Проект "Жили-были пуговицы"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Марина Олеговна

Проект "Жили-были пуговицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhili-byli_pugovitsy.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

ае

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия г. Ярцева» Смоленской области

ПРОЕКТ

«Жили-были пуговицы…»

                                                                                 Выполнили:

                                                                      обучающиеся 4 В класса

                                                     Руководитель:

                                                                            Романова Марина Олеговна

                                                                 

                                                              2017 г.

I  Введение. 

   Однажды на одном уроке вызвали нашего одноклассника Владика  к доске, а у него на рубашке на самом видном месте не оказалось пуговицы. Учительница сказала, что если бы он жил несколько веков назад, то потеря пуговицы могла означать потерю целого наследства, дома или замка, например.

  А ещё Владику могли бы посоветовать жениться…или развестись.

Нас всех очень удивили  эти факты. Мы думали, что пуговицы можно только пришивать. Оказывается, если посмотреть на них немного с другой стороны, то может открыться немало интересного.

    Марина Олеговна спросила нас, а  знаем ли мы, что означает слово «пуговица», как она появилась и как её ещё можно использовать? Ответить на эти вопросы мы не смогли. Возникла проблема.

     Действительно, вокруг нас есть множество простых и привычных вещей, которые окружают нас каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились, и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали.  

     Казалось бы, ну что пуговица – кто задумается об этой чисто улитарной  детали, застегивая утром рубашку? Но нас, действительно, заинтересовало, а какие бывают пуговицы? Где, когда, и как они появились? Можно ли их сделать самим  в домашних условиях?

       Мы решили найти  не только ответы на поставленные вопросы, но и создать мини-музей пуговицы, в котором разместим  всю найденную информацию и  свои творческие работы. Так родился наш проект.

Тема проекта: «Жила-была пуговица…»

Тип проекта: информационный.

Продукт: мини-музей  пуговиц.

Цель проекта: выяснить историю возникновения и применения пуговиц в разные эпохи и создать мини-музей пуговиц.

Задачи:  1. Провести социальный опрос среди учащихся.

                 2. Найти и изучить информацию по теме.

                 3. Изготовить наглядный материал.

                 4. Оформить письменную работу к проекту.

                 5. Оценить свою деятельность.

                  6. Презентовать свою работу.

Этапы работы:  1. Подготовительный  (опрос учащихся,  выбор

                                  темы, выбор способа изготовления продукта,

                                  планирование работы).

                               2. Поисковый (сбор и изучение информации по теме).

                               3. Практический (изготовление наглядного материала).

                               4. Рефлексивный (анализ выполненной работы).

Методы нашей  работы:

- опрос учащихся;

- сбор и изучение информации по данной теме;

- дискуссия;

- моделирование;

- практическая работа (изготовление мини-музея пуговиц и экспонатов для него).

        Новизна проекта в том, что найденную информацию мы оформили в виде мини-музея пуговиц.

 Практическая значимость нашей работы заключается в следующем:

- наш проект поможет учащимся узнать об истории происхождения и использования пуговиц в  разные времена.

- мини-музей пуговице может быть использован  на уроках технологии и окружающего мира в начальной школе.                      

Время выполнения: 5 недель.

Необходимое оборудование:  пуговицы, ткань, ДСП, клей, кисть, карандаши, нитки, краски,

папка-скоросшиватель, файлы, листы

                                                    формата  А 4.

.

II. Основная часть.

1) Подготовительный этап.

Опрос учащихся

В результате опроса учащихся 4В класса возникла проблема: мы не знаем, что обозначает слово «пуговица», как появились и какими были первые пуговицы, какие бывают виды пуговиц, какие есть способы пришивания пуговиц, для чего ещё, помимо застежки, используют пуговицы?

Выбор темы проекта

Мы решили выяснить историю происхождения и использования пуговиц, и поделиться информацией с обучающимися школы.

Выбор способа изготовления продукта

Сначала у нас было несколько вариантов изготовления продукта. (Приложение №1) Методом моделирования мы спроектировали разные варианты, обсудили и выбрали наиболее оригинальный из них: мини-музей пуговиц.

