Развитие зрительно-осязательного восприятия
материал

Чердонов Руслан Александрович

Развитие зрительно-осязательного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_zritelno-osyazatelnogo_vospriyatiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Конспекты занятий по развитию зрительно-осязательного восприятия.Составил тифлопедагог:Чердонов Р.А.

1.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Гвоздики"

Программное содержание:
1. Продолжать формировать зрительный образ предметов окружающего мира и способы зрительно-осязательного обследования.
2. Упражнять в поэтапном рассматривании гвоздики и осязательном обследовании, выделяя её характерные особенности по плану:
*целостное самостоятельное восприятие объекта.
*определение окраски (одноцветный предмет или многоцветный).
*простой или сложный (из каких частей состоит, с выделением каждой части объекта).
*детально рассматривать каждую выделенную часть функции.
3. Развивать мелкую моторику, навыки рисования пальчиками.
4. Развивать умение составлять целое изображение из частей, соотносить реальный предмет с силуэтным изображением, развивать навыки ориентировки на листе.
5. Стимулировать и активизировать зрительные функции через рисование, развивать прослеживающую функцию глаз.

Методические приёмы:
Словесный: беседа, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, вопросы направляющие зрительное восприятие, художественное слово, указания.
Наглядный: поэтапное рассматривание гвоздики, зрительное соотнесение силуэтных изображений с реальным предметом.
Предметно-практический: осязательное обследование, поэтапное рисование, показ действий.
Сюрпризный: букет гвоздик.
Игровой: физкультурная минутка "Наши красные цветочки", зрительная гимнастика "Пчёлка".

Материалы к занятию: гвоздики по числу детей, ваза, мольберт, листы бумаги большого формата на каждого ребёнка и для гостей, гуашь и маркеры двух цветов зелёные и красные, ёмкости с водой для мытья рук, полотенца, силуэтные изображения цветов (ромашки, мака, гвоздики), игрушка - пчела для зрительной гимнастики, шапочки цветов.

Содержание:
1. Беседа с детьми направленная на установление эмоционального контакта детей с взрослыми.
2. "Букет гвоздик" - сюрпризный момент.
3. Поэтапное зрительно-осязательное обследование гвоздики.
4. Д.у. "Найди силуэт гвоздики".
5. Физ. Минутка:

Из земли растут цветы,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки
Ночь наступает
Тихо засыпают.

6. Д.у. "Проследи что, за чем и повтори" поэтапный показ и рисование цветка.
7. Зрительная гимнастика "Пчёлка".
8. "Нарисуем гвоздики пальчиками", рисование детьми.
9. Упражнение на закрепление этапности рисования гвоздики "Научим рисовать гостей".
10. Итог занятия.
 

2.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Гроздь рябины"

Программное содержание:
1. Продолжать формировать зрительный образ предметов окружающего мира и способы зрительно-осязательного обследования.
2. Продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику, навыки рисования пальчиками.
3. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
4. Упражнять в поэтапном рассматривании и осязательном обследовании ветки рябины, выделяя её характерные особенности.
5. Продолжать развивать умение составлять целое изображение из частей, соотносить реальные предметы (плоды деревьев) с силуэтным изображением листьев.
6. Стимулировать и активизировать зрительные функции через дидактическую игру "собери рябинку" и рисование, развивать прослеживающую функцию глаз.

Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, вопросы направляющие зрительное восприятие и осязательное обследование, художественное слово, указания.
Наглядный: поэтапное рассматривание рябины, зрительное соотнесение силуэтных изображений листьев с реальными плодами деревьев.
Предметно-практический: осязательное обследование, поэтапное рисование, показ действий.
Сюрпризный: букет из осенних листьев, гроздья рябины.

Физкультурная минутка и зрительная гимнастика "Ветер дует нам в лицо"
Пальчиковая гимнастика "Осенний букет"
Материал к занятию: ветка рябины, гроздья рябины по числу детей, букет из осенних листьев, листы бумаги с нарисованными ветками на каждого ребёнка, гуашь зелёная, чёрная, ёмкости с водой для мытья рук, салфетки, палочки, карточки с силуэтными изображениями листьев для игры, "Найди пару", реальные плоды деревьев (берёзовые серёжки, кленовые крылатки, дубовые жёлуди, сосновые шишки , ягоды рябины), подносы, д.и. "Собери рябинку", лупа.

