Рабочая программа "Мир деятельности" 1 класс
рабочая программа

Курс «Мир деятельности»  реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности 

Курс «Мир деятельности: первый год» предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti_1_klass.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОХЕТТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО
на научно-методическом совете с правами экспертного

Протокол № 1  

от 28.08.2020

Председатель

___________ Е.В.Худякова

                 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

___________ Е.В.Худякова

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08.2020

Председатель

________Э.В.Гуренкова

________________ Э.В.Гуренкова

Приказ  №   ?  от «30»  августа  2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 122

от 01.09.2020

Директор МОУ 

__________Э.В.Гуренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мир деятельности»

учебный предмет

2020/2021 учебный год

учебный год

1 класс (1 час в  неделю; 33 часа в год)

класс, количество часов  в неделю

  

                                   

                   

                          Составитель

                          Аникина Раиса Хасанзяновна,

                                                                                             учитель начальных классов,

                          высшая квалификационной  категории

                             

                         

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» разработана на основе  нормативных документов:

федеральный уровень

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
  • Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России  от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства российской Федерации от 29.05.2015 №996-р);
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
  • Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012г. №ПР-3410;

региональный уровень

  • Письма департамента образования ЯНАО от 14.05.2012  №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Концепции научно-естественного образования ЯНАО (Приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 №102);
  • Концепции научно-технического творчества (Приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015);
  • Заседания координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни (Протокол заседания координационного совета ЯНАО от 30.11.2016 №87);

муниципальный уровень

  • Приказа ДО Надымского района от 30.05.2014 №510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС

институциональный уровень

  • Устава  муниципального общеобразовательного учреждения «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
  • Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено педагогическим советом №3 от 27.04.2017)

Курс «Мир деятельности»  реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности  

Курс «Мир деятельности: первый год» предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

 Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

 2.Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4.Контроль умения выполнять действие.

Курс «Мир деятельности: первый год» направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у обучающихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

           Задачи курса:

  • Способствовать повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создавать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.
  • Помочь ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
  • Системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
  • Учить не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности.
  • Развивать навыки согласованной работы в группах.
  • Развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.

 На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.

1. Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 3. Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

 4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 6. Принцип вариативности – предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности. При организации учебной деятельности ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.

       

Раздел 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса    

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

 ценить и принимать ценности жизни;

 иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность;

 проявлять активность, честность, терпение, доброжелательность, ответственность;

 освоить роль ученика; проявлять интерес (мотивацию) к учению;

Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

 знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа;

 знать основные функции обучающегося и учителя на уроке;

 знать правила поведения на уроке, уметь их применять;

 знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания;

 уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие;

 уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;

 уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений);

 уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу;

 знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобретение опыта их осознанного прохождения;

 знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять;

 знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения;

 овладеть начальными сведениями о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения;

 овладеть начальными сведениями о качествах личности, которые помогают обучающемуся успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

1 четверть

Выпускник научится

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

Выпускник получит возможность научиться

 - определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей.

 2 четверть

Выпускник научится

 - используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

Выпускник получит возможность научиться

 - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 - проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

3 четверть

Выпускник научится

 - читать несложные готовые таблицы; - заполнять несложные готовые таблицы;

Выпускник получит возможность научиться

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц;

- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации.

 4 четверть

Выпускник научится

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться

-интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Раздел 3. Содержание программы внеурочной деятельности

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

Организационно-рефлексивная линия (9 часов)

У обучающихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

 Коммуникативная линия (3 часа)

Обучающиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения,  основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Обучающиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков

Познавательная линия (1 час)

У обучающихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. Как научиться быть внимательным

 Ценностная линия (6 часов)

У обучающихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа)

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час)

Диагностика (2 часа)

Резерв (7 часов)

 

    Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Примечание

1

1

Учиться…А что это значит?

2

1

Учитель и ученик

3

1

Я ученик. Правила работы на уроке

4

1

Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности

5

1

Учимся дружно. Работа в парах

6

1

Я ученик: что я уже знаю и умею

7-8

Резерв

9

1

Как научиться быть внимательным

10

1

Затруднение – мой помощник в учении

11

1

Ценности нашей жизни. Здоровье

12

1

Учимся дружно. Работа в группах

13

1

Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности

14

1

Я ученик: что я уже знаю и умею

15

1

Резерв

16

1

Урок диагностики № 1. Входное тестирование

17

1

Как выяснить, что я не знаю?

18

1

Зачем ученику домашнее задание

19

1

Семья – мой помощник в учении

20

1

 Пробное учебное действие

21

1

Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать

22

1

Причина затруднения

23

1

Праздник «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

24

1

Я ученик: что я уже знаю и умею

25

1

Резерв

26

1

Как проверить свою работу

27

1

Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности

28

1

Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование)

29

1

Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности

30

1

Я ученик: что я уже знаю и умею (творческая гостиная для детей и родителей)

31-33

3

Резерв