Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Читалия", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Залеских Людмила Алексеевна

Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_chitaliya.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

 

                             Рабочая программа

                   внеурочной  деятельности                

                             «Моя Читалия»

                    (общекультурное направление)

                                          1 класс

                          учителя  начальных классов  

                   I квалификационной категории

                 Залеских Людмилы Алексеевны

                                   2019-2020 учебный год

                                                                               

                          Содержание программы курса

  1. Титульный лист

  1. Пояснительная записка

  1. Содержание программы

  1. Учебно-тематическое планирование

  1. Календарно-тематическое планирование

6. Список литературы

                           

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Читалия» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика.

Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расширении детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев.

Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь  к книге и чтению.

Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.

Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.

С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель – это грамотный гражданин, знающий любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.

Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.

                                Цели и задачи курса

    Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Программа нацелена на решение следующих задач: 

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;                                                                                                                                                    • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

                     Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Освоение учащимися программы “Моя Читалия” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные учебные умения::

- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- умение самостоятельно работать с новым произведением;

- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

 - умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

- умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.

Коммуникативные учебные действия:

- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

- вести диалог о прочитанной книге;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

                                    Формы организации учебных занятий:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

                                      Основные виды деятельности учащихся:

  • беседы и обсуждения;
  • выразительное чтение и рассказывание;  
  • сообщения;
  • литературные и ролевые игры;
  • заочные путешествия;
  • исследования;  
  • проекты;
  • выставки и презентации книг;
  • мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей;
  • творческие задания литературного и изобразительного характера;
  • экскурсии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • библиотечные уроки;
  • инсценировки
  • двигательная импровизация под музыку;
  • художественная мастерская.

                                               

                                    Ожидаемые результаты обучающихся:

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в  книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (книгой и хрестоматией; книгой и словарями; книгой и дополнительными источниками информации (библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        

     Обучающиеся получат возможность научиться:

        • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

        • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

        В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

                                 Формы подведения итогов реализации программы 

      -тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков

Содержание программы

Раздел 1. Давайте познакомимся (5 ч)

Знакомство детей с целями и задачами занятий, беседа о путешествии в мир книг, о составлении карты страны Читалии, чтение стихотворений А. Усачёва, разучивание стихотворений И. Токмаковой, А. Барто, разучивание физических упражнений на материале стихотворений для проведения физминуток на уроках. Осенняя экскурсия, составление портрета Осени, прослушивание фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь», стихотворений В. Авдеенко «Осень», А. Плещеева «Скучная картина!..» Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.

        

Раздел 2. Мои первые книжки (12ч)

Русские народные сказки, инсценирование сказки, понятия «роль», «актёр», «декорация», «музыкальное оформление». Сказки К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова, А. Барто. Зимняя экскурсия.

Раздел 3. О чём хочется читать (9 ч)

Произведения о животных, природе, отношение людей к окружающему миру. Сравнение русской народной сказки и авторской с одинаковым названием «Теремок». В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды», А. Шалыгин «Если есть хороший друг», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». Весенняя экскурсия.

Раздел 4. Об авторах и художниках (6 ч)

Произведения о детских годах писателей, о нелёгком литературном труде, об умении читать, советы начинающим читателям. | С. Маршак «В начале жизни», В. Берестов «Мужчина», Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь», И. Черницкая «Что такое Родина?»

Иллюстраторы детских книг. Летняя экскурсия. Произведения о Родине, её героях.

Раздел 5. О читателях (1 час.)

Подведение итогов. Рассказ о своей Читалии по составленной карте.

                                 Учебно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Содержание

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Раздел 1. Давайте познакомимся

5

-

5

2

Раздел 2. Мои первые книжки

12

-

12

3

Раздел 3. 0 чём хочется читать

9

-

9

4

Раздел 4. Об авторах и художниках

6

-

6

5

Раздел 5. О читателях

1

-

1

                    Итого

           33

-

33

Календарно-тематическое планирование

1 класс - 33ч.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Форма проведения

                УУД

Дата проведения

План

Факт

              Давайте познакомимся (5ч)

1

Путешествие начинается

Беседа

Наблюдать происходящее и внимательно слушать

02.09

2

Необычные стихи

Занятие – игра

Разучивание стихотворений

09.09

3

Разноцветный год. Осень

Обсуждение

Составление портрета осени

16.09

4

Из чего состоит книжка?