Содержание:
1. Организационный момент, направленный на установление эмоционального контакта детей с взрослыми. Художественное слово "Ветер в осеннем лесу".
2. "Осенний букет" - сюрпризный момент.
3. Д.и. "Найди пару".
4. Поэтапное зрительно-осязательное обследование грозди рябины.
5. Д.и. "Собери рябинку".
6. Физминутка в сочетании со зрительной гимнастикой.
7. Д.у. "Проследи что, за чем" поэтапный показ и рисование рябины.
8. Пальчиковая гимнастика "Осенний букет".
9. "Нарисуем гроздь рябины пальчиками", рисование детьми.
10. Итог занятия.

3.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики «Умелые мастера»

Программное содержание:
1. Развивать зрительно-осязательное восприятие предметов окружающей действительности. Закреплять с детьми названия транспорта - грузовой, пассажирский , легковой и части машин.
2. Развивать сохранный анализатор - осязание, точность движений, мелкую моторику.
3. Развивать умение собирать из частей целое изображение по образцу.
4. Продолжать учить детей правильно воспринимать иллюстрации и сличать реальное, контурное и силуэтное изображения.
5. Способствовать активизации и стимуляции зрительных функций, прослеживающих движений глаз сопряжённых с движением руки.
6. Закреплять понимание эмоциональных состояний "злость" и "веселье", умение подражать характерными жестами и мимикой.
7. Упражнять в микроориентировке.

Методические приёмы:
Словесный: художественное слово, пояснения заданий, указания к выполнению, проблемная ситуация, вопросы направляющие зрительное и осязательное восприятие, наводящие вопросы.
Наглядный: поэтапное рассматривание иллюстраций и их сличение, поиск недостающей части.
Практический: рисование по трафарету, физминутка, осязательное обследование.
Игровой: поощрение.

Материал к занятию: изображение злого и весёлого мастера; контурное, силуэтное и цветное изображение транспорта; трафареты, фломастеры, листы с изображением машин и домов на каждого ребёнка; дидактическая игра "Собери грузовик", модели машин для осязательного обследования; фланелеграфы.

4.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Посылка от почтальона" .

Программное содержание:
1. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину по плану (вопросам педагога).
2. Упражнять в рассматривании человека с выделением позы и развивать способность детей зрительно подбирать и сравнивать цветное и силуэтное изображения поз.
3. Развивать сохранные анализаторы: отличать признаки предметов воспринимаемые осязанием и обонянием; развивать навыки осязательного обследования предметов, мелкую моторику.
4. Стимулировать и активизировать зрительные функции.
5. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и их труду.

Материал к занятию:

  • Картина "Почтальон", цветное и силуэтное изображение почтальона в разных позах, контурное изображение картины;
  • Сумка почтальона с газетами, журналами, письмами, открытками, посылками;
  • Посылка-коробка с фруктами (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан);
  • Карточки с изображением фруктов, карточки для обводки;
  • Листы кальки, графитные карандаши, лабиринты, фломастеры по числу детей, 2 конверта, разрезные картинки, фланелеграф.

Методические приёмы:
Словесный - вопросы направляющие зрительное восприятие, указания к выполнению заданий, пояснения.
Наглядный - поэтапное рассматривание картины, зрительное соотнесение с силуэтами.
Практический - обводка, задание-лабиринт, зрительная гимнастика, осязательное обследование, совместное выполнение заданий.
Игровой, поощрение, проблемная ситуация, сюрпризный момент.

Содержание:
1. Д/у "Сумка почтальона" - на развитие зрительного восприятия предметов окружающего мира.
2. Д/у "Найди своё место" - на развитие целостного зрительного восприятия (разрезные картинки).
3. Рассматривание картины "Почтальон" по плану тифлопедагога (вопросы).
4. Физ. минутка.
5. Д/у "Подбери тень" - по подбору силуэтного изображения.
6. "Разместить силуэт на картине" зрительное соотнесение местоположения объекта на картине.
7. "Помоги почтальону" задание-лабиринт по развитию прослеживающей функции глаз сопряжённой с движением руки.
8. Д/у "Посылка от почтальона" - на развитие восприятия предметов с помощью обоняния.
9. "Узнай фрукт" зрительная гимнастика с прогибанием.
10. Пальчиковая гимнастика . "Колечко".
11. Д/у "Узнай фрукт на ощупь"- на развитие восприятия предметов с помощью осязания.
12. Обводка через кальку "Фрукты".

Комплексы коррекционных физкультминуток для детей с нарушением зрения. Из опыта работы .

Название

Текст

Движения

"Дождик"

Капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица
Мы их вытирали
Туфли - посмотрите -
Мокрыми стали
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

(сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
(то же самое)
(смотрят вверх)


(вытирают лицо руками)
(показывают руками вниз и смотрят)
(движения плечами)


(приседают)

"Самолет"

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.

(смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)
(отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

(делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом)
(встают на носочки и выполняют летательное движение)

"Жук"

В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел "ж-ж-ж"
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть
Жук наш приземлился

Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.

На носочки мы привстали
Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(грозят пальцем)

(указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

(правой рукой направление движения к носу со стороны)
(направление движения вниз и приседание)
(делают вращательное движение руками типа волчка и встают)
(поочередно протягивают руки вверх и смотрят на них)

(поднимают руки вверх и смотрят)
(приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх)

(хлопки над головой)

(имитируют полет жука и садятся на стульчики).

"Прогулка в зимнем лесу"

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь чудес.
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.
Вот зайка проскакал
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири
Как красивы они!
В лесу красота и покой
А нам пора уже домой.

(ходьба по комнате)
(разводят руками)
(руку отводят в указанную сторону и смотрят)
(отводят руку и прослеживают взглядом)
(движение "фонарики" и смотрят вверх)
(кружась, приседают)
(прыжки)

(руки на поясе, наклоны в стороны)
(приседают, прячась)

(имитируют сон)

(имитируют полет птиц)

(разводят руки в стороны)
(садятся на свои места).

"Комарик" (игра для коррекции зрения).

ДЕТИ (ХОРОМ):
Комарик летает,
Летает, летает.
Где сесть не знает:

З-з-з-з-з-з-з.

Хлоп!

(вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. "Рисуют" в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)
(прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел).
(хлопают правой ладонью по левой).

"Прогулка в лесу"

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем 1-2-3-4-5
Надо нам букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели,
Вправо звон.
Динь - дон!
Влево звон:
Динь - дон!
На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья
Вот бегут муравьи
Посчитаем их мы.
1,2,3,4,5,убежали опять!
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодки собрали.
Одна, две, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, Десять!
Ах, как ягодки вкусны!
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.

(дети ходят по комнате)
(смотрят вверх на солнце движение "фонарики")

(имитируют бабочку)

(хлопают в ладоши)

(приседают)
(имитируют букет в руках)

(наклоны с букета в стороны)

(указывают пальцем траекторию паллета пчелы на нос и прослеживают взглядом)
(показывают пальцем вниз и считают)

(разводят руками в стороны)
(приседают, имитируя сбор ягод)
(кладут ягодки в рот, прослеживая взглядом движение руки)
(покачивают головой)
(разводят руки и садятся на свои места)

"Паучок"

Пау - пау - паучок
Паутиновый жучок
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел.

Паутинку натянул,
Покачался и уснул.
Здравствуй, здравствуй, солнышко,
Солнышко - веселнышко.

(дети вытягивают перед собой паучка на палочке)
(фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)
(закрывают глаза, опустив паучка вниз)
(быстро моргают глазами)

Список литературы:

1.        «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» Выпуск 13 СМИ зарегистрировано МПТР РФ, Авторы: СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук; педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова, И.К.Белова, Г.Н.Максимова П441 Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных мате- матических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры Шевченко С.Г. и др., 2004 © Издательство «Школьная Пресса», 2004.

2.        Дидактические игры, упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ознакомление с окружающим и развитие речи. И. В. Бурцева. ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6-10 занятие на развитие и тренировку восприятия

Занятия содержат тренинги и игры, направленные на развитие восприятия. Курс состоит из 10 занятий....

Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"

Возможность использования приемов  аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе....

Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление  у детей с ТМНР.  Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...

Развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно моторных координаций

В данной методической разработке представлен дидактический материал по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций....