Интегрированное занятие Брейн-ринг «Поет зима, аукает…», 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)

Чермакова Елена Петровна

Цели и задачи занятия:

  1. Учебные:  уточнить и расширить знания детей о зимних изменениях в природе (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, снегопад, вьюги, метели), совершенствовать умения в дифференциации согласных [с-з] в связных текстах; закреплять звуко-буквенный анализ слов.
  2. Коррекционно-развивающие:

- обогащать и уточнять словарь по теме «Зима», упражнять в составлении рассказа по теме «Зима» с опорой на ключевые слова;

- способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- развитие оптических представлений и зрительного восприятия.

      3. Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе, красоте природных явлений;

- способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в   своих возможностях;

-создать эмоциональный контакт на занятии между детьми, чувство принадлежности к группе.

Тип урока: интегрированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomina_s.n._chermakova_e.p._integrirov._zanyatie.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие Брейн-ринг «Поет зима, аукает…», 2 класс.

Учитель-дефектолог: Фомина Светлана Николаевна.

Учитель-логопед: Чермакова Елена Петровна.

МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» НМР РТ

Цели и задачи занятия:

  1. Учебные:  уточнить и расширить знания детей о зимних изменениях в природе (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, снегопад, вьюги, метели), совершенствовать умения в дифференциации согласных [с-з] в связных текстах; закреплять звуко-буквенный анализ слов.
  2. Коррекционно-развивающие:

- обогащать и уточнять словарь по теме «Зима», упражнять в составлении рассказа по теме «Зима» с опорой на ключевые слова;

- способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- развитие оптических представлений и зрительного восприятия.

      3. Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе, красоте природных явлений;

- способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в   своих возможностях;

-создать эмоциональный контакт на занятии между детьми, чувство принадлежности к группе.

Тип урока: интегрированный.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: иллюстрации «Зима в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»; схемы для офтальмологической гимнастики; модель снежинки.

Раздаточный материал: бланк к заданиям на развитие внимания и восприятия, модели снежинок, цветные карандаши.

Литература: «Интегрированные уроки математики» 1-4 классы, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва, 2007;  «Математика. Развитие логического мышления» 1-4 классы, Т.А. Мельникова, Волгоград, 2009; «Уроки речевого творчества» 1-2 классы, Н.Н. Каландарова, Москва,2009.

Ход занятия:

Учитель

Дети

I. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте.  Давайте поприветствуем друг друга.

- Первая команда, представьтесь.

- Вторая команда, представьтесь.

«Дружные Снеговики».

Наш девиз: «Один за всех и все за одного».

«Веселые  Морозцы».

Наш девиз: «Мы команда хоть куда! Нас удача ждет всегда!»

II. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему нашего сегодняшнего занятия вы мне скажете сами, если правильно ответите, о каком времени года говорится в этой загадке.

  «Наступили холода,

    Обернулась в лёд вода.

    Длинноухий зайка серый

    Обернулся зайкой белым.

    Перестал медведь реветь,

    В спячку впал в бору медведь.

    Вьюга по лесу гуляет.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?»

- Молодцы! Вот вы сами и назвали тему нашего занятия? (Открывается тема занятия). О каком времени года сегодня пойдет речь?

- Вы совершенно правы. Сегодня мы вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы, пополним свой словарный запас на эту тему и  потренируемся в составлении рассказов.

- Зимой.

(Открывается тема занятия).

- О зиме.

III. Актуализация знаний.

-  Сколько месяцев длится зима?

   Игра «Узнай месяц по описанию».

1. В этом месяце птицам особенно тяжело: стоят самые сильные морозы, выпадает много снега. Это месяц середины зимы.

2. Начинаются снегопады, замерзают реки; в этом месяце самый короткий день и самая длинная ночь.

3. Метут метели, лежат большие сугробы, пасмурное небо; днем весна, ночью зима.

- Кто назовёт все месяцы по порядку?

- Скажите, что общего в их названиях?

- Месяц, в названии которого первая согласная звонкая?

- Месяц, в названии которого первая согласная глухая?

- Это какой по счету месяц зимы?

- Молодцы! Зима очень довольна, что вы знаете о названии месяцев так много и дарит вам эти снежинки. Кто наберет за игру больше всего снежинок – тот и станет главным Знатоком в нашей интеллектуальной игре «Брейн-ринг».

- Зима длится 3 месяца.

- Январь. (Иллюстрация).

- Декабрь. (Иллюстрация).

- Февраль. (Иллюстрация).

- Буква ь.

- Декабрь.

- Февраль.

- Третий.

IV. Основная часть.

1. Организация игры.

 - Ваша задача правильно отвечать на вопросы, которые покажет волчок, и набрать как можно больше снежинок. А помогут  вам в этом те знания, которые вы получили на наших занятиях. Будьте внимательны, удачи.

 - Итак, начинаем.

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, чётко проговаривал все слова - выполним гимнастику.

