Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Богачёва Наталья Викторовна

Содержание работы и разработки библиотечных уроков по разделу Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечно-библиографические

 и информационные знания учащимся школы

№ п/п

                         

                             Содержание работы

Класс

Срок

исполнения

1.

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом».  Понятия «читатель»,  «библиотека»,  «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.  Как самому выбрать книгу.  

                   

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

1 кл.

Март

Апрель

2.

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление  книги:  обложка,- переплет,  корешок.  Внутреннее  оформление:  текст, страница, иллюстрация.

2 кл.

Сентябрь

Декабрь

3.

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

3 кл.

Октябрь.Январь

4.

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное    расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки

4 кл.

Ноябрь.Февраль



Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК В 1 КЛАССЕ

(Библиотекарь МБОУ «НШДС №2»  Карамышева Н.В.)

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Содержание темы:

  • Путешествие по библиотеке. Знакомство с" книжным домом". Понятия" читатель", "библиотекарь". Знакомство с тематическими полками, полками для выбора книг.
  • Просмотр имеющихся  периодических изданий для 1-4 классов "Простоквашино", "Мурзилка", «Свирелька», «Юный натуралист», «Свирель», «Мир техники».
  • Основные правила пользования книгой и библиотекой.

Форма проведения: путешествие по библиотеке. Беседа. Просмотр красочных изданий книг. Литературная игра "А сейчас Вы, друзья, узнайте нас".

Ход мероприятия

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постараетесь её отгадать.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!!!

- Сегодня вы - гости нашей школьной библиотеки. Что же такое библиотека? Это книгохранилище. Видите, как много у нас книг? И что же вы видите вокруг себя? Огромные полки, которые называются книжными стеллажами. Они ростом выше вас почти в два раза. И везде книги, книги, книги… Маленькие и большие; старенькие и поновее; чёрно-белые и цветные.

- Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в комнате, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. У каждого из вас есть читательский формуляр (показать формуляр), в который записываются все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для уч-ся 1-4 классов). Здесь же находится читальный зал, где ребята после уроков готовят доклады, делают домашнее задание. Для этого можно пользоваться энциклопедиями и словарями.

-В библиотеке есть такие журналы, как "Простоквашино", "Мурзилка", «Свирелька», «Юный натуралист», «Свирель», «Мир техники».

- Кроме интересных книг, которые называются «художественными», в школьной библиотеке вы получаете ещё и учебники (их заранее берут учителя и раздают вам).

- Кроме правил пользования библиотекой существуют ещё и некоторые правила пользования книгой, о которых вы всегда должны помнить. У знаменитого детского писателя С.Я.Маршака есть стихотворение «Книжка про книжки»:

У Скворцова Гришки жили-были книжки –

Грязные, лохматые, рваные, горбатые,

Без конца и без начала, переплёты – как мочала,

На листах каракули. Книжки горько плакали.

- Как вы думаете, ребята, почему книжки плакали?

- Давайте прочитаем ПРАВИЛА пользования книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Библиотекарь: Ребята! После того, как вы совершили путешествие по библиотеке, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Дети: Да!

Библиотекарь: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. На страницах книг много сказочных героев, отгадайте о них загадки.

1) Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется ... (Чебурашка)

2) Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

В какой книге живут эти герои? (Приключения Незнайки)

3) В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие? (Муха-Цокотуха)

4) Бабусю знает целый свет

Ей от роду лишь триста лет

Там, на невиданных дорожках,

Изба ее на куриных ножках. Кто это? (Баба-Яга)

5) Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат? (Ступа, метелка)

6) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далеко они глядят.

Что это за сказка? (Гуси-лебеди)

7) Она на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал, то голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же, кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

8) Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)

9) Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет, и в дороге слезы льет. (Федора)

10) Он всем казался нехорош.
И на утёнка не похож.
Но как всё изменилось,
Когда малыш тот вырос. (Гадкий Утёнок)

Библиотекарь:

Всем полезно чтение про себя и вслух.

Книга – самый верный, самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты обо всём на свете.

На любой вопрос она без труда ответит.

В ней стихи и сказки, всё к твоим услугам!

Береги же книгу! Стань и ты ей другом!



Предварительный просмотр:

hello_html_10b8a047.gif

hello_html_7a1323ca.png

«ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ»

(Библиотекарь МБОУ «НШДС №2»  Карамышева Н.В.)

(1–е классы)

Ц е л и : формировать у детей бережное отношение к книге; ознакомить с правилами общения и обращения с книгой; обучать навыкам простейшего ремонта книг, сформировать знания об элементах и структуре книги; познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике)

Оборудование:

Выставка книг, находящихся в разном состоянии: «Книги просят защиты», «Книга благодарит», «Книга жалуется», выставка книг с иллюстрациями разных художников.

Оформление доски :

Внешнее оформление книги:

– обложка;

– суперобложка;

– автор, название книги;

– издательство, место и год издания книги.

Внутреннее оформление книги:

– форзац;

– фронтиспис;

– титул;

– шмуцтитул;

– заставка, концовка.

Ход занятия

1. Разговор о первом посещении библиотеки, о понравившихся книгах.

2. Беседа о выставке.

3. Знакомство с оформлением книги (внешним и внутренним)

Внешнее оформление книги.

1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона, – тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом.

Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки.

2. Суперобложка – поверх твердого переплета иногда надевается еще одна бумажная обложка. На ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики.

Задание: сравнить иллюстрации нескольких художников.

Внутреннее оформление книги.

1. Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нем бывает рисунок.

2. Перевернем еще страницу. Новый разворот. На левой стороне помещен фронтиспис, на правой – титул.

Вот еще два незнакомых слова. Что же это такое?

а) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги.

б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

3. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитулом. На нем изображаются название или номер главы и рисунок.

4. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.

Ведущий: Все эти книги поступили в библиотеку в один и тот же день. Посмотрите, какие они разные. Какая же странная история приключилась с ними! Кто испортил нарядные переплеты?

1 - я к н и г а . Я расскажу, что случилось с бедными книжками. (Выходят два ученика с книгами.)

1 - й ч т е ц .

 У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты как мочала,

На листах каракули.

Книжки горько плакали.

2 - й ч т е ц .

Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две.

1 - й ч т е ц .

 Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрепан и раздет.

2 - й ч т е ц .

У бедняги Робинзона

Нарисована корона.

1 - й ч т е ц .

У Крылова вырван лист.

2 - й ч т е ц .

 А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист.

1 - й ч т е ц .

В географии Петрова

Кожа содрана с картона

И написано: «Сия

География моя.

Кто возьмет ее без спросу,

Тот останется без носу!»

1 - я к н и г а .

Как нам быть? – спросили книжки –

Как избавиться от Гришки?

2 - я к н и г а .

И сказали братья Гримм:

– Вот что, книжки, убежим.

1 - я к н и г а .

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

– Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

2 - я к н и г а .

Бежим в библиотеку.

В центральный наш приют, –

Там книжку человеку

В обиду не дают.

1 - й ч т е ц .

 Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Светят лампы над столом.

Блещут полки за стеклом.

2 - й ч т е ц .

В перелетах темной кожи

Разместившись вдоль стены,

Словно зрители из ложи

Книжки смотрят с вышины.

1 - й ч т е ц .

Бесприютные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу –

К Митрофану Кузьмичу.

2 - й ч т е ц .

Он вас, бедных, пожалеет,

И подчистит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет.

Б и б л и о т е к а р ь .

Послушайте, что же произошло дальше.

1 и 2 - й ч т е ц ы .

А у Гришки неудача –

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке и в ведре,

И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Г р и ш к а .

Что тут делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?

Остается – с моста в реку

Иль бежать в библиотеку!

2 - й ч т е ц .

 Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал

И спросил у строгой тети:

Г р и ш к а .

Вы тут книжки выдаете?

2 - й ч т е ц .

 А в ответ со всех сторон

Закричали книжки:

– Вон! (Все вместе.)

Б и б л и о т е к а р ь . Вот что случается, если книги попадают к читателю, не знающему правил обращения с ними. Что же это за правила?

Ответы детей:

1. С книгой надо обращаться аккуратно, на ней не рисуют, не раскрашивают.

2. Берут книги чистыми руками.

3. Не читают во время еды и т. д.

Книги задают вопросы детям:

1. Что делать, если на улице дождь, снег, а книжку надо отнести в библиотеку?

2. Для чего нужно пользоваться закладкой?

3. Где должны храниться книги дома?

Библиотекарь. Для пострадавших книг у нас есть «книжкина больница», в которой работают добрые и внимательные врачи. Сегодня в ее адрес пришла посылка. Давайте посмотрим, что там внутри.

Читает письмо от Айболита.

«Я умею лечить зверей, а у вас, я слышал, лечат книги. Прошу помочь».

В посылке упакованы книги, нуждающиеся в ремонте.

Материал для ремонта: полоски бумаги шириной 1,5–2 см, 2–4 см, клей.

Игра «Сегодня мы врачи» (Дети «лечат» книги)

Домашнее задание: (по выбору детей)

1) Сделать закладки для книг, написать рассказ, сказку, стихотворение, подобрать стихи на какую-либо тему.

2) Подготовиться к созданию рукописной книги:

а) скрепить (склеить) альбомные листы;

б) оформить обложку;

в) подготовить иллюстрации



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок во 2-м классе на тему

«Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и

читальном зале. Расстановка книг на полках.

Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.».

Подготовила библиотекарь МБОУ «НШДС №2»  Карамышева Н.В.

 

Цель: Дать учащимся 2-х классов понятие «абонемент», «читальный зал», «библиотечный фонд», «разделитель».

 

Задачи: 

1) Закрепить первичные навыки самообслуживания в школьной библиотеке.

2) Повторить «Правила пользования библиотекой» и «Правила обращения книгой».

 

Форма проведения: Беседа. Обзор у книжной выставки.

Форма контроля: Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет», игра
«Твой друг — книга».

 

План:

1.Роль и назначение библиотеки.

2.Понятие «абонемент», читальный зал.

3.Библиотечный фонд.

4.Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

5.Правила пользования библиотекой.

6.Представление любимых книг.

7.Литературные игры, праздники, беседы.

 

22 сентября 2017 года в библиотеке прошёл библиотечный урок для 2 класса на тему «Роль и значение библиотеки». Библиотекарь школы Карамышева Н.В. начала разговор с того, что слово библиотека состоит из двух слов «библио»-книга, и «тека» - хранилище. Вместе эти слова означают – «хранилище книг». Основное назначение библиотеки собирать и сохранять книги, давать возможность читателям пользоваться ими и получать достоверную информацию.

