Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анастасия Владимировна Кириллова

В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepreryvnoe_ekol.vospitanie.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста

В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей младшего школьного возраста с людьми и биосферой. Непрерывное воспитание и обучение детей происходит в результате использования новых педагогических технологий, обеспечивающих на каждой образовательной ступени детей определенный уровень развития их личности, тем самым происходит  реализация специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности в работе каждого звена непрерывной системы с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей.

Непрерывная система образования проходит от первого уровня ко второму   (дошкольный и начальный общий) и от второго к первому (начальное общее к дошкольному). Анализ показал, что освоение содержания программы экологического воспитания и образования осуществляется в ДОУ на основе деятельностного подхода на занятиях и вне их в свободной форме – в игровой и индивидуальной деятельности. На второй ступени в начальной школе ставятся задачи укрепления и развития навыков, приобретенных на первой ступени в ДОУ. Здесь используются игры, учение, труд, общение, художественная деятельность.

Сейчас имеются парциональные программы, части комплексных программ, где проектируется непрерывность педагогического процесса по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти программы основываются на единых подходах и принципах, таких как:

-непрерывность и преемственность содержания;

-интеграция программных областей знаний;

-развивающий характер обучения;

-формирование человеческих способностей: рефлексии, коммуникативности, самооценки;

-предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения;

-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

-обеспечение психологического комфорта, повышение внимания к здоровью детей;

-уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

-сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Эти парциальные непрерывные технологии в экологическом воспитании и развитии должны коснуться прежде всего следующих проблем:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- приобщение детей к краеведению и истории России (для детей младшего школьного возраста);

- социально-эмоциональное развитие детей 3-10 лет;

- программа «Я с друзьями – целый мир»….

Следует сформировать основные экологические знания, умения, навыки такие как:

 основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

 представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;

 бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе;

 разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

экологическая грамотность, нравственное поведение в природе;

развитие у детей первоначальных географических представлений.

Решая задачи обучения, воспитания и развития детей начального школьного возраста, необходимо в условиях работы учреждений прежде всего обратить внимание на развитие детей, так как это средство развития интеллектуальной и социально - эмоциональной сферы детей, их творческих особенностей.

Эти задачи решаются на занятиях и уроках: «Окружающий мир», «Экология», «Ознакомление с пространственными отношениями», в клубах « Юный эколог», «Юный путешественник».

Основным девизом программ по экологическому развитию детей может быть: «Любить! Познавать! Беречь! Множить!»

Содержательный материал постепенно и последовательно усложняется от возраста к возрасту, «от простого к сложному», что приводит к его обобщению. Постепенно идет развитие экологических понятий, появляется теория развития этих понятий, которая касается не только их усвоения, но и постепенного развития – от дошкольного возраста детей к начальному школьному. Программный материал по экологии в учреждениях образования строится по принципу « от ближнего – к дальнему». Анализ исследуемых программ показывает, что в ДОУ и начальной школе ведется развитие экологических понятий с выработкой определенных умений и навыков при условиях разработанной системы экологического воспитания и образования.

Для успешного усвоения всех элементов экологического воспитания и образования детей разных возрастов необходимо усилить внимание воспитателей - педагогов и преподавателей образовательных учреждений к проведению наблюдений, экспериментирования и продуктивной деятельности детей в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" ....

Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.Задачи программы:   1.     Повысить ур...