Материалы методических объединений
материал

Национальный проект  "Образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.

ПРОЕКТ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

        Задача проекта: 

внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

Главные цифры проекта (к 2024 году): 

проведение комплексной оценки качества общего образования в 85 субъектах России, создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности и малых городах 80 субъектов Российской Федерации, создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч детей, участие 70% школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального, основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.

Общий бюджет проекта: 

более 295,1 млрд рублей

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местностии малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Целями деятельности Центров являются:

  • создание условий для внедрения науровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического игуманитарного профилей,
  • обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Задачами Центров являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в образовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.

Функции Центра:

  • Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
  • Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
  • Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий.
  • Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
  • Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.
  • Содействие развитию шахматного образования.
  • Вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность.
  • Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.
  • Реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций.
  • Информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с совместным участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.
  • Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.

В центре «Точки роста» будет осуществляться  единый подход к общеообразовательным программам, составленным в соответствии с новыми предметными областями Технология, Информатика, ОБЖ.

Изменяется содержательная сторона предметной области «Технология», в которую будут введены новые образовательные компетенции: 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.

Компетенция «Прототипирование» основана на процессе изготовления прототипов (опытных образцов) отдельных деталей, узлов изделий или непосредственно изделий,включая, в ряде случаев, также проектирование и отладку управляющих схем, при необходимости –написание управляющих программ.В прототипировании могут широко применяться как технологии цифрового производства (3D-печать, лазерные гравировка и рез, обработка на станках с ЧПУ), так и осуществляемые вручную технологические процессы, такие, например, как литьё (с предшествующим ему созданием форм для отливок на станках с ЧПУ), создание композитных материалов. В ряде случаев также может быть целесообразно создание виртуальной модели разрабатываемого устройства.

Данные предметные области будут реализовываться на уровнях начального, среднего и общего  образования, а также в формате урочных, внеурочных занятий и с помощью технологий дополнительного образования. 

ПРОЕКТ «Успех каждого ребёнка»

 Задача проекта: 

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Главные цифры проекта (к 2024 году): 

создание в 85 субъектах России региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обновление материально-технической базы в сельской местности для занятий физкультурой и спортом для 935 тысяч детей, создание 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум» для 2 млн детей, охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общий бюджет проекта: 

более 80,5 млрд рублей

Региональный модельный центр дополнительного образования детей  – это образовательная организация, расположенная на территории  области, осуществляющая обучение, организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей.

 Муниципальные опорные центры развития дополнительного образования – создаются в каждом муниципальном образовании  области либо как вновь созданная организация, либо путем преобразования имеющейся организации, либо как структурное подразделение действующей образовательной организации

 Детские технопарки «Кванториум» - это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

МИССИЯ: содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны.

маломерное инновационное судостроение

мехатроника, прикладное программирование

геоинформатика

программирование и защита информации

макетирование и дизайн-проектирование

лазерные технологии

дополненная и виртуальная реальность

исследование наноматериалов

нейротехнологии и нейробиология

микробиология и биотехнология

прикладная космонавтика

перспективные транспортные средства

малая беспилотная авиация (дроны)

Центр Олимп-Сириус

Название центр получил в честь ярчайшей звезды ночного неба. 

Цель центра

Миссия центра — поиск, профессиональная поддержка, развитие одарённых детей  обеспечение их взаимодействия с потенциальными работодателями.

К участию в образовательных программах центра допускаются дети от 10 до 17 лет, достигшие выдающихся успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании.

ПРОЕКТ Цифровая Образовательная среда.

Задача проекта: 

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные цифры проекта (к 2024 году): 

внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

Общий бюджет проекта: 

более 79,8 млрд рублей

«IT-куб» – инновационный формат занятий с детьми с полным погружением в азы интернет-технологий, программирования, робототехники, дополненной, виртуальной и смешанной реальности.

«IT-куб» – это федеральная сеть профильного образования по подготовке специалистов в области IT, начиная с шести лет. Уникальная атмосфера технического творчества, где дети не просто изучают информационные технологии, а создают программные проекты. Причем эти проекты носят формат законченных продуктов или решений (например, готовый сайт, мобильное приложение или программа сетевой безопасности). А партнерами выступают известные IT-компании: Яндекс, Microsoft, LEGO, Samsung, Крибрум и др.