Когда начали говорить о бересте, папирусе, пергаменте, то ученица 2 класса, сказала всем, что в давние времена, когда не было книжек, люди писали на коре деревьев.

Ученики 2 класса узнали, что библиотеки бывают разные: краевые, городские, школьные, научные, универсальные, детские, юношеские и т.д.

Также вспомнили, что библиотека имеет два отдела – это абонемент и читальный зал. Все хорошо знают, что библиотека выдаёт книги только на две недели, а когда был задан вопрос: «А если вы не прочитаете книгу?», то тогда ученики сказали, что можно прийти в библиотеку и продлить книгу ещё на несколько дней.

Девочки и мальчики 2 класса уже знают, что энциклопедии, справочники, словари на дом не выдаются. Для этого в библиотеке создан читальный зал.

Библиотекарь школы прочитала ученикам 2 класса строки одного поэта:

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать-

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи

В каждой книге - чудеса!

Смотрит в книгу мальчик справа-

Путешествует в Варшаву,

А мальчишке у окна

Вся галактика видна,

Две девчонки- синеглазки

Перечитывают сказки,

И на розовом коне

Мчат при солнце и луне

Все сидят в читальном зале,

Но мечтой умчались в дали.

И, конечно, тишина,

Здесь особенно нужна.

Каждый ученик школы знает, что в библиотеке все книги стоят строго по правилам. В детском отделе книги стоят по алфавиту. Поэтому, чтобы найти книгу, надо обязательно, знать её название и автора. С ребятами была проведена библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдёт».

Они отгадывали авторов известных  книг и находили эти книги на полках:

1. «Двенадцать месяцев» (С. Маршак)

2. «Я расту» (А. Барто)

3. «Лесные сказки» (Н. Сладков)

4. «Алые паруса» (А. Грин)

5. «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Толстой)

6. «Маугли» (Р.Киплинг)

7. «Рассказы для детей» (М. Зощенко)

 

Также поговорили и о выставках читального зала, которые еженедельно освещают юбилейные даты и события. Книгами можно образовать выставку.  И здесь книги специально поворачиваются к нам лицом.

Вспомнили и правила пользования библиотекой и вместе их повторили:

Правило 1.В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Правило 2.Книги надо возвращать вовремя, так как их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книги можно взять на две недели.

Правило 3.С книгами нужно обращаться бережно, чтобы их прочли и другие ребята.

Правило 4.Книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило 5.Книги в библиотеке любят порядок, поэтому их нужно ставить на то место, где вы их взяли.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Из чего состоит книга

(структура книги)

                              Выполнила: библиотекарь Карамышева Н.В.

Цель: познакомить детей с книгой и ее структурой. Библиотечный урок подготовлен для детей младших классов.

Здравствуйте дети!!!

Наше занятие посвящено самой большой ценности, которая есть в библиотеке – КНИГЕ.

Мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое поможет познакомиться со структурой книги, её основными элементами.

На первый взгляд, все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок... А как вы думаете, чем тогда они отличаются друг от друга?

– У них разные авторы, названия...

– Есть книжки с рисунками, а есть – без...

– А еще книги отличаются своим внешним видом!

Вы совершенно правы!

Недаром русская пословица гласит: «Встречают по одежке...». Только у книги вместо одежки – ОБЛОЖКА)Именно с нее начинается первое знакомство с книгой.

Итак, обложка – это покрытие книги, которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ. Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, иногда – издательство и год издания.

 В современных книгах часто используют СУПЕРОБЛОЖКУ (СЛАЙД 4)–съемную обложку из плотной бумаги. Она защищает переплёт от загрязнения и выступает как элемент книжного оформления. На ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название издательства и т.д.

Самое время обратиться к «анатомии» книги: мы узнаем, из каких элементов она состоит.

 

АНАТОМИЯ КНИГИ

Каждому известно, что книжка состоит из СТРАНИЦ, но не все, наверное, обращали внимание на то, что эти страницы объединяются в тетради, которые образуют КНИЖНЫЙ БЛОК.

А как получается, что листочки не выпадают из книги?

 Тетради книжного блока скреплены между собой в КОРЕШКЕ, на котором, как правило, написано, как называется книга и кто её автор.

В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка – ЛЯССЕ,  исполняющая роль закладки. 

А теперь давайте откроем книгу.

Первое, что мы видим, – ФОРЗАЦ – двойной листок довольно плотной бумаги, соединяющий переплет с книжными страницами. Такой же форзац есть и в конце книги. Форзацы используют также для украшения: их делают из белой или цветной бумаги, помещают на них различные изображения: рисунки, фотографии, карты, таблицы, правила, формулы и т. д.

 Перевернем форзац: перед нами первый лист книги – титульный. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница книги, на которой напечатаны её название, фамилия автора, издательство и год издания, то есть самые главные сведения.

Значит, из титульного листа можно узнать все-все о книге? Именно так. Например, из ПОДЗАГОЛОВОЧНЫХ ДАННЫХ можно узнать жанр произведения, фамилии художника, переводчика и многое другое.

Внизу титульного листа располагаются ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: название города, в котором издана книга, год её издания, издательство.

 А можно ли узнать, о чем говорится в книге, не читая ее? Конечно. Для этого необходимо познакомиться со справочным аппаратом книги. Это аннотация, предисловие, оглавление и др.

Знакомство со справочным аппаратом помогает выбрать книгу в библиотеке или в книжном магазине, лучше понять её содержание, быстро найти нужную информацию.

АННОТАЦИЯ  кратко раскрывает содержание книги, её читательское назначение, иногда содержит сведения об авторе. Помещается она обычно на обратной стороне титульного листа или в конце книги, перед задним форзацем. Аннотация напечатана, как правило, мелким шрифтом.

 Более подробные сведения о книге можно узнать из ПРЕДИСЛОВИЯ  вступительной статьи перед авторским текстом.

  Иногда в конце книги помещают ПОСЛЕСЛОВИЕ - это статья, расположенная после основного текста. Она содержит краткие итоги, выводы, дополнительные пояснения к книге.

Не забудьте заглянуть и на последние странички книги. Там, как правило, помещается ОГЛАВЛЕНИЕ. Еще его иногда называют СОДЕРЖАНИЕМА для чего оно? Из него вы узнаете, какие сказки, рассказы, стихотворения или статьи содержатся в книге и на какой странице они находятся.

А теперь давайте отгадаем загадки и проверим, что вы знаете о книге.

Книгу не ищи в аптеке,

Книжный дом – … (библиотека)

Книжкина одёжка.

Это что? ...(обложка)

Первый лист мы видим тут.

Ну а как его зовут?

(титульный лист)

А что это за сестрицы?

Да ведь это же ...(страницы)

Их рисует не сапожник.

Ну а кто, друзья? ...

Ну а кто же пишет книжки

Для девчонок и мальчишек?

На обложке, вот он, тут.

Как, друзья, его зовут? (автор)

А где книгу издают?

Тот дом ... зовут ( издательством)

Ещё прошу внимания:

Внизу здесь ... издания.(год)

У книги есть название,

Зовут его ...(заглавие)

Как узнать, что в книжке есть?

... прочесть.(содержание)

Краткую о книге информацию

Ты найдешь, конечно, в ...(аннотации)

Молодцы, ребята!

Вы замечательно справились с заданием.

Конечно, я перечислила не все элементы книги. Есть еще ПРИМЕЧАНИЕ,  ССЫЛКА, КОЛОНТИТУЛ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ШМУЦТИТУЛ и очень много других элементов книги, о которых я расскажу вам на последующих библиотечных уроках.



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Тема: Структура книги

                  Подготовила библиотекарь МБОУ»НШДС №2»  Карамышева Н.В.

Класс: 3

Цель: углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее.

Задачи:

  1. Углублять знания о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
  2. Развивать навыки работы с книгой, выбирать правильную книгу.
  3. Прививать любовь к книге.

Формы и методы:

  1. Слайдовая презентация
  2. Групповая работа.
  3. Выставка книг.

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

ХОД УРОКА:

     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились на библиотечном уроке, и наш разговор пойдет о книге. Вы знаете, что в любой библиотеке огромное множество самых разных книг и, когда вы приходите ко мне или в другую библиотеку, порой вам очень трудно сделать правильный выбор. Так это?

Поможет вам в этом наш урок под названием «Структура книги», где вы познакомитесь с основными элементами, которые помогут вам выбрать нужную книгу на ваш вкус.

 Вот перед вами обычная книга. А известно ли вам, как называются все её части, какой бывает шрифт, которым набирается текст в книге, зачем нужны иллюстрации?

Всякое знакомство с книгой начинается с её одежды. С чего?

*переплета или обложки. Зачем же нужна обложка, как вы думаете? (Ответы детей.)

Книги одевают в обложки, чтобы они дольше служили людям. Переплет предохраняет книгу от порчи и украшает её, а еще обложка создает первое впечатление о книге. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно посмотрев на неё? (Ответы детей: автора книг, название).

 Сейчас нам привычен картонный переплет, а были времена, когда переплет состоял из досок и обтягивался кожей или красивой тканью. Впервые книги в твердых бумажных переплетах появились в России в середине 18 века.

С обложкой все понятно, а кто знает, что такое суперобложка(Ответы детей.)

Слово «супер» вы часто употребляете, а знаете ли вы, что оно означает «сверху, над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета.

*Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях, энциклопедиях.

 В этих же изданиях можно часто встретить закладку в виде ленточки, которая называется ляссе.

* Основная функция ляссе – это закладка – отметить нужную страницу, а еще она украшает книгу.

 У каждой книги есть корешок – дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.

 Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это фoрзац.

*Слово состоит из двух немецких слов: «фор» (перед) и «зац» (набор), т. е. то, что предшествует тексту. Как вы думаете, какую роль играет форзац? (Ответы детей.)

Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это один из элементов художественного оформления книги.

 Перевернув свободный лист форзаца, видим лист титульный. *Его называют лицом книги, её дверью. Знаете ли вы, что обычно помещается на титульном листе? (Ответы детей.)

*Здесь помещают название книги, фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место её выхода в свет. Часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Если книга переведена с другого языка, то на титульном листе можно еще увидеть и фамилию переводчика.

 Обратите внимание, на следующее слово «шмуцтитул». Что же это такое? Вторая часть слова нам знакома, а первая означает «грязный». «Грязный титул», но почему он «грязный»? Все дело в том, что раньше шмуцтитулом называли страницу перед титульным листом.

*Назначение её было предохранять титульный лист от загрязнения. Сейчас же шмуцтитулом называются страницы, на которых помещены названия отдельных частей или глав книги.

Часто перед титулом помещают фронтиспuс.

*Это заглавная иллюстрация, которая является иллюстрацией ко всему произведению и выражает основную идею произведения.

 *Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя.

 *Переворачиваем страницу, и видим, что почти в каждой книге есть аннотация – это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда это всего две-три фразы, но о самом главной теме произведения. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в конце книги, то есть на первой или на последней страницах. (Показывает на примере). Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

А сейчас переходим к следующим элементам книги – предисловие и послесловие. Эти два элемента неразрывно связаны друг с другом. Это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом (предисловие) или после него (послесловие). Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом.

Загадка: Как называется перечисление всех произведений или глав, входящих в книгу, с указанием страниц, где они помещены. (Содержание или оглавление).

 В любом издании есть оглавление или содержание. Особенно это касается сборников (сказок, стихотворений, рассказов). Оглавление помогает нам познакомиться с основным содержанием книги, узнать точный «адрес» (страницу), где можно найти то или иное произведение. Оглавление обычно помещают в конце книги, реже – в начале.

Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет непонятные ребятам слова, термины. Например, вы читаете книгу о море, путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов просто не обойтись. (Показывает на примере).

Что в первую очередь интересует многих вас, листая книгу? Есть ли в ней картинки, иллюстрации.

Давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».

Слово «иллюстрация» *латинское, переводится как наглядное изображение. Зачем же нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей.)

*Назначение иллюстрации – помочь лучше понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать его ясным и наглядным. *Иллюстрации помогают ещё до чтения

*сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.

Сейчас мы рассмотрим с вами различные виды иллюстраций.

– иллюстрация-заставка помещается в начале части или главы книги. Это небольшая композиция, выделяющая или украшающая начало раздела. Она подготавливает читателя к восприятию произведения или главы книги.

 – иллюстрация полосная – рисунок во всю страницу;

 – иллюстрация полуполосная – располагается на половине страницы;

 – иллюстрация разворотная – располагается на двух страницах. На разворотных иллюстрациях изображают важные события произведения;

 оборонная – книжная иллюстрация в виде небольшого рисунка, окруженного текстом;

 – рисунки на полях – книжные иллюстрации изображают обычно менее значимые события произведения или главы;

– иллюстрация-концовка – помещают в конце глав, частей или всей книги (это различные сюжеты, орнаменты, символы).

 вкладная иллюстрация – иллюстрация, помещенная на отдельном листе-вклейке. Качество бумаги этого листа может отличаться от бумаги всего книжного блока.

Каких знаменитых художников иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей.)

 Ведущими художниками иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Маврина, А. Чижиков и другие.

Иногда писатели сами иллюстрируют свои книги, знаете ли вы таких писателей? (Ответы детей.)

Е. Чарушин, В. Сутеев и др.

 О чем еще мы забыли упомянуть, говоря о книге? Что же мы называем «языком» книги?

*Конечно же, шрифт.

*За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие – с трудом.

О чем нам говорит размер шрифта(Ответы детей.)

Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.

 Часто в книгах можно встретить буквицу – это заглавная буква раздела в тексте или печатной книге. Буквица обычно соответствует стилю иллюстраций.

Она может быть богато расцвечена сложными орнаментами, украшаться изображениями человеческих фигур, животных, жанровыми сценками.

Мы с вами молодцы, со структурой книги познакомились, с видами иллюстраций тоже, а теперь представляю вашему вниманию необычные книги: по размерам и формам, по материалу.

Книжка-малышка – издательство «Детская литература» выпустило перед войной серию «Книжки-малышки» В них были напечатаны стихи Маршака, Чуковского, Михалкова, рассказы Л.Толстого, Пришвина и Житкова, сказки Сутеева. Размер книжки не превышал 5 см. Посмотрите на книжки-малышки, которые имеются у нас в библиотеке.

Книжка-раскладушка – очень смешная книга, похожая на растянутую гармошку.

Книга-великан – В библиотеках мира хранится немало книг-гигантов, но самая большая книга на данный момент в мире это книга, выпущенная в России в издательстве «Ин» в 2004 году. Называется она «Самая большая книга для малышей». Размеры книги 6 м в высоту и 3 м в ширину. Весит она 492 кг. Книга содержит иллюстрированные стихи известных российских авторов: С. Михалкова, Вл. Степанова, С. Еремеева и А. Тюняева, которому и принадлежит создание этой книги.

А это самые большие книги нашей библиотеки. (Показать книги больших размеров)

 Книжка-игрушка – что же это такое? (Ответы детей.)

Посмотрите, какие они яркие и забавные. Их выпускают сейчас великое множество.

*Сегодня мы узнали много новых понятий, названий, которые нужно закрепить перед вами лежат листочки с названиями и книги, вы должны быстро посмотреть, что где находится, на это задание отводится 2 минуты. Затем я элемент книги вы должны его показать.

*А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте с вами поиграем. Вы должны определить по моим словам, о каком элементе идет речь.

(Библиотекарь из разных книг зачитывает аннотацию, выдержку из предисловияоглавлениетитульный лист, определение из словаря).

Дети показывают таблички с номерами.

Библиотекарь: В итоге нашего урока мы проведем блиц-опрос и заодно физминутку.

Блиц-опрос

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши, если нет попните.

1. Структура книги - это

а) то, из чего состоит книга, основные её элементы

б) то, что указывает на количество страниц

  1. Краткий рассказ о книге, написанный с мелким шрифтом на обороте титульного листа

а) оглавление в) аннотация

б) предисловие г) словарь

  1. Этот элемент книги сообщает сведения о месте (городе, издательстве) и годе издания книги

а) обложка в) титульный лист

б) указатель

  1. Обложка или переплёт служит для

а) защиты книги от повреждений

б) сообщения фамилии автора и названия книги

в) указания точного «адреса» (страницы) какого-либо произведения

  1. Предисловие или послесловие помогает?

а) знакомится с содержанием книги, ее героями

б) рассказывает об авторе книги

в) содержит словарь или указатель

  1. Вам понравился урок? Вы, придете еще в библиотеку?

а) да

б) нет



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок для 3 класса по теме "Структура книги. Выбор книг в библиотеке"

Подготовила библиотекарь МБОУ»НШДС№2» Карамышева Н.В.

Цель:

1. Познакомить учащихся со структурой книги;

2. Развивать навыки работы с книгой;

3. Привитие любви к чтению.

Библиотекарь: Как много в мире хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую. Но между разными книгами много общего, потому что, например, существуют правила, по которым строятся книги. Давайте вспомним, что мы уже знаем о их строении. Откройте, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?

Ребята: Обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.

Библиотекарь: Хорошо! Сегодня мы с вами узнаем подробнее о книге, о её структуре. Посмотрим на книжную выставку “Чтение с увлечением”. Здесь мы видим много ярких, красивых книг. Многие книги одеты в суперобложку. Это слово для вас новое и его нужно запомнить. Поэтому откройте свои тетради-словари и правильно спишите это слово. Предназначена супер-обложка для сбережения книги от грязи и повреждений. Так же она служит элементом книжного оформления и рекламы книги. А что же находится под супер-обложкой?

Ребята: Обложка.

Библиотекарь: Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века. Как вы думаете, зачем книге обложка? Ребята: Книга как человек должна быть в одежде. Библиотекарь: Правильно! Книги одевают в твёрдые обложки, чтобы дольше служили людям, а в мягких корочках они быстро рвутся, чаще требуют ремонта. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно её рассмотрев?

Ребята: Автора книги, заглавие.

Библиотекарь: название книги может рассказать нам, о чём она. Ребята, какие книги вы любите читать?

Ребята: Сказки, стихи, приключения, рассказы о животных, о дружбе.

Библиотекарь: Хорошо! Давайте откроем книгу. Теперь мы видим титульный лист. Что же это такое? Это первый двухстраничный лист книги, на котором напечатаны фамилия, имя автора, заглавие книги, издательство, год издания. С титульного листа читатель начинает изучать книгу. Эти данные дают нам первое представление о книге. На титульном листе мы видим и фамилию и имя иллюстратора книги или целую группу иллюстраторов, а если книга иностранная, то мы видим и фамилию переводчика книги. (Ребята знакомятся с титульным листом: читают, рассматривают). Какие же тайны откроет нам книга дальше?

Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это аннотация. Слово словарное и его мы запишем в наши тетради-словарики. Давайте прочитаем, что же оно означает. Аннотация – краткое содержание книги. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги. (Ребята знакомятся с аннотацией, 2 ученика зачитывают).

Библиотекарь: Хорошо ребята! А что же за текст открывается перед нами дальше? Прочитаем: Предисловие. Это слово тоже мы запишем в наши словарики. Помещается перед авторским текстом.

Сведение об авторе и других его произведениях.

Указывает на достоинства данной книги.

Рассказывает об эпохе, отраженной в произведении.

Объясняется структура книги (Каждый пункт кратко комментируется. )

Библиотекарь: И далее, ребята следует основной текст книги. Рассмотрим его внимательно. Текст книги сопровождается иллюстрациями. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации? Правильно. Чтобы ярче представить содержание того или иного эпизода, написанного автором. Иногда книги иллюстрирует сам автор.

И вот теперь мы подошли к главному ключику книги - это справочный аппарат книги. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Что же он из себя представляет?

Указатель имён.

Предметный указатель.

Хронологический аппарат.

Словарь терминов.

Географических названий. (Библиотекарь даёт пояснение каждому пункту. )

Библиотекарь: И завершая наше путешествие, рассмотрим последний раздел – это оглавление книги. Что же нам сообщает оглавление книги?

Помогает понять её структуру;

Содержит тему книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц. [Библиотекарь дает пояснение каждому пункту].

Библиотекарь: Вот мы и совершили наше путешествие по книге. Но нам осталось ещё правильно выбрать её. Как мы это сделаем?

Библиотекарь: Ребята, книгу мы выбрали. А теперь, как будем её читать?

Библиотекарь: Завершился наш урок, наше путешествие по книге. Что нового сегодня мы узнали?



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок для учащихся 4-х классов

 «Твои первые энциклопедии, словари, справочники».

Подготовила библиотекарь МБОУ»НШДС №2»  Карамышева Н.В.

Цель урока: 

 Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

Используемое оборудование: 

Выставка справочных изданий «Наши помощники», компьютер, экран. 

