: в создании портретного образа человека художественно-творческой профессии. Научатся передавать свое эмоциональное отношение к изображаемому герою, рисовать портрет конкретного человека творческой профессии (художника, народного мастера)

Творческая работа: нарисовать народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Рассказ о местных художниках, мастерах народного искусства.

24.10

9

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж.

1

Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта

К. Бальмонта. Настроение картины. Приемы изображения движущихся облаков. Варианты графического решения облачных масс.

Графические наброски на передачу динамики.

Расширят представление о пейзаже как о жанре искусства, о приемах передачи статики и динамики графическими средствами.

Закрепят графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков.

Овладеют ассоциативным мышлением при восприятии явлений природы и отображении их в набросках.

Творческая работа: выполнить
упражнение на передачу динамики движущихся облаков. Создать свою композицию состояния неба
с несущимися облаками.

07.11

10

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по

памяти и представлению.

1

Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна,

А. Дейнеки и др. Статика и динамика. Живописные средства художественной выразительности, используемые для передачи статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники.

Получат представление о том, что жизнь – это вечное движение. Расширят представ-ление об искусстве как об универсальном способе отображения изменчивости

в природе и человеческой жизни, о пейзаже, основах композиции. Овладеют живописными умениями
и навыками в передаче статики и динамики на примере изображения деревьев, людей, транспорта и другой техники.
Углубят представление о живописных средствах художественной выразительности.

Творческая работа: выполнить
с натуры зарисовки деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Составление композиционных схем понравившихся произведений.

14.11

11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция.

1

Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов.

Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта). Пейзаж с изображением людей и техники в движении: последовательность работы

Расширят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей с изображением людей и техники. Закрепят навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта. Научатся объединять природные явления, людей, технику в собственной творческой композиции.

Творческая работа: представить и изобразить пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополнить его изображениями домов, людей, техники.

21.11

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

12

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет.

1

Родословное дерево –

древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи

Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената.

Духовно-эстетическая ценность коллекции

 Д. Г. Бурылина.

Произведения выдающихся художников, изображавших семейные портреты (Ф. Толстой,

 И. Симонов, Рембрандт и др.). Композиционные схемы изображения
головы. Особенности рисования характерных пропорций лица.

Расширят свое представление о портрете как о жанре изобразительного искусства.

Узнают суть понятия «родословное древо», о заслугах и родословном древе коллекционера и мецената

Д. Г. Бурылина. Овладеют навыками рисования с помощью композиционных схем изображения головы. Научатся рисовать портрет, передавать свое отношение к создаваемому портрету.

Творческая работа: нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет.

Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах .Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовить проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона.

Регулятивные: уметь принимать

и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии
с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Познавательные: общеучеб-

ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица. Выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно;

логические – построение логической цепи рассуждений

при обсуждении композиционных схем;

выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования.

Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Уметь вступать
в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого, выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной
и живописной форме.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет». Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей. Сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников.

28.11

13

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция.

1

Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды.

Варианты композиций иллюстраций
к сказке С. Маршака.

Поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Последовательность работы над эскизами.

Познакомятся с художественными особенностями старинной традиционной русской одежды: обычный кафтан, парадный кафтан – фе́рязь, ферезея; шуба; царское платно. Повторят содержание понятия приём уподобления. Овладеют навыками исполнения быстрого наброска. Научатся составлять композиционную схему рисунка, выбирать лучший вариант.

Творческая работа: выполнить поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке
С. Маршака «Двенадцать месяцев».

05.12

14

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
к сказке
.

1

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Гармоническое сочетание цветов. Сближенные и контрастные цвета. Выбор цвета для зимы, весны, осени, лета.

Пропорции фигур братьев-месяцев. Последовательность работы над рисунком.

Познакомятся с произведениями художников лаковой миниатюры и

 И. Билибина, связанными с образами героев сказки «Двенадцать месяцев». Повторят понятия «родственные цвета», «контрастные цвета», «дополнительные цвета». Научатся работать над цветовой гармонией
с помощью цветового круга, выполнять иллюстрацию
к сказке.

Творческая работа: создать иллюстрацию к сказке

С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передать состояние природы в костюме героя.

12.12

15

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

1

Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты
с художественными материалами.

Научатся работать различными художественными
материалами, выражать
новогоднее праздничное настроение в цветовом
сочетании.

Эксперименты с материалами: художествен-ный прием «по сырому», художествен-ный прием «мазок
с восковым рисунком».

19.12

16

Твои новогодние
поздравления.

Проектирование открытки.

1

Основы дизайна.

Конструирование открытки.

Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки.

История авторской открытки

Научатся работать различными художественными материалами,

выражать
новогоднее праздничное настроение
в цветовом
сочетании,
читать технологические карты, изготавливать новогоднюю открытку

Творческая работа: изготовить новогоднюю открытку.

09.01

17

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки.

1

Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа. Палитра для зимней картины. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа. Наброски и зарисовки.

Углубят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Закрепят навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов. Научатся выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе, жизни и искусстве, проводить эксперименты
с красками, использовать
в своей работе наброски собственных впечатлений и наблюдений зимней природы

Творческая работа: выполнить наброски по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов.

