Рабочая программа по математике (1-4)
рабочая программа

Зайцева Антанина Анатольевна

Рабочая программа по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол №

«Принято педагогическим советом школы»

Протокол №

«Утверждаю»

Директор школы

_________/А.С.Губанова/

Приказ №

 

Рабочая программа

учебного предмета

«Математика»

 для «1-4» класса

Составитель: учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Зайцева Антонина Анатольевна

с. Архангельское   2020 г

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 4 

 Количество часов в год – 132 (1 класс, 33 учебные недели)

  Количество часов в год по 136 (2-4 класс)

Общее количество часов - 540 часов

        Уровень рабочей программы – базовая

          Предметная область – математика и информатика

Составлена на основе - М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова . Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М. «Просвещение». 2019 год.

Нормативные правовые  документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении  и введения в действие федерального государственного стандарта начального общего образования». (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785) (в ред. Приказов Минобрнауки России от от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31 декабря 2015 года №1576);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным  программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734,приказов Министерства просвещения России от 01.03.2019 №95, от 10.06.2019 №286);
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018  №345 (ред. от 08.05.2019)  «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249"О внесении  изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 N 632"О внесении  изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345.
  • Приказа Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, Изменений №3, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81); (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015, регистрационный номер 40154);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ  «Архангельская СОШ»;
  • Учебного плана МКОУ «Архангельская СОШ» на 2020-2021 учебный год.

Учебно-методический комплект

автор

название

издательство

учебник

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Математика. 1 класс.

 М. «Просвещение», 2017 г.

учебник

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Математика. 2 класс.

 М. «Просвещение», 2018 г.

учебник

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Математика. 3 класс.

 М. «Просвещение», 2019 г.

учебник

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Математика. 4 класс.

 М. «Просвещение», 2014 г.

 Электронное приложение к учебникам 1,2,3,4 класс М.И.Моро и др.

Математика 1,2, 3,4 класс

Москва «Просвещение», 2014 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения  предмета «Математика» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

  1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении  начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
  1. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Числа и величины

Выпускник научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи в 3—4 действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета

1 класс

Подготовка к изучению чисел и действий с ними.

 Сравнение предметов и групп предметов.

 Пространственные и временные представления

Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....

                                                            Числа от 1 до 10 и число О.

Нумерация

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .

Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.

Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Сложение и вычитание

Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.

Переместительное свойство суммы.

Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

                                                                           Числа от 1 до 20.

Нумерация

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.

Килограмм, литр.

Табличное сложение и вычитание

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.

Итоговое повторение

2 класс

1.Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

 2.Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

3.Работа с текстовыми задачами.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и  др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

4.Пространственные  отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и  на  плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

5.Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

6.Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Чтение столбчатой диаграммы

3 класс

1.Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

 2.Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

3.Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и  др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

4.Пространственные  отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и  на  плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

5.Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

6.Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Чтение столбчатой диаграммы.

4 класс

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Тематическое планирование

1 класс

№ урока

Название раздела  и тем, входящих в данный раздел программы  

Количество часов, отводимых на раздел, тему  

Подготовка к изучению чисел

Пространственные и временные представления. 11ч

11

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.)

1

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.)

1

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

1

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа

1

Пространственные представления «налево», «направо»направо

1

Взаимное расположение предметов в пространстве

1

 Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за»

1

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …».Сравнение групп предметов: больше,

меньше, столько же

Сравнение групп предметов.

На сколько больше?

На сколько меньше?

1

Уравнивание предметов и групп предметов.  

1

Закрепление знаний по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»

1

 Закрепление знаний по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»

1

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

31

 Название и запись цифрой натурального числа 1

1

 Название и запись цифрой натурального числа 2

1

 Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

1

 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3

1

 Знаки: +(плюс), – (минус), = (равно)

1

 Знаки: +(плюс), – (минус), = (равно). Отношение «равно» для чисел и запись отношения с помощью знаков

1

Число 4. Письмо цифры 4

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4

1

 Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче)

1

 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5

1

 Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

1

 Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка

1

 Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка

1

 Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

1

 Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков:

> (больше), < (меньше), = (равно)

1

 Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

1

 Распознавание геометрических фигур: многоугольники

1

 Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

1

 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7.

1

 Числа 6, 7. Письмо цифры 7

Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют)

1

 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8

1

 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

1

 Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

 Урок-игра

1

 Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах)

1

Использовать понятия «увеличить на…, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений

1

Использовать понятия «увеличить на…, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений

1

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

1

Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание.

56

Прибавить и вычесть число 1. Знаки +,-,=

1

Прибавить и вычесть число 1 (+1+1; (-1-1)

1

Прибавить и вычесть число 2

1

Слагаемые. Сумма

1

Задача (условие, вопрос)

1

    48

 +2,-2. Составление и заучивание таблиц.

