Использование разноуровневых заданий для достижения цели дидактической игры с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталостью.
методическая разработка

Алексеева Любовь Адольфовна

Учителя находятся в постоянном поиске дидактического материала для детей с умеренной степенью умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития  для того, чтобы используя познавательные способности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять  несложную работу и в  будущем адаптироваться в социуме.

 

 Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, создавать у них положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разноуровневых заданий для достижения цели дидактической игры с  обучающимися с   умеренной степенью  умственной отсталостью.

Учителя находятся в постоянном поиске дидактического материала для детей с умеренной степенью умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития  для того, чтобы используя познавательные способности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять  несложную работу и в  будущем адаптироваться в социуме.

 Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, создавать у них положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

В моем классе 8 обучающихся: 5 мальчиков и 3 девочки.

Все дети имеют диагноз F-71.1. У Зарины еще сопутствующие нарушение в виде ДЦП и эписиндром. Вика и Лиза с полевым поведением. У Паши и Влада  присутствуют аутистические черты, что существенно  затрудняет работу в классе. Обучающиеся, владеющие речью, а их у меня в классе трое: Дима, Костя и Гена, могут выразить свои потребности, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого словами, словосочетаниями или простыми короткими предложениями. Остальные дети не владеют речью, и не  могут самостоятельно вступать в контакт и осуществлять элементарное общение.

Из-за индивидуальных особенностях и возможностей обучающихся моего класса стало понятно, что традиционные формы и методы обучения невозможно применить на практике.

 При использовании различных форм уроков наиболее продуктивными и целесообразными, для моего класса, является интегрированный урок, где соединены в одной теме несколько учебных  предметов. Интегрированные уроки позволяют развить у обучающихся учебную мотивацию, а так же способствуют развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.  Основным приемом является смена деятельности, необходимая для поддержания интереса к уроку, избежание утомления.  Уроки проходят  с помощью дидактических игр.

 Определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • -какие знания, умения, навыки имеют обучающиеся;
  • -какие  знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • -какие умственные операции развиваются;
  • - какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Например: по теме "Домашние животные" и "Дикие животные"  применяя  дидактический материал, предлагаю игру.

 «Подбери картинку к слову».

Ребенку необходимо прочитать слова и соотнести слово с картинкой. Данная игра предлагается Диме, Кости и Гене. Для остальных детей, которые не умеют читать я читаю слова сама и прошу подобрать картинку. В этой игре даю разный уровень заданий, а цель  одна: научить соотносить слово с картинкой.

На этом же дидактическом материале предлагаю другую игру:

 «Третий лишний»

Цель: - научить группировать и классифицировать животных на домашних и диких.

Предлагаются три  картинки с животными ( два диких и одно домашнее). Должен ребенок найти лишнюю картинку, объяснить почему. В ходе проведения таких игр, задания усложняю по уровню развития каждого обучающегося: один может ответить на вопрос: кто где живет?, детеныши животных?, характерные признаки животного?, чем питается, другой может воспроизвести "Кто как говорит? (му, иа...), третьему даю раскраску по этой же теме. Такие игры применяю на уроках развитие устной речи на основе окружающей действительности.

      Различные дидактические  игры использую и на уроках  письма.  Например,    при знакомстве с новой буквой и звуком, использую игру, "Кто больше назовет слов?"   Дима, Костя и Гена называют  слова на заданную букву , а я  записываю их на доске.   Пока Костя  и Дима списывают    самостоятельно с доски  в тетрадь. Остальным обучающимся даю индивидуальные задания. Паша работает в прописях (прозрачные странички), Зарине,  Владу и Лизе  даю крупно откопированную изучаемую букву, для штриховки или мягкий пазл- алфавит. Гене предлагаю соотнести слово с картинкой. Так же использую  игры на развитие слухового внимания "Собери слово", где произношу побуквенно короткие слова, в зависимости изучаемой буквы. например: у х о, и дети должны произнести слово "ухо" и т.д. Таким образом каждый обучающийся работает над доступным для него заданием, но цель урока одна для всех.

 на уроках  математике

Игра «Построй лестницу для дома »

С одними обучающимися строим лестницу: берем такое количество прямоугольников, которое соответствует заданному числу в столбике.  Вот такая лестница получается. (а это Дима, Костя, Гена, могут выполнить с частичной моей помощью, Зарина выполняет только с моей помощью)

1

2

3

4

5

С другими обучающимися предлагаю схожую игру "Сколько птичек живет в домике?" можно и обьемным конструктором, геометрическим лото. Ее предлагаю обучающимся, которые не могут самостоятельно записать и сосчитать. И в этой игре Цель:- научить соотносить  число с количеством.

                    следующая игра «Квадратик и кружок »

цель: знакомство с формой (сенсорное развитие)

Одним  детям даю карточку с изображением геометрической фигуры, например треугольник.  Диме, Кости и Гене даю задание подобрать картинки, схожие по форме с заданной геометрической фигурой. Владу и Зарине обвести трафарет этой фигуры, Лиза и Вика выполняют задания с полной моей помощью, вставляем геометрическую фигуру в соответствующие по форме картонные рамки.

     Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Одну и ту же дидактическую игру можно использовать для разного уровня обучающихся, при этом у каждого доступное для него задание: один может записать, другой соотнести картинку со словом, третий разложить по соответствию, по группам, но цель дидактической игры у всех одна.

Таким образом, все обучающиеся вовлечены в учебный процесс и каждая дидактическая игра адаптирована под  индивидуальные возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей».

Введение_________________________________________________Глава I. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста с умст...

Возможности использования разноуровневых заданий по математике в процессе обучения первоклассников решению задач

Начальный этап обучения математике является самым ответственным этапом формирования математических знаний, умений и навыков. Этот этап требует особого подхода к процессу обучения, поскольку на этом эт...

Конспект урока английского языка во 2 классе с использованием разноуровневых заданий

Конспект урока английского языка во 2 классе с использованием технологии разноуровневого обучения. УМК "Английский в фокусе 2". Урок обобщения по темам "Знакомство", "Животные...

заданий для итоговой оценки качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

заданий для итоговой  оценки качества освоения обучающимися  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...