Беседа

Изучение составных частей книг

23.09

5

Экскурсия в библиотеку

Беседа

Знакомство с правилами поведения в библиотеке

30.09

            Мои первые книжки (12ч)

6

Жили – были сказки

Выразительное чтение и рассказывание

Слушать и рассказывать сказки

07.10

7

Старые сказки на новый лад

Выразительное чтение и рассказывание

Слушать и рассказывать сказки

14.10

8

Сказки читаем и играем

Литературные и ролевые игры

Понятия «роль», «актёр»

21.10

9

Сказки читаем и играем

Литературные и ролевые игры

Понятия «декорация», «музыкальное оформление»

28.10

10

Сказки читаем и играем. Концерт

Литературные и ролевые игры

Понятие «Инсценирование»

11.11

11

Мой Чуковский

Беседа

Знакомство с творчеством К. Чуковского

18.11

12

Мимоза, дядя Стёпа и другие

Беседа

Знакомство с творчеством С. Михалкова

25.11

13

Агния Барто и дети

Беседа

Знакомство  с творчеством А. Барто

02.12

14

Разноцветный год. Зима

Экскурсия

Наблюдать за зимними  изменениями  в природе, слушать объяснения учителя

09.12

15

Новогоднее чудо

Художественная мастерская 

Принимать участие в конкурсе рисунков

16.12

16

Занятие на «бис»

Выразительное чтение и рассказывание

Слушать и рассказывать сказки.

23.12

17

Необычные стихи

Выразительное чтение и рассказывание

Разучивание стихотворений

30.12

               0 чём хочется читать (9ч)

18

Тёзки или близнецы?

Обсуждение

Знакомство с разделом

13.01

19

Про пернатых и крылатых

Беседа

Знакомство с произведениями о природе

20.01

20

Книги о животных

Беседа

Знакомство с книгами о животных

27.01

21

Мальчишкины книжки

Выразительное чтение и рассказывание

Знакомство с произведением В. Маяковского «Кем быть?»

03.02

22

Дочки-матери

Выразительное чтение и рассказывание

Знакомство с произведением Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

10.02

23

«Ты да я, да мы с тобой»

Исследование

Выявление отношения людей к окружающему миру

17.02

24

«Вот когда я взрослым стану…»

Викторина

Слушать, рассказывать, отвечать на вопросы.

02.03

25

Занятие на «бис»

Выразительное чтение и рассказывание

Разучивание стихотворений о природе

16.03

26

Разноцветный год. Весна

Экскурсия в парк.

Наблюдать за весенними  изменениями  в природе, слушать объяснения учителя

23.03

              Об авторах и художниках (6ч)

27

О писателях и читателях

Беседа

Изучение произведений о детских годах писателей

30.03

28

Кто рисует в книгах?

Беседа

Знакомство с иллюстраторами детских книг

06.04

29

Герои земли Русской

Обсуждение

Узнавать о героическом прошлом нашей Родины.

13.04

30

С чего начинается Родина?

 Обсуждение

Воспитание чувства патриотизма.

20.04

31

Разноцветный год. Лето

Экскурсия

Наблюдать за изменениями  в природе в летний период, слушать объяснения учителя

27.04

32

Занятие на «бис»

Презентация

Рассказывать о своей семье.

18.05

               О читателях (1ч)

33

О читателях. Моя картина Читалии

Двигательная импровизация под музыку

Подведение итогов

25.05

                                                      Список литературы

  1. Андерсен, Г.Х. Сказки [Текст]: Детская литература/ Г.Х. Андерсен. – М., 1979.
  2. Былевская, В.Н. Развитие творческих возможностей младшего школьника [Текст]: пособие для учителя / В.Н. Былевская. – СПБ, 2006.
  3.  Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов [Текст] / авт.-сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207с.
  4. Ершов П.П. Конёк-Горбунок [Текст]: Детская литература / П.П. Ершов .- М., 1990.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  6. Корчемлюк,О.М., Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа [Текст]: Книга 1 / О.М. Корчемлюк. – Баласс, 2012. – 286 с.
  7. Михалков, С.Я. Сказки, песни, загадки [Текст]: Детская литература / С.Я. Михалков. – М., 1988.
  8. Распе, Р.Э. Приключения барона Мюнгхаузена [Текст]:  Литература для детей / Р.Э. Распе. – М.: РОСМЭН, 2011.
  9. Саволайнен, Х.М. Пробуждать у детей интерес к чтению [Текст]: пособие для учителя / Х.М. Саволайнен. – М.: Вака, 2004.
  10.  Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст  [Текст]: Пособие для учителя / О.В. Соболева. – М.: Баласс, 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...