Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: нравственный, гражданский и патриотический аспекты
статья

Герасимова  Дарья Петровна

Формирование основных психических качеств личности осуществляется именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что в этот период происходит исправление системы жизненных отношений, ведь у ребенка возникают новые обязанности перед обществом (А. Н. Леонтьев). Именно в начальной школе формируются личностные механизмы поведения, зарождаются связи, отношения со сверстниками, вырабатываются механизмы подражания, активизируется рефлексия. Все выше перечисленное формирует личность индивида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00178569-0cf42ed1.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: нравственный, гражданский и патриотический аспекты  

Формирование основных психических качеств личности осуществляется именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что в этот период происходит исправление системы жизненных отношений, ведь у ребенка возникают новые обязанности перед обществом (А. Н. Леонтьев). Именно в начальной школе формируются личностные механизмы поведения, зарождаются связи, отношения со сверстниками, вырабатываются механизмы подражания, активизируется рефлексия. Все выше перечисленное формирует личность индивида.

Многие психологи считают, что именно этот возраст, является не просто стадией адаптации, а настоящей социализацией.  Ведь в этот период осуществляется активный процесс приумножения знаний о положительном и отрицательном аспекте в жизни общества, а также  формируется представление об отношениях в обществе, свободе выбора, а также способе поведения и т.д. [6].

Отечественный психолог Л. И. Божович, опираясь на свои исследования, говорила: «Зачисление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.  Оказавшись обучающимся, ребенок получает не только новые права, но и обязанности. На этом этапе он занимается общественно значимой деятельностью, выполнение которой  определит его место среди окружающих людей и его взаимоотношения с ними. Данная ситуация влияет на формирование индивидуальных особенностей у младших школьников [6]. Овладение спецификой совместного обучения осуществляется через сотрудничество педагогов с детьми. Однако в данном сотрудничестве должен присутствовать определенный уровень рефлексии и нравственного развития ребенка.

Для всестороннего социального развития личности складывается ряд необходимых психологических качеств. С помощью воспитательных воздействий на учеников, у них уже в 3 классе формируется произвольность, чувство долга [13]. В основе нравственного и гражданского поведения обучающихся лежит чувство долга. Чувство долга – это общезначимый моральный компонент личности, для которой общественно значимое является вместе с тем и личностно значимым» [46, с. 591]. «Общественно значимое, переходя в личностно – значимое для индивида, порождает в нем динамические тенденции долженствования» [46, с.31]. Долженствование – это категория сугубо нравственная, которая принадлежит только к миру культуры, ассоциирующееся с понятием совести. Долгом человека называют его умение следовать по пути добродетели, совершать добро, совестью называют способность индивида, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга» [18, с.361].  

К важнейшей деформации успешности младшего школьника относят: его восприятие учебного процесса, отношение к учебному учреждению, преподавателям, одноклассникам и процессу познания в целом.

Тем не менее, психологи утверждают, что отношение к деятельности выражает собой направленность на деятельность и оказывает воздействие на все составляющие процесса ее реализации (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн).

Деятельность обучающихся выражает познавательный характер. Доктор психологических наук Л. Б. Ительсон охарактеризовал учение, как специальный вид деятельности, выражающийся в активном познавательном характере. По его мнению, обучающийся, в ходе процесса обучения, способен управлять сознательной целью, а так же усваивать определенные знания, умения, формы поведения и виды деятельности [По: 53, с.70].  

Советский психолог, философ и педагог - А. Н. Леонтьев считал, что личность способна развиваться лишь во время процессов обучения и воспитания. Обусловленность мотивационно - целевого аспекта познавательной деятельности,  с его точки зрения, лишь отношение обучающегося к изучаемому им предмету, в этом заключается смысл процессов воспитания и обучения [34].

Основываясь на анализе психологических исследований учебной деятельности младших обучающихся, можно выделить ряд ее специфических характеристик:

  • несмотря на то, что учебная деятельность является  общественной, по своему смыслу, содержанию, форме, она осуществляется сугубо индивидуально. Ученик овладевает предметными универсальными учебными действиями, которые были получены человечеством, однако, он не изменяет их; предметом изменения становится сам ученик, как ее субъект. Собственно он, как субъект образовательного процесса, ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления:
  • еще одной исключительной особенностью учебной деятельности является то, что ребенок должен подчиниться правилам, которые обязательны для всех обучающихся. Это нужно для развития умения регулирования своего поведения, а так же для обучения ребенка произвольному управлению;
  • процесс и эффективность развития учебной деятельности зависят от содержания изученного материала, той методики, которая  была использована для обучения и форм организации учебной работы обучающихся. Обучающимся нужно научить учиться самостоятельно, в этом и заключается главная задача адаптационного периода школьного обучения [13].

Изменения в мотивационно - потребительской сфере деятельности ученика и отношения к ней, связано со степенью изучения им  пространства школы. Первоначально обучающий учится из-за того, что «так надо», он еще не понимает смысла обучения, а считает это игрой. Лишь после достижения «ситуации успеха» у ребенка появляется интерес к учебе, а именно в приобретении новых знаний [13].

С момента зачисления в школу у детей меняются игры. В дошкольном возрасте у ребят преобладали ролевые игры, ситуативные, подвижные игры, но тогда, когда они стали школьниками, им интересны игры, в которых можно  проявить свои интеллектуальные способности.  Игра способствует развитию индивидуальных качеств обучающихся, но учитель не может забыть о том, что учебная деятельность должна занимать первое место по значимости. Внеклассная работа, которая проводится с классным коллективом, должна содержать в себе игры с гражданско-патриотической направленностью. Также должны быть и развивающие игры, в которые можно играть не только в классе, но и дома [Волкова].

Младший школьный возраст - сенситивный период для воспитания положительных качеств личности, а также гражданственности и патриотизма. Податливость,  а также детская доверчивость, влечение подражать, а также авторитет, которым обладает преподаватель, способствует благоприятному решению этой проблемы.

Процесс осмысления себя как личности одновременно сопровождается и формированием  адекватной самооценки, способности сравнивать себя с окружающими, появляется совершенно новый этап в развитии самосознания младшего школьника. Ведь это необходимо для правильного формирования учебно-воспитательной деятельности, которая направлена на целенаправленное гражданско-патриотическое воспитание учеников начальной школы, а также развитие их нравственной устойчивости. Все же, в младшей школе гражданско-патриотическое воспитание осуществляется с нуля [33]. Начало школьного периода в жизни ученика - начала развития у него представлений о доме, семье, городе или селе, где он родился, об окружающей среде, и о том, что  называется малой Родиной. Не без причины В.А. Сухомлинский верил в то, что любовь к Родине зарождается от любви к матери [55].

Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, а также младших школьников считается одним из важных условий его успешности. Одной из важнейших проблем в дидактике является – проблема преемственности, ее еще называют «вечной».

Теоретические основы, подходящие для решения имеющейся проблемы, представлены в Концепции непрерывного образования. В педагогической сфере функционирование преемственности универсально, и считается общепедагогическим законом. Категория «преемственности» представлена работах философов: Э.А. Баллера, Б.С. Батурина, А.И. Зеленкова, Г.Н. Исаенко, З.А. Мукашева, В.Г. Рубанова и др. Преемственность в развитии человека способствует сохранению и переносу наиболее прогрессивных элементов старого на новый, более высокий уровень. Некоторые авторы: Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, И.Т. Огородников и др. рассматривали принцип преемственности, а С.М. Годник, И.Д. Зверев, как одно  из условий воспитания. Особенности преподавания гражданско-патриотического воспитания в начальной школе предопределены особенностями этого возраста, спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Данная специфика предопределяется, определенными особенностями данного возраста. Восприятие младших школьников к внешним влияниям,  их  эмоциональность, стремление к усвоению нового, яркость восприятия, импульсивность поведения. Учитывая эти возрастные особенности  обучающихся начальной школы,  Л.И. Мищенко выделял следующие этапы в их нравственном развитии, как одного из составляющих гражданско-патриотического воспитания:

  • интенсивное формирование нравственных представлений и чувств, их последовательное обогащение, подготавливающее формирование соответствующих понятий;
  • поэтапное  осознание социальной значимости обучения и общественно-полезной работы, развитие стремления к деятельности на общую пользу;
  • формирование заинтересованного отношения к совместной работе с одноклассниками.

Следует выделить следующие направления нравственного и патриотического развития младшего школьника:

  • формирование положительного отношения к своему имени, к себе, любви к близким людям, положительное отношение ко всем окружающим.
  • формирование интереса к истории семьи, к истории города, к истории страны.
  • формирование нравственных представлений и чувств через определенную подачу конкретных знаний. Интересно наблюдать, как по мере составления своей родословной расширяются и представления ученика о своей стране, формируется интерес от истории своей семьи к истории страны. Понятие «Родина», «Гражданин» расширяется, углубляется и становится понятным и реальным [38].

Нравственный облик младшего школьника состоит из: гражданственности и патриотизма.  Его можно характеризовать яркостью и эмоциональностью проявления, но также и недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности. «Умение сопоставлять личное с общественным» еще недостаточно сформировано  у учеников начальной школы. Широкие социальные мотивы такие, как любовь к Родине, сознание и чувство общественного долга, у младших школьников развиты плохо, они не могут быть непосредственными побуждениями социально-ценной деятельности. В лучшем случае, они могут придавать определенный смысл и эмоциональную окраску этой деятельности. В этом возрасте младшие школьники нуждаются в общественном признании их достижений в присутствии одноклассников и значимых взрослых. Стремление обучающихся к чему-то необычному, желание познавать окружающий его мир - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовлетворение деятельностью, которую организует учитель в учебно-воспитательном процессе» [31, с. 35].


Список использованной литературы

  1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2008. - №6.
  2. Амоношвили, Ш.А. Единство цели / Ш.А. Амоношвили. - М.: Просвещение, 1987. - 308с.
  3. Аргутинский-Долгорукий А.И. Путь России: Итоги тысячелетия. XXI век. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2010. -115с.
  4. Баронина К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина, А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1.
  5. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2010.
  6. Бедник Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания // Библиотечное дело. - 2006.
  7. Белорусова В.В. Педагогика. - М., 2009-351с.
  8. Бениаминова М.В. Воспитание детей – М., 2009.
  9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 538 с.
  10. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 3т. - Т.1. - М.: Педагогика, 2009.
  11. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – Москва, - 2010. - 160 с.
  12. Бойков, В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти / В.Э. Бойков. // Социс. - 2003. - №8.
  13. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 340с.
  14. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 2009. - №4. - С.39-36.
  15. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 37-43.
  16. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. - 2010.
  17. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. // Педагогика. - 2006.
  18. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. / Ю.С. Васютин. - М.: Мысль, 2010. - 173 с.
  19. Воспитание патриотизма - залог возрождения Отечества //Парламентский час. - 33 февраля 2003 г.
  20. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006. – 160 с.
  21. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. – 2011. №3. – С. 30-33.
  22. Гартман Н. Проблема духовного бытия: Исследования к обоснованию философии истории наук о духе: Введение // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юристъ, 2013. с.608-648.
  23. Гасанов З.Т. Морально-эстетические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. – 2013. - №5. – С. 18-36.
  24. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2010. №4. – С.34-30.
  25. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.
  26. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.
  27. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. – М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 308с.
  28. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. – 2006. – № 8. – С. 11-17.
  29. Духовность, художественное творчество, нравственность: «Круглый стол» // Вопросы философии. - 2009. №3. - С.3.
  30. Жариков А.Д. Растите детей патриотами – М., 2009. – 336с.
  31. Жуковская Р.И., Козлова С.А. – Родной край – М., 2010. – 133с.
  32. «Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 39 декабря 2013 г. N 373-ФЗ. – М., 2013. – 79 с.
  33. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 2011. – 341с.
  34. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2008. – 303с.
  35. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 3001-3005 гг.»// Патриот Отечества. – 2006. – № 4. – С. 15-33.
  36. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. – М. - 2013, - 319 с.
  37. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М., 2008. – 184с.
  38. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 36-30.
  39. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. – 2009. №3. – С. 119-137.
  40. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2010. – 173с.
  41. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – 34 с.
  42. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1. – С. 36-46
  43. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 35 с.
  44. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. №3. – С. 53-56.
  45. Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования // Социс.- 2010.- № 7. - С. 31-35
  46. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 2008. – 301с.
  47. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. – с. 63-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.
  48. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2010. - 456с.
  49. Официальные документы в образовании. – № 33 (335) август 2006.–96 с.
  50. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М, -2009. - 160 с.
  51. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика. – М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторское перо, 2005. – 400 с.
  52. Постановление Правительства РФ от 5 октября 3010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
  53. Программа педагога дополнительного образования: от разроботки до реализации. В.А. Разумный, Д.А. Белухин. Москва 2010. – 87с.
  54. Российская педагогическая энциклопедия М., 2011. Т.3. – 563с.
  55. С.П. Баранов, Л.Ф. Болотина, А.А. Сластенин. - Изд. 3-е, перераб. Учебное пособие для пед.училищ. - Просвещение, 2010. - 368с.
  56. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 2009. - 144 с.
  57. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2011. – 103с.
  58. Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тапкина О.А. История Барнаула: Учебное пособие для средней школы. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2010. - 330с.
  59. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
  60. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ / [В.Г. Бирюков, В.Г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 2009. - 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

Некоторые особенности проведения занятий детей младшего школьного возраста занимающихся по программам патриотического воспитания .

   Делюсь некоторыми особенностями проведения занятий  для детей младшего школьного возраста по программе   " Орленок" .   Программа разработана для...