1

49

 Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

50

 Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

1

51

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

1

52

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

53

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

54

 Сложение и вычитание вида []+3, [] -3. Приёмы вычислений.

1

55

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

56

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

57

 Сложение и вычитание вида []+3, [] -3. Составление и заучивание таблиц.

1

58

Закрепление. Решение текстовых задач.

1

59

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

60

Закрепление знания состава чисел в пределах 10

1

61

Решение задач.

1

62

 Решение задач

1

63

[] + - 1,2,3 Закрепление по теме: «Состав чисел в пределах 10»

1

64

 Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

65

 Задачи на уменьшение  числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

66

Задачи на уменьшение  числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

67

Ознакомление  с приемами прибавления и вычитания числа 4.  

1

68

Закрепление состава числа и приёмов вычислений

11

69

Закрепление состава числа и приёмов вычислений

1

70

 Задачи на разностное сравнение чисел

1

71

Закрепление по теме «Решение задач».

1

72

 +4,     - 4  Составление и заучивание таблиц

1

73

 Закрепление по теме «Таблица сложения»

1

74

 Перестановка слагаемых и её применение для случаев  вида +5,  +6, +7, +8, + 9  

1

75

Перестановка слагаемых и её применение для случаев  вида +5,  +6, +7, +8, + 9  

1

76

 Таблица     +5,  +6, +7, +8, +9  

1

77

 Закрепление по теме «Сложение и соответствующие случаи состава чисел»

1

78

Таблица сложения в пределах первого десятка

1

79

Таблица сложения в пределах первого десятка

1

80

 Таблица сложения в пределах первого десятка

1

81

 Связь между суммой и слагаемыми

1

82

Связь между суммой и слагаемыми

1

83

 Связь между суммой и слагаемыми

1

84

 Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Использование этих терминов при чтении записей

1

85

 6- ,  7 -   Состав чисел 6,7

1

86

6- ,  7 -   Состав чисел 6,7

1

87

8- ,  9 - Состав чисел 8, 9

1

88

  Состав чисел 8, 9

Подготовка к введению задач в два действия

1

89

 10 - .   Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания

1

90

10 -   Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания

1

91

 Килограмм

1

92

 Литр

1

93

 Закрепление пройденного материала по темам «Состав чисел». «Таблица сложения»

1

94

 Числа от 1 до 20. Устная нумерация чисел в пределах 20.

1

95

Устная нумерация чисел в пределах 20.

1

96

 Письменная нумерация чисел от 11 до 20.

1

97

 Дециметр

1

98

 Случаи сложения и вычитания,  основанные на знаниях  нумерации

1

99

 Закрепление. Подготовка к изучению таблицы в пределах 20

1

100

 Закрепление по теме «Таблица сложения».

Контроль и учёт знаний.

1

ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20. ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.  (28Ч)

101

 Подготовка к введению задач в 2 действия

1

102

Подготовка к введению задач в 2 действия

1

103

  Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

104

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

105

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

1

106

 Случаи сложения вида + 2,  +3

1

107

  Случаи сложения вида +  4

1

108

  Случаи сложения вида +5

1

109

  Случаи сложения вида + 6

1

110

  Случаи сложения вида + 7

1

111

  Случаи сложения вида +  8,   + 9

1

112

Таблица сложения в пределах 20

1

113

 Таблица сложения в пределах 20

1

114

Таблица сложения в пределах 20

1

115

 Закрепление изученного по теме «Таблица сложения»

1

116

  Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.

1

117

 Случаи вычитания из числа 11

1

118

  Случаи вычитания из числа 12

1

119

 Случаи вычитания из числа 13

1

120

 Случаи вычитания из числа 14

1

121

Случаи вычитания из числа 15

1

122

Случаи вычитания из числа 16

1

123

Случаи вычитания из числа 17, 18

1

124

 Закрепление по теме «Табличное сложение и вычитание»

1

125

Закрепление по теме «Табличное сложение и вычитание»

1

126

 Закрепление по теме «Решение задач»

1

127

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

128

Комплексная проверочная работа

1

Итоговое повторение.  (4ч)

129

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе»

1

130

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе»

1

131

Итоговая контрольная работа

1

132

Анализ контрольной работы

1

2 класс

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Кол-во часов, отводимых на данный раздел, тему.

Числа от 1 до 100. Нумерация

18

Введение. Числа от 1 до 20.

1

Числа от 1 до 20.

1

Счёт десятками Десяток.

1

Счёт десятками. Десяток Образование чисел от 20 до 100.

1

Поместное значение цифр.

1

  1.  

Однозначные и двузначные числа.