Ход урока.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами библиотечный урок «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», будет посвящён литературе универсального содержания. Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как надо ими пользоваться. Давайте отправимся с вами в виртуальное путешествие по книжным полкам.

Послушайте пожалуйста стихотворение.

А.Шибаев

 Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них мы и начнем наше путешествие. Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.  В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка.

 А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаряживого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. 

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

 Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. О том, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря, о происхождении слов содержит информацию этимологический словарь. Мы с вами знаем, ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другой. Какой же?

 Правильно орфографический словарь, которым вы пользовались в начальной школе. Для чего они нужны? Верно, чтобы правильно написать нужное слово и правильно поставить ударение.

А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту.

А давайте найдем какое-нибудь слово в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа).

Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Перейдём к знакомству с энциклопедиями.

Что же такое энциклопедия? (Ответы детей).

 Энциклопедия – в перев. с греческого (обучение по всему кругу знаний) - это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.

Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Давайте перечислим, какие вы видели.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.

Если в энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, то такие энциклопедии называются отраслевыми. Например, энциклопедии по темам: «Наука», «История», «География» и т.д.

Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний учёный – математик – Пифагор?»

Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика.

Ребята, кто имеет доступ к интернету, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедииэлектронные библиотеки, как, например, известная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ) – электронная мультимедийная энциклопедия, ежегодно переиздающаяся компанией «Кирилл и Мефодий» с 1996 г. Первая версия БЭКМ представляла собой частично иллюстрированную версию Большого энциклопедического словаря и умещалась на одном СD – диске. Последующие версии БЭКМ значительно прибавили в объёме и версия 2004 года размещалась уже на 10 CD - дисках. Последняя версия БЭКМ вышла в начале 2013 года на двух DVD.

Библиотека Максима Мошкова – русскоязычная электронная библиотека в Интернете одна из первых и наиболее известных подобных библиотек в Рунете. Основана, и поддерживается главным образом усилиями пользователей Интернета, присылающих в библиотеку оцифированные ими тексты. «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию.

У нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник.

Что это такое? Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. Справочники так же делятся на отраслевые (по отраслям науки), технические (по специализациям).

Вопросы для закрепления:

1. Как назывались первые словари? (Азбуковники).

2. Как в переводе с греческого слово «энциклопедия»? (учение по кругу)

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные и отраслевые).

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В.И. Даль).

6. Как назывались печатные словари? (Лексиконы).

7. Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Электронный).

Библиотекарь: Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания, которые вам обязательно пригодятся не только в школьной жизни, но и в дальнейшем.

 Послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь:  Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. Всегда к вашим услугам школьная и модельная библиотеки. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

До новых встреч!

 

 



Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир книг и знаний»

Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. 4 класс

Подготовила библиотекарь МБОУ»НШДС №2» Карамышева Н.В.

Задачи:

  • Сформировать основу понятия «информация».
  • Познакомить детей с историей письменности; с первыми письменными материалами; с историей книгопечатания.
  • Формировать бережное отношение к книгам.

Цели:

  • - познакомить детей с историей создания книги;
  • - способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;
  • - вызвать желание читать литературу о создании книги. 

Ход занятия

Здравствуйте. Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок, на котором вы узнаете, что такое информация, как ее можно сохранять и передавать, где хранятся информационные ресурсы и многое-многое другое.

Для начала я хочу загадать вам загадку.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Это книга. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено истории создания книг.

Люди на земле живут много тысяч лет. Наши далекие предки каждый день с интересом познавали окружающий мир, и так получали новую информацию. С каждым днем люди узнавали все больше и больше новых сведений, их стало невозможно запоминать и люди стали думать, как их можно сохранить. Тогда люди стали искать способы, которыми можно сохранять и передавать информацию. Может именно тогда и появились вот такие рисунки.

Первая в истории человечества книга – книга НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Подумайте, что могут означать эти рисунки. (Варианты ответов ребят.)

 А можно это письмо прочесть и так: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!»  Как вы думаете, в чём недостаток такого письма?

В древних государствах Вавилон, Ассирия, Шумер писали на глине. Из нее делали посуду, жилище и она была первым материалом для письма. Книги изготавливали из ГЛИНЫ В ВИДЕ ТАБЛИЧЕК разных размеров. Писали на глине трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое идеографическое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигались, и они становились твердыми, не боялись ни огня, ни сырости. 
Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. При раскопках была найдена сказочно богатая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669-663 гг. до н.э.). Она состояла из десятков тысяч табличек по разным отраслям знаний.

Но не думайте, ребята, что древние книги были только в виде глиняных табличек. 

В Древнем Египте в большом количестве по берегам реки Нил рос тростник, который называли папирус. Из него делали самые необходимые вещи: ткань для одежды, речные лодки, паруса, его употребляли в пищу. Но для нас ПАПИРУС прежде всего материал для письма.

Процесс изготовления папируса был довольно сложным. Представьте загорелого египтянина, склоненного над важной работой — изготовление папируса. Сначала ему надо отделить стебли. Затем из срезанных стеблей он снимает внешнюю твердую пленку, а нежную сердцевину разрезает вдоль на узкие полоски шириной в палец. Далее раскладывает их двумя слоями на доску, смоченную нильской водой, — один вдоль, другой — поперек, так, чтобы полоски слегка перекрывали друг друга. После прижима слоев, клейкое вещество в стебле, прочно скрепляет полоски, образуя листы шириной 20…30 сантиметров и длиной 10…40 метров.

