Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
рабочая программа

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon uchus_tvorcheski.pdf1.07 МБ
Файл uchus_tvorcheski_myslit_1_klp.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа кружка «Учусь творчески мыслить» для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей (Учебная программа факультативных занятий «Учусь творчески мыслить» для 1-4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, Минск-2012г.) , в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта начального  общего образования  (Москва, 2009 г.)

В структуру, в содержание авторской программы изменения не внесены.

Программа рассчитана  на 33 часа.

Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.

Основные задачи программы:

  1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
  2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
  3. Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
  4. Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.

В основу программы легли основные дидактические принципы обучения:принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи  и  принцип индивидуализации обучения.

Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.

Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.

Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.

У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;4)способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и соответствующим ему пособием для учащихся. Пособие для учащихся включает 17 заданий серии А (формирование приемов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии Б (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии С (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

Вводное занятие.  

Разные слова (задание серии А).

 От точки к точке (задание серии А).

 Смеемся и грустим (задания серии А и серии Б).

Готовимся к празднику (задание серии А).

Вот так история (задание серии А).

Кто больше увидит (задание серии А).

Лица: веселые, грустные... (задание серии А).

Модельер (задания серии А и серии Б).

Что я делаю, когда... (задание серии А).

Говорящие линии (задания серии А и серии Б).

Летучие кошки (задание серии А).

Вторая жизнь (задание серии А).

Оранжевое небо, оранжевое море...

(задания серии А и   серии Б).

Новая старая сказка (задание серии А).

Детский мир (задание серии А).

Фантастические создания (задание серии А).

 Волшебная дверь (задание серии А).

 Разные слова (задание серии Б).

 От точки к точке (задание серии Б).

 Готовимся к празднику (задание серии Б).

Кто больше увидит (задание серии Б).

Вот так история (задание серии Б).

Лица: веселые, грустные... (задание серии Б).

Что я делаю, когда... (задание серии Б).

Летучие кошки (задание серии Б).

Вторая жизнь (задание серии Б).

     28.

Новая старая сказка (задание серии Б).

29.

Детский мир (задание серии Б).

30.

Фантастические создания (задание серии Б).

     31.

Волшебная дверь (задание серии Б).

32.

Новое в моей жизни

33.

Теперь я знаю и умею

Вводное занятие   (1 ч)

Цель: осознание детьми значения творчества в жизни и деятельности человека; ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления.

Разные слова (1 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

От точки к точке (2 ч)

Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

Смеемся и грустим (1 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления; закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи на поведенческом материале; осознание учащимися того, что разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.

Готовимся к празднику (2 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

Вот так история (2 ч)

Дидактическая цель: развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации; развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

Кто больше увидит (2 ч)

Дидактическая цель: развитие способностей к разработке деталей образных идей на рисунке; развитие оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода объединения.

Лица: веселые, грустные... (2 ч)        

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений; развитие способности к разработке деталей.

Модельер (1 ч)

Дидактическая цель: развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие наблюдательности и воображения.

Что я делаю, когда... (2 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения восприятия объекта с помощью заданных педагогом условий; усвоение этических правил обсуждения творческих идей.

Говорящие линии (1 ч)

        Дидактическая цель: развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей; развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения; умения делать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из нее.

Летучие кошки (2 ч)

Дидактическая цель: развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода подбора нетипичных свойств к объекту; развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию свободных ассоциаций.

Вторая жизнь (2 ч)

Дидактическая цель: формирование у учащихся представления о таком методе творческой деятельности, как «мозговой штурм»; формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое; усвоение правил (в том числе и этических) проведения  «мозгового штурма».

Оранжевое небо, оранжевое море... (1 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство — цвет.

Новая старая сказка (2 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок; усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.

Детский мир (2 ч)

Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов классификации и дихотомии;  развитие умения структурировать мысли.

Фантастические создания (2 ч)

Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе использования метода фокальных объектов; развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.

Волшебная дверь (5ч)

Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе методов дихотомии и внесения/ вынесения; формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Учащиеся должны    иметь    представление: об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи.

Учащиеся должны уметь:

придумывать как можно больше вариантов решения задачи;

устно описывать решения задач, заданных в образной, символической, словесной и поведенческой форме;

терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения «Умелые ручки»

Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа  курса  «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»

Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслю, знаю, действую»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мыслю, знаю, действую" оставлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие проекты» 1-4 классы Срок освоения 4 года.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческие проекты" 1-4 класс. Срок осовоения 4 года....