Данный проект ставит перед собой цель увеличить доступность и разнообразие дополнительного образования в регионах России посредством инновационных технологий. Образовательный процесс базируется на проектной деятельности. Это и научные исследования, и инженерно-технические разработки, и проектирование, а также уникальная возможность выбрать будущую профессию, связанную с интернет-технологиями. Таким образом, обучающиеся получат комплексную предпрофессиональную подготовку по данному направлению.

Национальный проект «Учитель будущего»

Задача проекта: 

внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Главные цифры проекта (к 2024 году): 

повышение уровня профессионального мастерства 50% педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, участие 70% учителей в возрасте до 35 лет в различных формах поддержки и сопровождения обучающихся в первые 3 года работы.

Общий бюджет проекта: 

более 15,4 млрд рублей

К концу 2020 года в Российской Федерации должна быть внедрена национальная система учительского роста (НСУР), в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей. В профессиональной среде давно уже назрел запрос на внедрение единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (единые федеральные оценочные материалы – ЕФОМ), поскольку действующая система аттестации не имеет единых критериев оценки, что не позволяет видеть объективную картину, в то время как новая форма аттестации будет более точно отображать качество преподавания и профессионализм учителей. Новая система аттестации предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – это должности старшего учителя и ведущего учителя. Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег; ведущий учитель будет заниматься вопросами организации совместной деятельности педагогических работников школ, направленной на обучение и воспитание школьников, а также в его функции входит педагогическое наставничество.

Конечно, ключевой фигурой в достижении заявленного высокого уровня отечественного образования является учитель, и проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР), формирование которой является еще одной важнейшей задачей проекта «Учитель будущего».

А учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах в первую очередь к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции.

Способствовать этому призваны уже создаваемые в регионах в рамках проекта центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которых к 2024 году должно быть не менее 225, и центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, число которых к 2024 году должно достичь не менее 85.

Новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно "в два клика". Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне. Какие предметы - в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы "Россия в мире" "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Для обычного "уха" аббревиатура ЕФОМ пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы".

Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

"Обкаткой" Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

В планах до 2020 года - разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе - русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила "оценка".

- Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, - То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

2. Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

- Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

3. Решение "педагогического кейса" на компьютере

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

4. Дополнительные баллы к аттестации

Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.

Введение новых должностей в карьере учителя

В школах могут появиться новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то "старший" - разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, "ведущий" - выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.

Что за профстандарт "Педагог"?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

Кто будет аттестовать педагогов?

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

А нельзя проходить по старым правилам?

Пока точно можно. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ, в интервью «РИА Новости» сказала, что в ближайшие два года аттестация как минимум будет проходить по выбору: классически, как она идет сейчас, или по трем направлениям, которые предлагает новая система.

А если я не пройду аттестацию?

Отправят повышать квалификацию. К 2020 году планируют создать НСУР. Сейчас готова только дорожная карта: в 2018 году проводят совещания, апробируют формы оценки педагогов. В 15 регионах введут новые правила аттестации — точный список регионов определят к концу 2018 года. В тестовом режиме работает сайт российской электронной школы. На нем можно найти материалы для подготовки к урокам, разработанные лучшими учителями РФ. Как определялся список лучших, точно неизвестно.

К 2020 году заработает НСУР — национальная система учительского роста. В нее будут входить аттестационные комиссии, центры повышения квалификации педагогов

Национальный проект «Поддержка семей, имеющих детей»

Задача проекта: 

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Главные цифры проекта (к 2024 году): 

оказание не менее 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей во всех субъектах России.

Общий бюджет проекта: 

более 8,5 млрд рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....

материалы методического объединения

материалы для творческих учителей, постоянно находящихся в поиске...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2015-2016 г.

В этом документе размещены материалы по работе методического объединения учителей начальных классов. Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2016-2017 г.

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2017-2018 г.

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2018-2019 г.

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Мастер-класс «Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ» (заседание методического объединения учителей)

Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ  было представлено как часть заседания методического объединения учителе...