Тренинг «Тайм-менеджмент»
материал

Тапайкина Любовь Герасимовна

В тренинге описаны упражнения помогающие современному ученику правильно распределять свое время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг  «Тайм - менеджмент»

( 10-15  минут) 

Цель занятий: познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

Задачи:

- обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;

- отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

                                                                 

Ход:

  Добрый день!

 - Сегодня я предлагаю вам принять участие в тренинге по тайм-менеджменту.

Тренинг  я хочу начать с просмотра следующего видеоролика. Просмотр видеоролика (время 60 сек)+60 =2 мин     (слайд 2)

-Возникает вопрос как быть лучше? Как достигнуть успеха и все успевать.

- Как же управлять своей жизнью так, чтобы хватало времени?

Учебный день насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: уроки, праздники, кружки, секции многое другое. И в этом ежедневном водовороте событий  нужно еще успеть уделить хоть несколько минут себе, друзьям, семье.

 Однако не все умеют использовать свое время рационально. Выход из сложившейся  ситуации есть. И все не так сложно, как кажется.

Выход – это умение управлять своим временем эффективно, четко и разумно.

Тайм-менеджмент (англ. time management) —это умение управлять и контролировать свое личное время! Это умение сортировать, что для вас на данный момент является главным, а что-второстепенным, что самое первое вы должны сделать, а что можно перенести и на несколько часов вперед. (слайд 3)

Упражнение 1. «Чувство времени».(2-3 мин  индивид.работа) (слайд 4)

Цель: осознание своих личных ресурсов (насколько точно они ощущают течение времени).

Необходимый материал: свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий свистит в свисток, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз свистит в свисток и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках  сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат. (ведущий озвучивает показания секундомера)

- Какое значение имеет чувство времени для человека?(помогает контролировать время)

-Что еще необходимо для того,чтобы быть успешным человеком? (цель)

Во-первых у каждого человека должна быть цель (глобальная цель на 10-20 лет вперед к которой вы стремитесь).Сформулировав глобальную цель вы ставите цель уже на год, далее на месяц, неделю и на каждый день. (5-6 слайд)

В своем блокноте, записной книжке вы прописываете дела, мероприятия. И выделяете 5-6 дел, которые ведут вас к главной цели.

Планирование дня лучше проводить вечером перед сном записав в блокнот и выделив основные дела ведущие к цели.При этом вы не должны забывать, что существуют три основные сферы: семья, работа,здоровье. И соотвественно цели и дела прописываются по трем блокам. (слайд 7)

При планировании вы должны учитывать, что при 8 часовом рабочем дне (100%) 20 % времени уйдет на стратегические дела (связанные с целью), 20% - это 1.5 часа на форс мажоры, 60 % - на то, что запланированно.(слайд 8)

- Для того, что бы правильно распределить время надо научиться расставлять дела по приоритету.В этом нам поможет матрица Эйзенхауэра.

Упражнение 2. «Матрицы Эйзенхауэра» 3-4 мин (индивид.работа) ( слайд 9)

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения: Расстановка приоритетов – одна из насущных проблем современных деловых людей, всё острее ощущающих дефицит времени. Верная расстановка приоритетов подразумевает оценку, какие дела необходимо сделать в первую очередь, а какие во вторую. Матрица Эйзенхауэра – это двухмерный график оценки приоритетности дел, условно разделённый на четыре зоны – категории. По горизонтальной оси графика оценивается срочность, по вертикальной – важность.

Есть мнение, что этот метод использовал знаменитый американский генерал Дуайт Эйзенхауэр. Он составлял матрицу классификации своих дел и существенно преуспел в делах, став 34-м президентом США, избравшись на этот пост два срока подряд.

Из чего состоит матрица Эйзенхауэра? (демонстрация слайда)

матрица 2 на 2

          Все дела, согласно матрице Эйзенхауэра, делятся на четыре категории:

А – важные и срочные («горящий проект», экстренные ситуации, неотложные дела). Это «аврал». Завтра презентация, а слайды ещё не готовы, потому что статистические данные ещё не собраны…

В – важные и несрочные (долгосрочные цели, приоритетные задачи).Это дела, которые вы планируете каждый день. Если относиться к ним халатно, то они грозят перерасти в дела категории А, и тогда придётся приложить гораздо больше ресурсов для их благополучного выполнения.

С – неважные, но срочные (рутина, внезапные посетители, мелкие дела, телефонные звонки, домашние дела).

D – неважные и несрочные (поглотители времени, мелочи, соц.сети, интернет и тд). Это поглотители времени, которые способны занять собой значительную часть рабочего времени. К ним применим остаточный принцип выделения времени: время останется – сделаю, не останется – увы…

Как пользоваться матрицей Эйзенхауэра в повседневной практике.

