Классный час " Какой была школа раньше. 1 сентября ?"
классный час (3 класс)

Ионова Светлана Ивановна

Материал Классного часа повествует об истории школы и ее развитии  со времен правления Иоанна 3 и до сегодняшнего дня. Несколько слайдов посвященны героизму детей и учителей во время ВОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит песня «Ах, какое небо сегодня синее..»

Приветствие учащихся, поздравление с праздником – Днем Знаний.

Сегодня важный день для всех,

Кто к знаниям стремится.

Кругом веселый смех ребят,

Они пришли учиться.

Вы знайте, вам под силу все,

Пути пред вами разные.

И новый интересный мир

Пускай придет с прекрасным праздником.

2.Актуализация знаний.

1. Вступительное слово классного руководителя.

1 сентября – День Знаний. Это первый учебный день после летних каникул. Вас ждут долгожданные встречи, новые знакомства, яркие незабываемые впечатления, новые открытия и достижения.  

Видеооткрытка с поздравлением от школы.

Пусть на пути к успеху

Вам не встретятся помехи.

А все школьные деньки

Будут ярки и легки…

Пожелаем вам удачи,

Бесконечного терпения,

Чтобы каждый день был полон

Радостью и вдохновением!

1 сентября для нас означает не только новый учебный год, это − целый праздник, торжество, посвященное старту нового отрезка учебной жизни. И имя этому празднику − День Знаний. Откуда же взялась такая традиция?
И почему знаменательным считается именно 1 сентября?

Слово «школа» возникло в Древней Греции. Его значение – досуг, отдых. Однако он подразумевал философские беседы в свободное время

Первые школы на Руси (слайд)

988 год — время принятия православной веры и зарождения школьного образования. Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Оказывается, даже в России учебный год не всегда начинался 1 сентября. Школы открывали двери для своих учеников в разное время: некоторые учебные заведения начинали свою деятельность в августе, другие − в сентябре, третьи − в октябре. Когда-то в нашей аграрной стране огромное количество детей помогало взрослым собирать урожай, и учиться они могли начать только после окончания полевых работ – как раз к началу сентября. Вот поэтому церковно-приходские школы открывали свои двери 1 сентября. В старину как раз 1 сентября праздновался Новый год – это было закреплено в церковном календаре.  Слайд. (Иоанн 3),

(слайд с Петром 1)

 Лишь в 1935 году в СССР была официально принята дата старта учебного года для всех советских образовательных учреждений − 1 сентября. Но в то время еще не существовало такого понятия, как «День Знаний». Официально День Знаний учрежден 1 октября 1980 году благодаря заслуженному
советскому учителю Федору Федоровичу Брюховецкому,
(СЛАЙД) и только в 1984 году этот день официально стал национальным государственным праздником и считался учебным днем. Начинался с линейки, стихов, песен, урока Мира и  проводидись обычные уроки. День Знаний праздновался не только в Российской Федерации, но и во всех странах бывшего СССР.

День Знаний в разных странах мира. 

Великобритания.  Ученики идут в школу в начале сентября, в возрасте 5лет, дети покидают учебное заведение только на каникулах.

Африка.

Родители провожают детей в школу в возрасте 4 лет. Перед зачислением в 1-ый класс проходит собеседование. Ребенок должен знать алфавит. Но образование в Африке не является обязательным. 

Южная Корея.

Учебный год начинается в марте. В 1 класс дети поступают в возрасте 8 лет 

Индия.

Учебный год начинается 1 июня. День Знаний в этой стране не является праздником. Не проводятся торжественные линейки, нет парадной формы и цветов.

Япония.

День Знаний в этой стране отмечают 1 апреля. Дети идут в школу в возрасте 6 лет. Интересное: есть предмет, посвященный любви к природе. Обучение этому предмету проводится на улице, где учитель знакомит ребят с явлениями природы и интересными фактами.

Интересные факты о 1 Сентября.

Слайд 7,8,9,10,11

А теперь давайте немного отдохнем

Физминутка: «Кем хочу стать»

Трактор водит – тракторист (Крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист (Руки на поясе, «пружинка»)

Стены выкрасил – маляр (Имитируют движения покраски)

Доску выстрогал – столяр (Трут ладошки друг об друга)

В доме свет провел –монтер («Фонарики»)

В шахте трудится –шахтер (Топают ногами)

В жаркой кузнице –кузнец (Перед собой ударяют кулаками)

Кто всё знает – молодец! (Хлопки)

(слайд) 1 сентября 1939 г начало Второй Мировой Войны, которая стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества. В ней приняло участие 61 государство., поэтому мировая. В число этих 61 государства вошла и наша страна. Утром 1 сентября 1939 года немецкий броненосец атаковал польские укрепления, начав таким образом Вторую мировую войну, захватывая другие страны. В 1941 году немецкие войска дошли до границ нашей страны.

-С этого момента начинает отсчет какая война? (ВОВ)

-Вспомним, когда началась война?

-Когда закончилась?

-Сколько лет прошло с окончания войны?

-Кто напал на страну?

