Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников».
материал

Халикова Мадина Рамазановна

Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx26.99 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников».

         Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в го все мы чувствуем , что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? Как научить писать без ошибок наших детей?

         Работу над ошибками необходимо начинать с первого класса. На уроках обучения грамоте мы впервые сталкиваемся с «опасными» местами в словарных словах, обращая внимание учеников на не совпадения орфографического написания слова с его орфоэпическим произношением.

 В работе по предупреждению и исправлению орфографических ошибок эффективными являются следующие приёмы:

  1. Использование опорных схем.

          Например,  в 1 классе можно записать предложение с предварительным построением опорных схем.  Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель  читает  предложение  и  записывает  на  доске  опорную схему:

          Весной лес оживает.                                       Е      ______       ОИЕ.   

          Весело щебечут птицы.                         ЕО         ЕУ          Ы.

          Из берлоги вылезает сонный медведь.          З    ЕИ     ЕЕ  НН  ЕД.

  1. Показ неправильного письма.

         Даётся текст, «написанный Незнайкой». «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зилёная трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

  1. Диктант с подчеркиванием (задействован слуховой фактор).

         Во время  диктанта  учитель  постукивает  по столу в тот момент , когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

  1. Проговаривание.

         Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, то есть проговаривание так как надо писать. Это делают многие учителя. И этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает запоминательный образ слова, способствует более прочному запоминанию его написания.

  1. Орфографическая зарядка.

          Со второго класса каждый урок целесообразно начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:

              карандаши                        радостный                                 сказка

     земляника          опасный        берёзка

        Москва        солнце        лёгкий

        сапоги        сердце         сладкий

        хорошо        известный        гладкий

           Каждый  ряд  получает задание  прочитать  по  одному  столбику   слов  в  течении одной - двух  минут,  по  истечении  которых  слова  читаются  так,  как  написаны, указываются  орфограммы  и делается вывод,  что  все  слова  в  первом  столбике – на парную согласную и как её проверить.

           Развитию орфографической зоркости способствует и многие другие упражнения. Разумеется, всё предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке даёт неплохие результаты в обучении грамотному письму.

Составление схемы.

Такая обобщенная схема получается по мере изучения орфограмм.

                                

        

        

        

        

                        

        

        

        

А что такое орфографическая зоркость? Это «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой, значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании».

Иначе говоря, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. А как быть остальным? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успехов на пути становления у младших школьников орфографической зрелости?

Учить правила, выполнять упражнения и при этом не переставать удивляться и радоваться русскому языку можно, если устраивать живой разговор учеников друг с другом по материалу урока. И при этом чтобы ещё скучно не было.

Например, так:

Игра «Одиночное плавание».

Цели: развивать орфографическую зоркость, интерес к русскому языку; воспитывать аккуратность, честность, ответственность, трудолюбие.

Правила игры.

Класс делится на две группы, два борта, левый и правый, ученикам раздаются листы- «папируса». Учитель быстро диктует слова, их нужно записать в столбик. После этого папирус-листок сворачивается. После того как записали последнее слово, проводится проверка. Листок –папирус, разворачиваясь, «открывает» по одному слову. Сами слова и что в них искать - это зависит от того, в каком классе проводится игра. Нашли- обвели кружок, нет - настоящая дырка ручкой насквозь. Дома – «штопка папируса (работа над ошибками). Во время подведения итогов необходимо обратить внимание на количество дырок и на их качество или их отсутствие. Желательно вспомнить с детьми правила, на которые были допущены ошибки».

Ход игры

Вариант игры «Одиночное плавание»

Учитель.  «Левый борт» - дети  первого  варианта,  «правый  борт»  -  дети  второго варианта. Левый  борт,  махните  мне  левой  рукой.  Правый  борт,  моргните  мне  правым глазом. Вы одни на плоту, разговаривать не с кем, повернетесь или обернетесь- плот перевернется. Море штормит. Я диктую каждому борту по одному слову. Итак, поплыли!

Дети пишут слова в столбик, листок сворачивают ровно на одно слово.

Слова.

2 класс. Левый борт – кросс, картина, топор, лимон, тонна, сапог, молоко, сорока, береза, вороненок.

Правый борт- заяц, касса, собака, молоток, ворона, замок, рябинка, ванна, корзина, хоровод.

3 класс. Левый борт – шапка, пешеход, творожок, зубки, платье, судья, вьют, соловей, плод, съёмка.

Правый борт – лесник, тропинка, моряк, гостям, звонок, вязал, польза, ночной, ключик, из-за.

4 класс. Левый борт – устный, подъём, прекрасный, чувство, польза, мышь, пассажир, въехал, погрузка, вкусный.

Правый борт – вездеход, пылесос, утконос, самолет, пылесос, молоковоз, пешеход, кроссовки, ковроделие, характерный.

Учитель. Волны становятся меньше. Море успокоилось. Поднять паруса! Разворачиваем листочки - папируса, открывая по одному слову, начиная с последнего.

Проверка. (4 класс)

Учитель. Левый борт, найдите в слове сочетание -СН- (вкусный). А в этом слове найдите приставку по и парную согласную по звонкости-глухости «З» (погрузка). В этом слове найдите разделительный твердый знак (въехал). В следующем слове найдите две непроверяемые безударные гласные «А» и удвоенную «С» (пассажир). В этом слове найди мягкий знак (мышь). В следующем слове найди непроизносимую согласную «В» (чувство). В этом слове найдите приставку пре и сочетание -СН- (прекрасны). Найдите разделительный твердый знак (подъем). В этом слове найдите непроизносимую согласную «Т» (устный).

Правый борт, найдите в этом слове две безударных гласных «А» (характерный). В этом слове найдите два корня ковр и дел (ковроделие). Найдите в слове корень кросс и суффикс -ОВ- (кроссовки). В этом слове найдите две буквы  «Е» и букву «Д» (пешеход). Найдите в своем слове четыре буквы «О» и букву «З» (молоковоз). В этом слове найдите соединительную гласную «Е» (пылесос). В следующем слове найдите безударную гласную «А» и соединительную гласную «Е» (самолёт). А в этом слове вы найдете два корня утк и нос (утконос). В этом слове найдите две буквы «Е» (вездеход).

Учитель. В чьём парусе нет дырок? А кто займется штопкой? На какие правила допущены ошибки?

Проверку можно организовать и иначе, учитель может позвать на помощь спасателей (учеников). Например, к нам на помощь спешат спасатели. Они хорошо знают море и его подводные скалы. От каждого борта по одному человеку. Спасатель объясняет написание слова, а вы обводите в кружок нужную букву. Если обводить нечего – дырка насквозь ручкой, затем дома «штопка». 

Если у детей сформирована объективная самооценка, то работу могут оценивать они сами, или сосед по парте, сосед по варианту.  Важно, что у учеников будет зримое и тактильное восприятие их работы, а также  будет возможность самостоятельно проработать, проанализировать сделанные ими ошибки и исправить их.

Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Главное – работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у школьников должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения русскому языку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок Подготовила Учитель начальных классов МОУ СОШ №1 села Покойного Халикова Мадина Рамазановна

Слайд 2

В работе по предупреждению и исправлению орфографических ошибок эффективными являются следующие приёмы: 1. Использование опорных схем. Например, в 1 классе можно записать предложение с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему: В е сной лес о жива е т. Е ______ ОИЕ . В е сел о щебеч у т птиц ы . ЕО ЕУ Ы. И з б е рлог и выл е за е т со нн ый м е две д ь. З ЕИ ЕЕ НН ЕД.

Слайд 3

2. Показ неправильного письма. Даётся текст, «написанный Незнайкой». «В л и су р а сла б а льшая с а сна . Под ней была з и лёная тр о ва и красивые цв и ты ». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

Слайд 4

3. Диктант с подчеркиванием (задействован слуховой фактор). Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент , когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

Слайд 5

4. Проговаривание Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, то есть проговаривание так как надо писать. Это делают многие учителя. И этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает запоминательный образ слова, способствует более прочному запоминанию его написания.

Слайд 6

5.Орфографическая зарядка. Со второго класса каждый урок целесообразно начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов: карандаши радостный сказка земляника опасный берёзка Москва солнце лёгкий сапоги сердце сладкий хорошо известный гладки й

Слайд 7

ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПРОБЕЛ МЕЖДУ СЛОВОМ И ПРЕЛОГОМ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ Ь и Ъ ГЛАССНЫЕ БУКВЫ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ПРИСТАВКАХ ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ В КОНЦЕ СЛОВА НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА НА КОНЦЕ СЛОВА

Слайд 8

А что такое орфографическая зоркость? Это «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой, значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании». Иначе говоря, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Что формирует орфографическую грамотность.

Слайд 10

Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успехов на пути становления у младших школьников орфографической грамотности? Учить правила, выполнять упражнения и при этом не переставать удивляться и радоваться русскому языку можно, если устраивать живой разговор учеников друг с другом по материалу урока. И при этом чтобы ещё скучно не было . Применять можно разные формы работы, например:

Слайд 11

Игра «Одиночное плавание». Цели : развивать орфографическую зоркость, интерес к русскому языку; воспитывать аккуратность, честность, ответственность, трудолюбие. Правила игры. Класс делится на две группы, два борта, левый и правый, ученикам раздаются листы- «папируса». Учитель быстро диктует слова, их нужно записать в столбик. После этого папирус-листок сворачивается. После того как записали последнее слово, проводится проверка. Листок –папирус, разворачиваясь, «открывает» по одному слову. Сами слова и что в них искать - это зависит от того, в каком классе проводится игра. Нашли- обвели кружок, нет - настоящая дырка ручкой насквозь. Дома – «штопка папируса (работа над ошибками). Во время подведения итогов необходимо обратить внимание на количество дырок и на их качество или их отсутствие. Желательно вспомнить с детьми правила, на которые были допущены ошибки».

Слайд 12

1. Запись под диктовку 2.ПРОВЕРКА 3.Работа над ошибками

Слайд 13

Контроль знаний

Слайд 14

Если у детей сформирована объективная самооценка, то работу могут оценивать они сами, или сосед по парте, сосед по варианту. Важно, что у учеников будет зримое и тактильное восприятие их работы, а также будет возможность самостоятельно проработать, проанализировать сделанные ими ошибки и исправить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок в системе обучения правописанию

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001386 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001370Важным звеном в обучении правописанию является самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. ...

Методический семинар "Технология проблемного обучения как средство формирования УУД на уроках у младших школьников "

Материал содержит теоретический и практический блоки по заявленной теме с мультимедийным сопровождением....

Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"...

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»...

«Система работы общеобразовательного учреждения по формированию навыков чтения у младших школьников»

Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно ...

Коррекционные упражнения для предупреждения и исправления дисграфии, дизорфографии у младших школьников.

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. С каждым годом увеличивается число детей, испытывающие трудно...