Высушенные на солнце, листы полировали раковинами моллюсков или кусочками слоновой кости. Качественным считался тонкий, плотный, блестящий и гладкий папирусный лист — легкий и удобный в использовании.

Постепенно Египет стал большой мастерской, которая поставляла папирус другим государствам. Доход от его продажи попадал в казну фараона — тысячи рабов и днем, и ночью изготовляли материал для письма.  

Гибкие листы папируса легко можно было сворачивать в рулоны, то есть свитки, которые греки называли «библос» (отсюда происходит слово «библиотека») Крупнейший свиток, сохранившийся до наших дней, имеет длину примерно 45 м.

Писали на папирусе тоненькой тростниковой палочкой, обмакивая ее в краску. А чтобы свитки дольше сохранялись, их наматывали на специальный деревянный или костяной стержень и вкладывали в кожаные футляры. Самая большая библиотека из папирусных свитков находилась в городе Александрии. Она насчитывала около 70 тысяч свитков.

Игра: «Сверток папируса»

Ребятам предлагается свернуть листок бумаги в сверток папируса

Книги в Древней Греции

Но когда папируса стало не хватать, пришлось задуматься о его замене. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён.

Так наступила эра ПЕРГАМЕНТА, который изготавливали из кожи животных: телят, овец, коз. Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетрада”, что значит “четверка”. Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок. Осталось лишь скрепить тетрадь между собой, и книга готова. 

Писались древние книги вручную, особыми людьми, которые оттачивали своё мастерство каллиграфии многие годы, прежде, чем их подпускали к настоящим книгам. Дни и ночи напролёт, при тусклом свечном освещении, они чернилами из гуммиарабика или минералов и, даже, порошка из насекомых, смешанных с яичным белком, линия за линией по размеченным строкам выводили буквы. Часто писцов, если работа была срочной, просто запирали, принося им в келью воду и хлеб и не выпуская на волю. Но на написании работа над книгой не заканчивалась.

Необходимо было сшить страницы, выровнять их обрезом и сделать обложку. Книжные обрезы часто покрывались золотом, что придавало древней книге ещё большую ценность и красоту, но, что важнее – золото защищало края страниц от разрушения. Кроме того, на обрезах делалось тиснение с геральдикой, указывавшей на принадлежность книги, например, королевской семье.

Шли годы, и человечество искало более дешевые материалы для письма.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Во 2-м веке н.э. в Китае была изобретена бумага. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена первая бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце.  Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию.

В Европе она появилась в 12-м столетии. Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Создателю книги – писцу нужно было иметь четкий и красивый почерк. Первые, заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Отсюда происходит выражение «писать с красной строки». Переписанные листы собирали вместе и «одевали» в кожаный переплет, в который были вставлены драгоценные камни. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только богатые люди. В библиотеках их приковывали стальными цепями к полкам, чтобы не украли. На каждую книгу в нижнем углу около корешка надевалось кольцо, а к нему прикреплялась тяжелая железная цепь. Ее последнее звено на другом конце надевалось на толстый железный прут, закрепленный вдоль полки шкафа. Цепи для книг имели достаточную длину, чтобы любую снятую книгу можно было свободно положить на стол.

Всё изменилось лишь с изобретением книгопечатания. Огромное количество напечатанных книг уже не переплетали по старинным законам. Кожаные переплёты с золотым тиснением всё ещё использовали, но появились и более дешёвые обложки из прессованного картона. Пора книг-драгоценностей миновала.

Изобретение книгопечатания связано с именем Иоганна Гуттенберга. В ХV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе.

В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом.

Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие.

Первая Российская типография была основана по повелению Ивана IV Грозного. Первым русским книгопечатником стал Иван Фёдоров. В 1 марта 1564 году в Москве вышла первая книга - «Апостол». За две недели было напечатано 200 экземпляров книги. Она была украшена рисунками, буквицами, и стоила на много дешевле, чем рукописная.

Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Чтоб каждый их читать бы мог.

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол»

Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями. С ними вы совершите много путешествий и открытий.

Наше познавательное путешествие в прошлое книги подходит к концу и мне очень хочется узнать, как вы усвоили новую информацию.

1. Назови материалы из которых делали книги

 ( Папирус, пергамент, глина, шелк, бамбуковые пластинки)                    

  1. Как в древности хранили книги из папируса? В свитках
  2. Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? Пергамент
  3. Из чего делали книги древние египтяне? Папирус
  4. Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам? Бумага

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года

Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....

Оценка знаний учащихся 4 кл. по программе "Начальная школа 21 века"

Контрольные работы по математике для 4 класса за 1-е полугодие. По программе "Начальная школа 21 века"Работы предложены в двух вариантах,распределенны по четвертям. Содержат несколько заданий  по...

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.

В публикуемом материале  раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся....

Оценка знаний учащихся начальной школы

Доклад и презнтация для выступления на педагогическом совете, заседании методического объединения...

Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....

"Информационная безопасность учащихся начальной школы в условиях образовательного учреждения"

Кажется, что возможности Интернета безграничные, при этом мы начинаем забывать о безопасности детей, которые «посещают» Интернет. Заходя на те или иные сайты, ребёнок может столкнуться с я...