Планирование работы

В нашем проекте будет участвовать ученики всего класса. Чтобы деятельность по выполнению проекта была успешной, мы поделили наши обязанности.

№ группы

Деятельность

Общие обязанности

1

  1. 1.Поиск информации  и интересных фактов  из истории появления пуговиц. 2.Группировка пуговиц по форме, материалу.

3. Создание презентации.

1.Сбор пуговиц.

2. Оформить проектную работу.

3. Изготовить наглядный материал

4. Подготовка к защите.

2

1.Поиск информации  о ассортименте ссовременных пуговицах, приметах.

2.Группировка пуговиц по способу крепления, назначению.

3. Составление памятки о правильном пришивании пуговиц к различным материалам.

2) Поисковый этап.

На данном этапе осуществлялся поиск информации по теме. Мы использовали разные источники: литературу и интернет - ресурсы.

Мы проанализировали найденный материал и отобрали необходимый для нашего проекта.

                                         Информация о пуговицах.

    Раньше детей  не интересовал вопрос: а кто придумал пуговицу, и каким образом она появилась на нашей одежде? Мы попытались заглянуть  за ширму истории, чтобы получить ответ. И вот что мы узнали …
   Первобытные  люди  вместо застежек  пользовались рыбьими косточками и деревянными палочками. Пуговичное  производство им еще было неведомо.

   Первые застежки появились III тыс. до н. э. На раскопках археологов в долине Инд были найдены настоящие каменные пуговицы с двумя или тремя дырочками.                                                    

   Потом появились прообразы пуговицы – просверленные куски дерева, камушки, которые продевались через дырочки-петли.

Древним  грекам и римлянам застежками служили фибулы, которые делали из бронзы. Они были похожи на современные английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаком богатства, и знатности. Их делали из золота и украшали драгоценными камнями.

   Древние шаманы и колдуны могли  пуговицей   приворожить любимого или   отогнать нечистую силу. Пуговица с 4 отверстиями могла повлиять на судьбу человека, достаточно лишь правильным образом пришить её. (Приложение 7)

    Пуговицы изобрели в XV веке, но широкое распространение они получили лишь спустя три столетия. Во времена Средневековья рыцари везли пуговицы с Ближнего Востока. 

   Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски. 
В переводе с английского пуговица (button) – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных. 
 
У западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега

   Слово пуговица происходит от « пугать»: отпугивать злые, враждебные человеку силу. Часто их делали красного цвета. Так как считалось, что красный-цвет огня, усиливает свойства пуговицы-оберега.

 В России XVIII века большой популярностью пользуются пуговицы из полудрагоценных камней – яшмы, агата, малахита. Древнерусские пуговицы имели форму шарика с ушком. Вообще, оловянные, медные, серебряные пуговицы отличались большим разнообразием форм – шаровидные, грушевидные, яйцевидные.

Форма пуговиц была не случайной: в виде желудя или яйца-символа плодородия. Символы солнца - круг с точкой посередине, спираль защита от черных, враждебных сил.

При Екатерине II в России распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Для их производства была организована специальная  фабрика, в работе которой деятельное участие принимал  М.В. Ломоносов.

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он должен жениться или развестись. Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно сбудется. Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

      В Европе пуговицами начали пользоваться недавно – примерно 500 лет назад. Европейцы пользовались шнуровками и пришивали пуговицы на костюм десятками и сотнями, тысячами для красоты, что делало его чересчур тяжелым.

      Женщины долгое время не использовали пуговицы, они интересовали только мужчин.

     На мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым.

     История помнит,что французский король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13600 золотых пуговиц.

(Приложение 2)

     По указу Петра I повелевалось пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира. Указ имел цель: отучить солдат вытирать рукавом рот после еды, чтобы дольше сохранить дорогое сукно.

    Века назад пуговицы были не просто дороги – они были бесценны.Их передавали по наследству.Шуба могла стоить дешевле помещенных на нее пуговиц. .Их передавали по наследству.Шуба могла стоить дешевле помещенных на нее пуговиц. А одну такую пуговицу можно было приобрести дом,а за набор пуговиц – небольшое княжество.

   В XIX веке из гардероба была вытеснена драгоценная одежда. Изменились и пуговицы.

   С появлением новых видов одежды – фрака, сюртука, пиджаков, жакетов – пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц  обойтись стало невозможно.

     Появление пластмассы стало революцией в истории изготовления пуговиц.  Целлулоид, изобретенный в 60-х годах XIX века, легко обрабатывался и окрашивался в разные цвета. Из него изготавливали, как бельевые пуговицы, так и изысканные для бальных нарядов. Главным достоинством  таких пуговиц стало огромное разнообразие не только их фасонов и расцветок, а также недорогая цена.

     На мужской одежде пуговицы расположены справа,а на женской – слева. Во времена создания пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно,а женщин одевали служанки – поэтому для них пришивали пуговицы в зеркальном отражении.

   После Второй мировой войны материалов для пуговиц катастрофически не хватало. В Германии изготавливали пуговицы из лобового стекла списанных автомобилей. Под Москвой наладили производство  из размягченных на огне патефонных пластинок.

    В настоящее время «изготовление пуговиц» поставлено на промышленную основу. Материалом для их изготовления служит пластмасса, металл, древесина, стекло, кость, перламутр. Наиболее распространены пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями. Их пришивают к мужским рубашкам, костюмам, пальто. Существуют еще фирменные пуговицы со знаками отличия. Их пришивают к форменной одежде военных, железнодорожников, летчиков.
   Ассортимент пуговиц огромен. Такое разнообразие пуговиц можно объяснить тем, что пуговица служит не только для застегивания одежды, но и одновременно является ее украшением. Многие компании занимаются не

только дизайном и изготовлением пуговиц, но и реализацией своей продукции, продавая потребителям пуговицы оптом. Пуговица, будучи существенной деталью одежды - женской, мужской, детской, униформенной - соответствовала эстетическим претензиям общества и социальному заказу.        

     Если представить себе производство пуговиц в виде некоей планеты, то значительную ее часть будут занимать пуговицы для военных мундиров и форменных костюмов. Такие изделия изготавливались в основном из металла, для их производства всегда применялся штамп с той или иной символикой.

    Именно этот вид пуговичного "моря" является наиболее познавательным, очень точно увязанным с историческими событиями и государственным устройством разных стран. Их датировка всегда помогала историкам и искусствоведам не только в изучении костюма, но и в определении судеб многих известных людей, чьи портреты или фотографии сохранились до нашего времени. Зная место службы военного человека или государственного чиновника, можно по архивным документам установить его имя, а затем и некоторые периоды его жизни.

    Мода на пуговицы бывает самой различной: оказывается, что можно не только пришивать пуговицы различной формы и величины для скрепления одежды. Несколько лет назад существовала мода на так называемый пуговичный орнамент: пуговицы пришивали на одежду как дополнительное украшение. Некоторые модники даже полагали, что чем больше пришито на одежде пуговиц, тем более стильно выглядит человек.

   Шведский инженер Гидеон Сенбека в конце XIX века изобрел застежку  «молния», которая сейчас очень популярна и во многих позициях потеснила пуговицу.

    В XXI веке у пуговиц появилось еще  немало соперников: крючки, кнопки, молнии, липучки. Но ни одна застежка не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.

    За столетия  каких только пуговиц не было: от мелкой горошины до размера яйца, в форме шишки или шара, граненые, чеканные, ажурные, украшенные  резьбой, эмалью, стеклом или жемчугом.

    Многие из них стали произведением искусства и хранятся в музеях.   

    В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более 5 тыс. человек с редкими коллекциями.

    Такой клуб есть и в Италии. (Приложение 3)

 

3) Практический этап.

На данном этапе мы учились:

-пришивать пуговицы, соблюдая технику безопасности (Приложение 9);

-создавать модели одежды для кукол и подбирать к ним разную фурнитуру;

- правильно подбирать пуговицы к вещам из разных материалов;

-создали коллекции разных видов пуговиц (сгруппированных  по материалу, по форме, по способу крепления и назначению)

(Приложение 8).

- познакомились с филобутонистикой (коллекционированием пуговиц);            - стали использовать пуговицы для украшения рамок для фотографий, изготовления поделок, изготовления бус и браслетов и многих других вещей(приложение 4);

- оформили мини-музей пуговицы.(Приложение 5)

    Особый восторг вызвал у нас процесс приготовления пуговиц из солёного теста. Несмотря на то, что в каждой "пуговке" пришлось делать нужное количество дырочек соломинкой для коктейля, было оформлено множество различных по форме, размеру  и количеству дырочек пуговиц.

(Приложение 6)

    Это оказалось увлекательным занятием.    Одну часть работы мы выполняли индивидуально, а другую часть — мы выполняли вместе с учителем и нашими родителями.

    Также мы подготовили презентацию для защиты.

4) Рефлексивный этап.

  На завершающем этапе мы проанализировали работу над проектом: что получилось, что не совсем удалось, были сделаны определенные выводы.

 Во всяком случае, мы старались, много узнали о пуговицах и многому научились.
    Проект оказался интересным для всех его участников. История пуговицы настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц.  

 III. Заключение.

   Мы считаем, что решили все поставленные задачи:

- изучили литературу и интернет ресурсы

-узнали об истории происхождения пуговиц

-изготовили наглядный материал

-оформили письменную часть проекта

- подготовились к защите

     В ходе выполнения проекта мы учились:

1. Искать необходимую информацию и иллюстрации.

2. Анализировать, выделять главное, использовать метод моделирования.

3. Оформлять проект.

4. Работать в группах.

5. Выступать на публике.

  Возникали следующие трудности: поиск недостающей информации, как оформить проект и как его защитить.

     В перспективе мы хотим  проводить экскурсии по нашему мини-музею пуговицы не только для обучающихся начальных классов  «Школа-гимназия», но и для всех желающих. И уже в апреле после стендовой защиты в школе  для будущих первоклассников прошли первые экскурсии и мастер- классы по пришиванию «пуговиц счастья». (Приложение10)

     Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления (приложение 7).

                         

                   Ищите, удивляйтесь, открывайте новое! 

Слава тебе – говорим без прикрас.             Сколько же будет твоей  в том  вины,

Будь же ты, пуговка, вечно при нас.     Если я вдруг потеряю штаны.

Ты уж покрепче за нитку держись.       Знай, что в борьбе ты мне очень нужна.

В футбол я играю – ты не оторвись!      Поддержка в одежде тоже важна.

                        Пуговка, пуговка, ты не оторвись,

                        Не потеряйся и не расстегнись.

                        На платьице нашем ты так хороша!

                        В наряде порядок – ликует душа.

                 

  IV ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

http://john-petrov.livejournal.com/1138239.html)
http://www.pugoviza.ru
http://www.radmuseumart.ru/project/index.asp?page_type=1&id_header=1909
http://hearth.narod.ru/home/0003.htm
http://pressa.irk.ru/kopeika/2007/02/005002.html
http://www.personalmoney.ru/print.asp?id=371047&rbr=204&sec=0
http://old.vn.ru/10.06.2006/society/77600/
http://www.radioc.ru/programs/hotten/515/

http://www.deliya-toys.ru/interesting/117-pugovka-na-schaste.html

Источник фото: http://www.childlib.ru

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поем славу пуговице

Внеклассное занятие,способствующее развитию познавательного интереса у воспитанников к истории происхождения привычных вещей....

Технология 1 класс. Конспект урока по теме "Пришивание пуговиц с двумя отверстиями"

Конспект урока по технологии в 1 классе составлен по ФГОС....

Технологическая карта урока технологии для 2 класса по теме «История происхождения иглы и пуговицы. Пришивание пуговицы»

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения...