Фразеологизмы как средство обогащения речи детей с низкой познавательной активностью/
рабочая программа

     Одним из важных условий успешного обучения и успешной социализации детей нашего учреждения  является умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Его реализация возможна только при богатстве речи. Богатство речи определяется количеством и разнообразием используемых человеком языковых средств, в том числе наличием в его запасе особых выразительных средств языка – фразеологических единиц.   Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_kak_sredstvo_korrektsii.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеологизмы как средство обогащения речи

детей с низкой познавательной активностью.

 Пояснительная записка.

     Одним из важных условий успешного обучения и успешной социализации детей нашего учреждения  является умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Его реализация возможна только при богатстве речи. Богатство речи определяется количеством и разнообразием используемых человеком языковых средств, в том числе наличием в его запасе особых выразительных средств языка – фразеологических единиц.   Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий.  

Цель:    

 организация целенаправленной работы по приобщению детей младшего школьного возраста к употреблению в речи фразеологизмов с целью её обогащения.

Задачи:

1. Добиваться от детей понимания основных свойств фразеологизмов, умения опознавать их и подбирать к ним синонимы и антонимы.
2. Повысить уровень культуры речи детей посредством усвоения ими фразеологизмов.
3. Развивать и совершенствовать психологические качества личности детей: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
4. Формировать  коммуникативную компетенцию детей.
5.Углублять и развивать интерес детей к изучению русского языка.
 Критерии методической работы с фразеологическим материалом:

  • Доступность фразеологизмов пониманию детьми школьного возраста.
  • Фразеологизмы должны прививать детям эстетические нормы при овладении родным языком, формировать мировоззрение.
  • Знакомить с теми фразеологизмами, которые чаще всего употребляются в различных жизненных ситуациях.
  • Учитывать сферу потребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической, публицистической и пр. – трудных для восприятия данной возрастной категории детей).

  Принципы организации деятельности :

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства педагога и детей;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

  Ожидаемые результаты формирования УУД:  

В области познавательных общих учебных действий:

• свободно ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;

• находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом: выделять в нем фразеологизмы;

• выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (книгой, тетрадью; словарями и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. 

В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать  в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

• находить в тексте различные фразеологизмы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вводный урок.

«Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».

- Формировать положительное отношение к чтению, русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

- под руководством педагога давать характеристики изучаемым понятиям;

- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2

Использование фразеологизмов.

- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.

3

Фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы.

- Формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;

- учить воспринимать точку зрения других людей;

- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

4

Игра «Собери фразеологизмы».

Работа с фразеологизмами: Морочить голову. Мышиная возня.

-Развивать логическое мышление, фонематический слух, связную речь, произвольное внимание;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.

5

Иностранцы - фразеологизмы –в русском языке.

-Развивать речевые умения и аналитико-синтетическую деятельность;

-использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;

- адекватно использовать средства устного общения, контроль, оценка действий;

- учить выполнять учебные действия в устной речи.

6

Фразеологизмы из Библии.

- Формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;

- учить под руководством педагога давать характеристики изучаемым понятиям;

- адекватно использовать средства устного общения;

- учить принимать и понимать учебную задачу, осознавать то, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, понимать выделенные педагогом ориентиры действия в предлагаемом  материале.

7

Работа с фразеологизмамиА Васька слушает да ест. Засучив рукава. В поте лица. Держать камень за пазухой. Держать язык за зубами. Держи карман шире.

- Формировать интерес к учебному материалу, уважение к мыслям других людей, уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить умению планировать сотрудничество со сверстниками;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.

8

Исконно русские образные выраженияГрош цена. Ходить гоголем. Все дело в шляпе. От доски и до доски. Не лыком шит. Лыка не вяжет. Медвежья услуга. Попасть впросак.

- Формировать положительное отношение к чтению, русскому языку, интерес к учебному материалу;

- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;

- учить воспринимать точку зрения других людей;

- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.

9

Проект «Ты – мне, я - тебе».

- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;

- формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;

- учить понимать информацию, постановке вопросов, анализу объектов с целью выделения признаков;

- адекватно использовать средства устного общения, управлять поведением партнера, контроль, оценка действий;

- первичное умение оценки ответов сверстников на основе заданных критериев;

- учить принимать учебную задачу, самоопределяться с выбором сложности уровня самостоятельной работы.

10

Защита проектов.

- Развивать творческие способности, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

- учить анализировать иллюстрации;

- учить высказывать свое мнение;

- учить связно излагать свои мысли;

- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

11

Фразеологизмы из Древней Греции: Ахиллесова пята. Все течет, все изменяется. Гомерический хохот. Золотое руно. Эзопов язык. Яблоко раздора. Ящик Пандоры. Лавры пожинать. Лавровый венок. Рог изобилия.

-Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.

12

Это все КрыловВолк в овечьей шкуре. Ворона в павлиньих перьях. Демьянова уха. Тришкин кафтан. Лебедь, рак да щука.

- Формировать интерес к учебному материалу,  уважение к мыслям других людей, уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

- учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта;

- формировать инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- учить принимать и понимать учебную задачу.

13

Фразеологизмы из сказокМолочные реки и кисельные берега. За тридевять земель. Сказка про белого бычка. Живая вода. Мутить воду.

По щучьему велению, по моему хотению. Рожки да ножки. Царевна Несмеяна.

- Формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;

-учить выполнять учебные действия в устной речи.

14

Работа со словаремПеремывать косточки.

Плясать под чужую дудку. Тихой сапой.

- Формировать интерес к изучению фразеологизмов;

- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;

- использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;

- адекватно использовать средства устного общения;

- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.

15

Фразеологизмы из историиПоложить в долгий ящик. Делу время и потехе час. Вот тебе бабушка и Юрьев день. Во всю Ивановскую.

- Развивать логическое мышление, фонематический слух, связную речь, произвольное внимание;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.

16

Фразеологизмы и литературные произведения.

Разбитое корыто.

- Формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;

- выполнять логические действия с языковым материалом;

- проводить анализ синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;

- контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

17

КВН.

- Развивать речевые умения и логическое мышление;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

 -выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий.

18

Игры с фразеологизмами.

- Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;

- учить понимать информацию, ставить вопросы, уметь анализировать объекты с целью выделения признаков;

- учить умению планирования сотрудничества со сверстниками;

- учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности.

19

Фразеологизмы «От А до Я».

- Формировать желание пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания;

- учить понимать информацию, выделять признаки знакомых словосочетаний, уметь объяснять их смысл;

- учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе;

- учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные педагогом ориентиры действия в предлагаемом  материале.

20

Мой фразеологический словарь.

- Развивать интерес к русскому языку, уважение к нему, понимание его богатства;

-учить умению использовать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;

- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;

- учить воспринимать точку зрения других людей, контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы, точно выражать свои мысли;

- учить осуществлять пошаговый контроль своих действий.

21

Итоговое занятие. «Чему мы научились?»

- Формировать и закреплять положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;

- учить пользоваться толковым словарем для выяснения значения смысла слов;

- учить умению участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

- оценить полученные знания с помощью теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуля...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Дыхательная гимнастика и упражнения, как средство коррекции речи детей с ОВЗ

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У наших  детей с ОВЗ наблюдаются нарушения речевого дыхания и четкости речи. А для произнесения...

Пальчиковые игры как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс активизации речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться различные пал...