Дыхательная гимнастика и упражнения, как средство коррекции речи детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Петрова Наталья Геннадьевна

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У наших  детей с ОВЗ наблюдаются нарушения речевого дыхания и четкости речи. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие необходимо наличие сильной направленной воздушной струи.       Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyh._gimnastika.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика и упражнения,

 как средство коррекции речи детей с ОВЗ

        Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с ОВЗ речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания (особенно  это отмечается у детей с заиканием и дизартрией). А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

    Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.

     Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания.

 Речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

          Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

        Результаты логопедического эксперимента показывают: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

      Следует серьёзно отнестись  и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.    

        Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Эти весёлые логопедические упражнения научат его, как же всё-таки «надо».  

           

  

При проведении дыхательной гимнастики

необходимо соблюдать ряд правил:

 

  • Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.
  • Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
  • Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)
  • Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять  на кончик язык ( см. технику выполнения упражнения)
  • Выдох должен быть длительным и плавным
  • Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)
  • Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.
  •  Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.   
  • Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Дыхательные  игры и упражнения

      Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логопедических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

     Эти игры и упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Поэтому я рекомендую их использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речиПрочитайте внимательно правила проведения игр и следуйте их описанию. 

   

Поиграйте с детьми!

       Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

        «Загнать мяч в ворота» 

(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

        «Кто дальше загонит мяч»

 (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.


     

   «Сдуть снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.


 
«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.


        
«Фокус», «Парашютик» 

(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

        
«Охотник идет по болотам»

 (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

        
«Фасолевые гонки» 

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

   
«Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
        
«Чья фигурка дальше улетит?» 

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
Вам понадобятся- вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков.Ребенок садится напротив фигурки,  которая лежит перед ним на столе Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
      
«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

      

«Горох против орехов» 

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
         
«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
        
«Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
      
  «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха). Использовать небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
       
 «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

 (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

                                  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»

Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей  младшего школьного возраста» Использование информационных  технологий в логопедической работе соверше...

доклад на тему: "Игра и упражнение -как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"

доклад на тему : Игра и упражнение как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Лепбук, как эффективное средство коррекции речи

Из опыта работы по реализации региональной инновационной площадки «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельског...

Кинезиология, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология, применяемая в логопедии как средство коррекции речи.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ....

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольный возраст – это первый уровень общего образования [5]. На сегодняшний день процесс включения дет...