-Кто сражался с врагом (советский народ, разных национальностей) (слайд)

Карточка  продемонстрируйте ваши знания о ВОВ в карточке.

КАРТОЧКА  «Что это?»

Задание: соотнести цифры со значениями.

125

Длительность

27

Возраст

4

Количество

1418

Блокадный хлеб

12

Начало

КАРТОЧКА №1 «Что это?»

Задание: соотнести цифры со значениями.

125 грамм

Блокадный хлеб

27 млн.

Количество жертв

Около 4.00 часов

Начало ВОВ с СССР

1418 дней

Длительность ВОВ

12 лет

Ср. возраст ребят, трудившихся в тылу, участвовавших в ВОВ

-Есть ли сегодня проблемы при проведении уроков?

-Как вы думаете, какие проблемы существовали при проведении уроков во время ВОВ?

Слайд  Школа в ВОВ

Слайд (сидят в кабинете) Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете дети учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!» .

« Учились в основном с утра, когда ещё было светло. Но если днём была бомбёжка, то приходилось идти во вторую смену. Бомбили....» - из воспоминаний тогдашней шестиклассницы Лидии Цветковой (Егоровой).

«Я очень любила учиться. Каждый раз, когда из-за обстрелов не получалось попасть в школу я очень плакала. Слёзы текли, а я старалась их сдерживать, чтобы мама не видела и не расстраивалась. В классе стёкол не было. Окна забиты фанерой. Холод страшный — чернила замерзали, — рассказывала бывшая семилетняя девочка Людмила Иванова. — Сейчас смотрю на нынешних школьников и нарадоваться не могу, что у них всё хорошо, что не видели они той жизни.

Слайд

 С друзьями перерубил немецкий кабель по которому сообщались данные врагу.

«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас». Так еще вчерашний ученик Леня Супрунов обращался к школьникам в своем письме с передовой. За окнами шла война, грохотали танки, звенели пули, но учеба продолжалась.

СЛАЙД (рассказ учителя)

 Каждый человек внес свою лепту , отдавал свои силы, жизнь ради Победы, Мира на земле .

Мы сегодня услышали много имен,  : Иоанн 3, Петр 1, князь Владимир. Сделали акцент на слова : советский народ, ВОВ, Вторая мировая война, защита, учителя, ученики. Что их обьединяет?

Это герои своего времени. Какими качествами они обладают?( силой воли, решительностью, самоотверженностью, мужество)

- Все эти качества обьединяет одно понятие ГЕРОИЗМ.(слайд)

 Как дань памяти многие современные школы названы в честь  героев ВОВ, афганской, Чеченских войн (например школа №2  , ГЕРОЙ Советского союза Петр Иванович Орлов, лётчик , направил самолет в место скопления вражеской техники. Школа 320 , герой Советского Союза Вениамин Борисович Миронов)

А в мирное  время , не имея оружия в руке  можно так же самоотверженно сражаться за жизнь  своих близких, да и любого человека? Приведите пример.

Слайд (врачи)

Правила поведения при ковид.  

Режим работы в школе (проветривание , приход в школу, дозаторы)

        Задает наводящий вопрос:

- Почему у меня есть разноцветные и черно-белые шарики? Отвечают на вопрос (цветные – в честь 1 сентября, черно-белые-в честь дня памяти о начале войны).

 Под тихую мелодию военных лет учитель повествует:  

- В этом году мы празднуем юбилей победы, но не стоит забывать, что в прошлом году был знаковый день ее начала. И мы должны знать, что дети учились всегда и даже война не была для этого помехой. Те ребята стремились получить знания во благо себе и будущего своей Родины. Мы должны сказать им «спасибо», что можем праздновать сегодня 1 сентября, с чем я вас и поздравляю. Ура!

-Если понравилось, лопните черные шарики, пусть это символизирует нашу жажду мира! Память о погибших о войне и в

мирное время жива и будет жить в наших сердцах. На цветном листочке напишите ,то с чем бы вы обратились к вашему поколению, чего бы вы хотели достичь, научиться в этом учебном году.

C:\Users\21\Desktop\1  сентября 2020-2021\0001-001-CHKR-k-1-sentjabrja-posvjaschjonnyj-220-letiju-S.T.Aksakova.jpg

Поздравления именниников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "От былых времён...", посвящённый 200летию битвы при Бродино

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род....

Классный час "Семья и школа" к 1 сентября

Сценарий классного часа к 1 сентября для первоклассников. Тема: "Семья и школа". Презентация к сценарию с видеорядом....

Самоанализ классного часа "Каким быть?" в 5 классе коррекционной школы

В самаанализе классного часа , исходя из целей и задач классного часа, проанализирована поэтапная работа учителя и учащихся. Рассмотрены методы обучения и воспитания, которые применялись на классном ч...

Исследовательская работа "Какой была территория Кубани в прошлом"

Исследовательская работа учащегося 3 класса...

Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Проверочная работа по Окружающему миру по теме "Какие были жилища"

Проверочная работа по Окружающему миру по теме "Какие были жилища"...

Классный час «Это было недавно, это было давно…».

Цель: Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....