Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста
В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей младшего школьного возраста с людьми и биосферой. Непрерывное воспитание и обучение детей происходит в результате использования новых педагогических технологий, обеспечивающих на каждой образовательной ступени детей определенный уровень развития их личности, тем самым происходит реализация специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности в работе каждого звена непрерывной системы с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей.
Непрерывная система образования проходит от первого уровня ко второму (дошкольный и начальный общий) и от второго к первому (начальное общее к дошкольному). Анализ показал, что освоение содержания программы экологического воспитания и образования осуществляется в ДОУ на основе деятельностного подхода на занятиях и вне их в свободной форме – в игровой и индивидуальной деятельности. На второй ступени в начальной школе ставятся задачи укрепления и развития навыков, приобретенных на первой ступени в ДОУ. Здесь используются игры, учение, труд, общение, художественная деятельность.
Сейчас имеются парциональные программы, части комплексных программ, где проектируется непрерывность педагогического процесса по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти программы основываются на единых подходах и принципах, таких как:
-непрерывность и преемственность содержания;
-интеграция программных областей знаний;
-развивающий характер обучения;
-формирование человеческих способностей: рефлексии, коммуникативности, самооценки;
-предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения;
-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
-обеспечение психологического комфорта, повышение внимания к здоровью детей;
-уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
-сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Эти парциальные непрерывные технологии в экологическом воспитании и развитии должны коснуться прежде всего следующих проблем:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- приобщение детей к краеведению и истории России (для детей младшего школьного возраста);
- социально-эмоциональное развитие детей 3-10 лет;
- программа «Я с друзьями – целый мир»….
Следует сформировать основные экологические знания, умения, навыки такие как:
основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;
бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе;
разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
экологическая грамотность, нравственное поведение в природе;
развитие у детей первоначальных географических представлений.
Решая задачи обучения, воспитания и развития детей начального школьного возраста, необходимо в условиях работы учреждений прежде всего обратить внимание на развитие детей, так как это средство развития интеллектуальной и социально - эмоциональной сферы детей, их творческих особенностей.
Эти задачи решаются на занятиях и уроках: «Окружающий мир», «Экология», «Ознакомление с пространственными отношениями», в клубах « Юный эколог», «Юный путешественник».
Основным девизом программ по экологическому развитию детей может быть: «Любить! Познавать! Беречь! Множить!»
Содержательный материал постепенно и последовательно усложняется от возраста к возрасту, «от простого к сложному», что приводит к его обобщению. Постепенно идет развитие экологических понятий, появляется теория развития этих понятий, которая касается не только их усвоения, но и постепенного развития – от дошкольного возраста детей к начальному школьному. Программный материал по экологии в учреждениях образования строится по принципу « от ближнего – к дальнему». Анализ исследуемых программ показывает, что в ДОУ и начальной школе ведется развитие экологических понятий с выработкой определенных умений и навыков при условиях разработанной системы экологического воспитания и образования.
Для успешного усвоения всех элементов экологического воспитания и образования детей разных возрастов необходимо усилить внимание воспитателей - педагогов и преподавателей образовательных учреждений к проведению наблюдений, экспериментирования и продуктивной деятельности детей в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/14/picture-91974.jpg)
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-503011-1413823696.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».
Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-123469-1350236179.jpg)
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-7971-1480590909.jpg)
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113798-1549541149.jpg)
Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1073757-1540380235.jpg)
Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.Задачи программы: 1. Повысить ур...