«Ох, и любит наш язычок зиму - зимушку. Увидел он, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

  1. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
  2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
  3.  Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
  4. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
  5. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз) 
  6.  Приготовил Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
  7. И скатился с горки со свистом (С-с-с-с-с-с-с-с). Зубки скатываются с выгнутой спинки языка. Ветер усилился, вьюга завывает (з-з-з-з-з-з-з)  

2. «Составь рассказ».

 - Ваша задача составить из слов предложения, а из предложений рассказ.

Зима.

снега.     много     выпало     Зимой

и  Зина  горку.  санки  пошла  взяла

санках Она с горки. на каталась

собака За ней Трезор. бегала

3. Двигательная пауза. Игра «Снежки».

4. «Анаграммы».

 - Поменяйте слоги или буквы местами, чтобы получились слова.

гсен         изам             ижыл         пшака

нрабу      госпанед      кокинь      вакилен

ьюгва      викгосне      аскин        режиква

кинса      ходгосне       розом        длохо

5. Физ. минутка. Дыхательная пауза.

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга.

- Воет вьюга:

- Застонал лес от вьюги:

- Тяжело стонут дубы:

- Стонут березы:

- Шумят ели:

- Стихает вьюга:

6. Блиц-турнир.

 - Задание: внимательно послушать задачу, решить её в уме и дать правильный ответ.

 - Первая задача команде «Веселые Снеговики».

        «В кормушке сидели 12 синиц.

          Но к ним прилетели ещё 10 птиц.

          Так сколько же птиц

          Здесь в кормушке у нас?

          Пусть скажет скорее

          Каждый из вас».

«Семь снегирей и шесть синиц.

   Ребята, сколько всего птиц?».      

«Вот 20 зайчат

   По дорожке идут.

   За ними вдогонку 16 бегут.

   Так сколько ж всего

   По дорожке лесной

   Торопятся в школу

   Зайчишек зимой?».

              «А в суровые метели

                К дому птицы прилетели:

                Пять клестов и шесть синичек.

                Сколько это будет птичек?

«Семь пеночек сели в одну кормушку,

   Восемь – в другую. Сытно их брюшкам.

   Вот и спрошу я, ребята, у вас,

   Сколько мы птичек кормим сейчас?».

«Дарит бабушка-лисица

   Трём внучатам рукавицы:

   - Это вам на зиму, внуки,

   Рукавичек по две штуки.

   Берегите, не теряйте,

   Сколько всех, пересчитайте!»

7. Физкультурная минутка. Мимическая пауза.

    Мимические упражнения.

- Ваша задача выразить свое состояние

и настроение в разное время зимы:

- Мы радуемся первому снегу,

- Ёжимся от холодного ветра,

- Нас пробирает дрожь до самых

костей в морозную, студеную погоду.
- Снеговики радуются снегу и морозу. 

- Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
- Грустные снеговики весной. 

- Опустить уголки губ вниз.

- Передать печальный взгляд.

8.  Чёрный ящик.

= АКРОСТИХ =
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой - тополя.
И укрыли дом и площадь
Необычным одеялом.
- Как же их зовут? - ты спросишь.
Имя здесь я написала.

9. Физ. минутка. Офтальмологическая пауза.

- За окном, сегодня, дует ветер влево и вправо

- Закружилась вьюга

- Вьюга успокоилась, снег стал липким, дети стали лепить снежки и кидать их в разные стороны. Один комок снега полетел в верхний правый угол, другой в нижний левый угол, а последний в нижний правый угол.

10. Дифференциация звуков.

- В зимних словах очень часто встречаются звуки С-З. Назовите слова, в которых вы слышите звуки нашего занятия. (Снег, сверкает, зимний, сосулька, заснеженный и т.д.)
    - Упражнение на дифференциацию    согласных.

 - Я вам раздам слова. В них  нет букв З-С. Проказница-зима залепила их снежками. Ваша задача вставить пропущенные буквы, и составить словосочетания.

. нежная                               . нежинки

. уровые                               . има

у . орчатые                                во . дух

. туденый                                моро .

Выполняют упражнения.

Зима.

Зимой выпало много снега.

Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Трезор.

(Дети сминают лист бумаги, полученный комочек бросают в цель)

снег         зима             лыжи  

буран      снегопад      коньки       вьюга     снеговик      санки        

санки      снегоход      мороз        

шапка

валенки

варежки

холод

«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука).

«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).

«М-м-м-м-м-м».  (Громко, низким голосом).

«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).

«Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».

«С-с-с-с-с-с».

- 12+10=22.

 

- 7+6=13.

-20+16=36

- 5+6=11

 - 7+8=15

- 2+2+2=6

- Снежинка.

(Выполняют упражнения. Производят движения глазами.)

снежная                    снежинки

суровые                    зима

узорчатые                       воздух

студеный                    морозы

V. Подведение итогов занятия.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Обобщение знаний.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какие основные признаки зимы  вы можете назвать?

- Правильно. За верные ответы вы получали снежинки.  Давайте посчитаем, кто сегодня собрал больше всего снежинок?

- Какие молодцы! У всех много снежинок. Можно устроить настоящий снегопад.

- О зиме.

- Дни  короткие, ночи длинные. Снегопад. Вьюги, метели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, ме...

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....