конспект урока
план-конспект урока (2 класс)

Коптева Ольга Ефимовна

Конспект урока по предмету "Истоки", на тему: "Река"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по предмету «Истоки» на тему: «Река»

2 класс, учитель: Коптева Ольга Ефимовна

 Цель: формирование познавательной деятельности и учебной мотивации.

Задачи:

  •  продолжить изучение темы «Родные просторы», сформировать представление о реке, ее частях, учить определять истоки, устья рек, левые и правые притоки; познакомить детей с новыми понятиями «родник», « характер реки», «живая вода»,  «святая вода», «крещение».
  • раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны.
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • развивать умение работать в паре, ресурсном круге; сравнивать, анализировать и делать выводы.

Ход урока

  1. Мы с вами продолжаем путешествовать по родным просторам.

Как вы понимаете «родные просторы»? (Это наша родина: поле, нива, лес). Мы сегодня мы продолжим путешествие по родным просторам и совершим заочную экскурсию. А куда, вы догадаетесь сами, отгадав загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

- Выделите ключевые слова, которые помогли вам догадаться, что это река.

- Итак, тема сегодняшнего занятия – «Река».

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)

- Какие картинки  вы увидели? (Вода, берега, течение, рыба, водоросли, дно, песок, камни, мост и пр.)

- А что вы услышали? Что почувствовали?

- Наверное, каждый из вас видел хоть какую-нибудь реку, речку или речушку. Ведь большинство городов и селений нашей родины разместилось по рекам.

- А что бы вы хотели узнать новое о речке?

(Что такое река? Какие бывают реки по характеру? Где рождается река, и куда несёт она свои воды? Как река служит человеку? Есть ли реки там, где мы живём?).

На эти вопросы мы постараемся вместе  найти ответы в течении сегодняшнего занятия.

   2. Активное  занятие.

1.               - Как вы думаете, с чего начинается река? (ответы детей).

Началом реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины.

2. - А куда побежит ручеёк дальше?

  - Куда бежал ручеёк? (Ручеёк бежал к маленькой речке). Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых    речек образуются реки. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду.

3. - А куда может впадать река? ( В море, озеро, другую реку).

На карте нашей Родины нанесены около 3 млн. рек, речек, речушек и каналов. Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной.

3. У реки, как у человека , есть имя. Нет реки без имени.

-Какие реки вы знаете? А какие реки нашей области вы знаете? На берегу какой реки расположен наш город?

- Столько красивых названий и имён у рек. Как выбирают имя для реки?

Название реки - это слово, указывающее на какой-нибудь ее признак: характер течения, цвет или вкус воды, размер, особенности дна, местность, где она течет, или береговая растительность и т.д.

4. Каждая из этих рек не похожа друг на дружку. У каждой реки, как и у человека, свой характер и свой нрав.

- Как можно определить характер реки? (Надо прислушаться к её звукам, увидеть движение воды, ощутить свои чувства на берегу речки).

- Какие по характеру бывают реки? (равнинные и горные).

Медленная, быстрая,  плавная, бурная, берега скалистые, спокойная, бурлящая, тихая.  

-  У горных рек  течение быстрое, бурлящее, берега скалистые.

- Равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега.        

5. Значение реки в жизни человека.

Река - это вода, а вода - это жизнь; жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных. Значение рек огромно, его трудно переоценить.

- Какое значение играет в жизни каждого человека  вода?

Издавна человек тянулся к реке. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. На многих реках нашей планеты строят гидроэлектростанции.

- Что случится, если на нашей планете исчезнут все реки, озёра,  пруды?

Без воды не обойтись никому и никогда, заменить воду нечем. Русский народ говорил в старину: "Мать - водица, всему царица".

Экологическая сказка

Духовное запечатление.

- Представьте себя на месте реки, о чём бы вы попросили человека?

- А что можете вы сделать, чтобы сохранить наши реки  и как  сберечь нашу природу?

Если встретишь родник в лесу - не трогай его, не оставляй после себя грязь и остатки пищи. Ведь этот родник может быть началом большой реки. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды - может быть, она просит тебя помощи.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

IY. Подведение итогов.

-Наша заочная экскурсия подходит к концу.

-Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия?

Домашнее задание: рабочая тетрадь,с.29

Y. Ресурсный круг «Река».

1 круг: «Во время путешествия я увидел(а)…

2 круг: «Во время путешествия я услышал(а) или понял(а)…

3 круг: «Сегодня на уроке я почувствовал(а)…

- Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие воду.

(чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...