16.01

18

Зимние картины. Сюжетная композиция.

1

Русский музей – самый обширный музей русского искусства в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи. Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок. Изображение людей. Последовательность работы над рисунком.

Познакомятся с историей Русского музея, его коллекциями. Углубят представление о пейзаже, композиции. Узнают об особенностях изображения городского пейзажа с фигурами людей. Закрепят навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Освоят приемы свободной работы красками. Научатся передавать определенное состояние зимней природы и того, как человек себя проявляет в эту пору, чем занимается, чему радуется.

Творческая работа: нарисовать зимнюю картину природы гуашью.

23.01

19

Ожившие вещи. Натюрморт.

1

Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. Вещи как «герои» произведений изобразительного искусства выдающихся отечественных художников. Секреты старых вещей. Реликвии как хранители памяти о прошлом. Конструктивные особенности формы, объёма в рисовании предметов. Натурная постановка. Советы художника. Последовательность работы над рисунком.

Расширят представление о натюрморте, графической технике. Закрепят навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. Научатся проникать в сущность предметного мира для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты, выполнять натюрморт в технике графики.

Творческая работа: нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий.

30.01

20

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

1

Вещь во времени
и пространстве. Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Выразительность формы предметов. Цвет в декоративном натюрморте. Цветовой контраст. Композиционно-колористические схемы натюрмортов. Свет и тень
в композиции. Натурная постановка. Последовательность работы над рисунком.

Узнают, какими приемами можно усилить декоративность композиции. Закрепят знания о холодной и теплой цветовой гамме, цветовом контрасте, композиционно-колористических схемах натюрмортов, навыки составления и исполнения композиции декоративного натюрморта с передачей формы предметов и локального цвета.

Творческая работа: нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта.

06.02

21

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

1

Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино – памятник русской воинской славы. Бородино в произведениях изобразительного искусства и литературы. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. Схематические фигуры воинов в движении. Военное обмундирование русских и французских солдат. Приемы выполнения зарисовок.

Получат представление о Бородинском сражении как о величайшей битве в отечественной истории, отраженной в произведениях художников, поэтов средствами изобразительного искусства и поэзии
(М. Ю. Лермонтов «Бородино» и стихотворения других поэтов). Расширят представление о портрете и батальном жанре. Освоят навыки быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры. Научатся выполнять зарисовки воинов времен войны 1812 года
.

Творческая работа: выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской
и французской армии.

13.02

22

 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция.

1

Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов – легендарный герой.

Бородинская битва в произведениях живописи. Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка. Выбор художественных материалов для реализации своего замысла. Последовательность работы над рисунком.

Получат представление об Отечественной войне 1812 г. как о народной войне для России. Научатся продумывать композиционную схему рисунка, выбирать художественные материалы
для реализации своего замысла, рисовать сюжетную композицию согласно выбранному тексту стихотворения

М. Лермонтова.

Творческая работа: выполнить сюжетную композицию на тему стихотворения

М. Лермонтова

20.02

23

Образ мира в народном костюме

и внешнем уб-ранстве кресть-янского дома. Орнамент.

1

Образ мироздания
в народном костюме
и внешнем убранстве крестьянского дома. Символика конструкции избы и костюма. Образы-символы

в орнаменте. Узоры-обереги.

Получат представления
о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма. Закрепят навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением. Научатся понимать символику народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты
.

Выполнить по наблюдению зарисовки фасада дома, резных наличников с символами небосвода, земли, воды.

Нарисовать
в альбоме народный костюм,
украшенный орнаментом со знаком мироздания.

27.02

24

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция.

1

Искусство лубочной картинки – что это?

Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок в жизни народа. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов. Лубочные линии и штрихи. Процесс изготовления народных картинок, композиция. Композиционное и цветовое решение лубочной картинки.

Получат представление
о процессе изготовления народных картинок, разнообразии сюжетов, тем, образов лубочных картинок.

Узнают специфику технологии изготовления лубка, своеобразие его символики, графических приемов, линии, цвета, композиции. Закрепят  графические навыки. Освоят новые способы изображения.

Творческая работа: выполнить упражнение
на выразитель-ность лубочной линии и штриха. Нарисовать травки, кустики, цветы и деревья.

06.03

25

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция.

1

Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции. Последовательность работы над рисунком.

Узнают специфику технологии изготовления лубка, графические, декоративные и колористические особенности. Закрепят навыки работы над декоративной сюжетной композицией с использованием приемов лубочной техники, графические навыки.

Творческая работа:

выполнить поисковые эскизы лубочной картинки.

Нарисовать свою картинку в технике лубка.

13.03

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

26

 Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.

1

Вода – живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката.

Познакомятся с архетипами искусства на примере природной стихии – воды, плакатом как одним из жанров изобразительного искусства. Узнают роль воды в жизни человека и место в искусстве. Закрепят графические навыки: в написании текста, в отборе изобразительных мотивов их обобщенному решению и компоновке. Узнают особенности плакатного искусства, его композиционной, графической, цветовой специфики.

Творческая работа: выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь».

Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката.  Коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Плакетка.  Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции.

Регулятивные: уметь принимать
и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии
с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя
и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекват ной ретроспективной оценки.

Познавательные: 

общеучеб-

ные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее выразительную композицию. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объектов. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи
(анализ, сравнение образов-символов
на медалях и орденах); логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката.

Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи.

Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе.

20.03

27

Повернись к мирозданью.

Проект экологического плаката в технике коллажа.

1

Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом.

Расширят свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнают приемы написания слов для плаката. Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы.

Творческая работа: выполнить упражнение
на написание слов для плаката.

Создать плакат на тему «Вода –  жизнь» с ис-

пользованием предваритель-ных эскизов

03.04

28

Русский мотив.

Весенний пейзаж

1

«Апрельский сон с его улыбкой маю…». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения.

Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами.

Расширят представление о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, о пейзаже. Научатся выявлять особые приметы весенней природы в разные периоды, понимать символическое значение весеннего времени года в природе, искусстве и жизни человека, экспериментировать с художественными материалами, мелками, красками, пользоваться ими
в своих набросках впечатлений и наблюдений природы. Закрепят навыки чтения композиционных схем художественных произведений, работы над эскизом своей композиции
.

Творческая работа: подобрать
на палитре цветовую гамму ранней и поздней весны. Выполнить эскиз своей композиции.

10.04

29

Русский мотив.

Весенний пейзаж

1

Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. Последовательность работы над рисунком

Познакомятся с творчеством художника К. Юона.

Закрепят живописные навыки; в передаче определенного весеннего состояния. Освоят приемы работы в технике акварельных красок или восковых мелков, монотипии. Научатся воплощать свои замыслы в реальные рисунки с передачей своего отношения к изображаемому, анализировать варианты композиций, продумывать колористическое решение, подбирать на палитре цветовую гамму.

Творческая работа: нарисовать картину весенней природы в цвете.

17.04

30

Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества.

1

Всенародный праздник – День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. Последовательность работы над эскизом памятника, посвященного подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Углубят представление

о подвиге нашего народа
в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., запечатленном в произведениях разных видов искусства. Познакомятся с произведениями изобразительного искусства разных жанров, посвященными подвигу нашего народа. Расширят представление о скульптуре как о жанре изобразительного искусства. Закрепят навыки работы с художественными материалами. Научатся продумывать свой замысел и выполнять эскиз памятника в соответствии с ним
.

Творческая работа: выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

24.04

31

«Медаль
за бой,
за труд
из одного металла льют».

Изготовление медали

1

Всенародный праздник – День Победы. Медальерное искусство. Образы - символы. Условный язык изображения на медалях

и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали.

Получат элементарные представления о медальерном искусстве на материале вернисажа «Боевые награды», творческом процессе создания орденов и медалей. Узнают об условном языке изображений на медалях и орденах. Закрепят навыки композиционного решения образа-символа для памятной медали ко Дню Победы.

Творческая работа: выполнить по собственному замыслу эскиз памятной медали ко Дню Победы.

15.05

32

Орнаментальный образ
в веках.

Архитектура Узбекистана.

1

Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с ганчевыми белоснежными узорами в технике сквозной и рельефной резьбы. Материалы для вырезных орнаментов (дерево, мрамор, ганч). Мотивы узбекских узоров. Арабески. Символика узбекских орнаментов.

Познакомятся с узорами
в резьбе по ганчу на примере архитектуры Узбекистана, с символикой узбекских орнаментов. Получат представление о технике исполнения узоров по ганчу. Узнают суть понятия «арабески». Овладеют графическими умениями
в исполнении элементов
узбекского резного орнамента
.

Творческая работа: нарисовать узор, используя символы узбекского орнамента
(повтор).

22.05

33

 Орнаментальный образ
в веках.

Архитектура Узбекистана.

1

Затейливый узор
по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Приемы выполнения ганчевых орнаментов. Последовательность работы над симметричным узором в круге с символикой узбекских орнаментов.

Познакомятся с узорами

в резьбе по ганчу на примере архитектуры Узбекистана. Получат представление о технике исполнения узоров по ганчу. Овладеют графическими умениями

в исполнении элементов узбекского резного орнамента. Научатся выполнять симметричный узор в круге с символикой узбекских орнаментов.

Творческая работа: выполнить симметричный узор в круге по мотивам узбекского орнамента.

29.05

34

Круглый год.

Эскиз декоративного панно.

1

Образ времени года

в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла.

Расширят свои представления о пейзаже. Познакомятся с творчеством отечественных художников. Научатся экспериментировать с художественными материалами, использовать впечатления и наблюдения природы родного края в творческой самостоятельной работе, создавать образ-символ того временного периода, который наиболее любим и привлекателен. Закрепят навыки декоративного обобщения, изобразительные приемы уподобления, а также умения самостоятельно работать над созданием художественного образа-символа одного из времен года.

Творческая работа: придумать или повторить образ одного из времен года.

29.05

Программно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства в 4 классе

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

 3.Экспозиционный экран

4.Классная доска

 Собственно учебные средства:

1. Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова 4класс, Москва, «Просвещение» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...