-Хорошенько разберитесь, какие категории дел существуют согласно матрице Эйзенхауэра.

-Проанализируйте свою деятельность. Лучше всего выпишите на  лист бумаги дела, которыми Вы были заняты вчера.

Определите, какие из них относятся к категориям А, В, С и D. Теперь Вы знаете их в лицо!

При планировании дня 60% времени выделяйте на дела категорий А и В, 20% на дела категории С, оставшиеся 20% — на спонтанную деятельность.

-Сейчас я предлагаю в течении 3- х минут самостоятельно записать  ваши дела на завтра в Матрицу Эйзенхауэра. Работа в течении 3 мин.(прослушать желающего)

- Было ли сложно распределить дела в матрицу? Почему?

Упражнение 3 « Жесткие и гибкие дела» (2 мин)(слайд 10)

 Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».( например подготовка реферата, заполнение дневника, дом.задание и тд.)

Есть еще и Бюджетированные – крупные приоритетные задачи у которых нет жесткого времени исполнения, но требуют большого ресурса времени (например подготовится к конференции, презентации, семинару и тд).

Теперь зная какие дела вас ожидают завтра, определите какие из них жесткие и гибкие.(указав буквой Ж и Г). От этого будет зависеть время выполнения дел. Назовите жесткие и гибкие дела.

-Итак, вы уже поняли, что  основой продуктивной жизни является планирование. Занятые люди составляют график дел на неделю, а то и на месяц вперед. Тем не менее, наиболее эффективным остается план на день. Грамотно составленный, он поможет преуспеть во всех намеченных делах.

-В этом нам поможет следующее упражнение.

Упражнение 4. «Запланируй субботу» 5 мин (групповая работа)(слайд 11,12,13)

- Итак, прочитайте приведенные ниже размышления старшеклассника о предстоящем дне и составьте план предстоящего дня, используя технологию жестко-гибкого планирования. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать в субботу старшекласснику, и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие.

 Слева рядом с часами запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, упорядоченные по приоритету. Забюджетируйте время на объемные дела и прикиньте, в какое время дня вы их сумеете сделать. Помните, что план дня должен быть реалистичен.(дети выполняют на готовых бланках)

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»

- Сложно ли было составить план предстоящего дня? Почему? (слайд 14)

Чтобы тайм-менеджмент работал на вас и делал вашу жизнь лучше, возьмите на заметку все, о чем мы поговорили.Основные моменты тайм-менеджмента. (слайд 15)

  • Планируйте свой день
  • Ставьте понятные цели
  • Расставляйте приоритеты
  • Отслеживайте, на что вы тратите свое время, и ищите возможность его сэкономить.
  • Планируйте свое время так, чтобы вам не приходилось слишком быстро переключаться между разными задачами.
  • В первую очередь делайте самые важные и срочные дела.
  • Берите на себя столько работы, сколько вы действительно можете осилить.
  • Избавьтесь от всего, что вас отвлекает.

Эти нехитрые правила помогут вам  повысить свою продуктивность и перестать терять драгоценные минуты. Начните пользоваться ими сегодня, и уже завтра вы будете довольны собой. Желаю удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский тайм-менеджмент

Вместо того чтобы постоянно ругать детей за безответственность, неорганизованность и медлительность, познакомьте их с тайм-менеджментом — научите правильно организовывать свой день....

ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними  из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.В статье рассматриваются специфические и...

Как уберечь себя от профессионального выгорания или тайм-менеджмент для педагогов.

Статья отображает собстенный опыт борьбы с профессиональным выгоранием....

Мастер-класс «Регулятивные УУД - одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования)

В основе концепции мастер-класса лежит интерпретация некоторых классических приемов менеджмента организации для системы образования. Почему возникла такая идея? Все очевидно. Основная задача совр...

"Тайм-менеджмент для родителей и детей"

Быть родителем и строить карьеру – прекрасный и ценный жизненный опыт, но также это предполагает, что вам приходится разрываться между двумя требовательными, отнимающими массу времени и никогда ...

Тайм-менеджмент в начальной школе

Неумение считать время, ошибки при планировании дел и задач различной сложности, неспособность ставить цели, организовывать себя на их достижение, договариваться с другими людьми об эффективной совмес...

Тренинг «Тайм менеджмент или искусство управления временем»

Цель: расширить представления учащихся о ценности понятия «время» как возможности человека воплотить задуманное. Развитие навыков управления временем для повышения эффективности работы и л...