1

Единицы измерения длины Миллиметр.

1

Административная контрольная работа  (вход).

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Единицы измерения длины Миллиметр.

1

Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

1

Чтение и запись чисел.

1

Метр Таблица единиц измерения длины.

1

Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5.

1

Замена двузначного числа  суммой разрядных слагаемых.

1

Единицы измерения цен. Рубль. Копейка.

1

Закрепление пройденного. Чтение, запись и сравнение  чисел.

1

Странички для любознательных. Закрепление пройденного.

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

44

Задачи обратные данной.

2

Сумма и разность отрезков.

1

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

2

Закрепление. Решение задач по чертежу или схеме.

1

Единицы времени. Час. Минута.

1

Ломаная. Длина ломаной.

1

Закрепление по теме «Решение задач».

1

Порядок выполнения действий. Скобки.

1

Числовые выражения. Значение числового выражения.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Периметр прямоугольника.

1

Свойства сложения.

1

Свойства сложения. Закрепление. Решение задач.

1

Контрольная работа по теме "Нумерация".

1

Работа на ошибками. Закрепление по теме «Нумерация».

1

Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания.

Переместительное свойство сложения.

1

Устные приёмы сложения вида 36+2, 36+20.

1

Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20.

1

Устные приёмы вычислений для случаев  вида 26+4.

1

Устные приёмы вычислений для случаев  вида 30-7.

1

Устные приёмы вычитания вида 60 – 24.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Решение задач

1

Устные приёмы сложения вида 26+7.

1

Устные приёмы вычитания вида 35 – 7.

1

Закрепление. Устные приёмы сложения и вычитания для изученных случаев.

1

Упражнения для закрепления по теме «Устные приёмы вычислений в пределах 100».

1

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание».

1

Работа над ошибками. Устные приёмы сложения и вычитания для изученных

случаев. 

1

Буквенные выражения.

2

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

2

Решение уравнений, буквенных выражений.

1

Проверка сложения. Проверка вычитания.

2

Закрепление. Решение задач и уравнений.

1

Закрепление по теме «Сложение и вычитание».

1

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

Закрепление. Решение задач.

1

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные приёмы)

22

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 45+23.

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 57 – 26.

1

Проверка вычитания и сложения.

1

Закрепление. Решение задач в 2 действия.

1

Угол. Виды углов.

1

Закрепление. Виды углов.

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+48.

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+53.

1

Письменные приёмы сложения и вычитания.

1

Прямоугольник.

1

Закрепление. Построение прямоугольника

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 87+13.

1

Закрепление  по теме «Письменные приёмы вычисления в пределах 100».

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 40 – 8, 32+8.

1

Письменные приёмы вычисления для случаев вида 50 – 24.

2

Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа по теме «Письменные приёмы вычисления в пределах

 100».

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

1

Квадрат. Построение квадрата.

1

Закрепление. Наши проекты. Оригами.

1

Умножение и деление

29

Умножение. Конкретный смысл умножения. Знак умножения.

1

Закрепление по теме "Умножение".

1

Связь между компонентами действий умножение и деление.

1

Задачи на умножение.

1

Периметр прямоугольника

1

Умножение нуля и единицы.

1

Название компонентов и результата действия  умножения.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Переместительное свойство умножения.

1

Решение задач

1

Конкретный смысл действия деления

1

Закрепление. Конкретный смысл действия деления.

1

Конкретный смысл деления. Деление на равные части.

1

Закрепление. Действие деление.

1

Название компонентов и результата деления.

1

Закрепление. Название компонентов и результата деления.

1

Контрольная работа по теме «Связь между компонентами действий

 умножение и деление».

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Умножение и деление. Закрепление.

1

Связь между компонентами и результатом умножения.

1

Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

1

Приемы умножения и деления на 10.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

1

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Контрольная Работа по теме "Умножение и деление".

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1

Табличное умножение и деление

15

Умножение числа 2, умножение на 2.

1

Приёмы умножения числа 2.

1

Деление на 2.

2

Закрепление. Решение задач.

1

Закрепление. Нахождение частного. Деление на 2.

1

Закрепление. Решение задач делением

1

Умножение и деление на 2.

1

Умножение числа 3. Умножение на 3.

2

Деление на 3.

2

Итоговая комплексная работа

1

Административная контрольная работа за год.

1

Работа над ошибками.  Закрепление. «Табличные случаи умножения и деления». Странички для любознательных.

1

Итоговое повторение

8

Повторение. Числа от 1 до 100.

2

Числовые выражения.

1

Равенства, неравенства.

1

Буквенные выражения. Уравнения.

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

2

Что мы узнали за год, чему научились.

1

Итого:

136

3 класс

 Название раздела  и тем, входящих в данный раздел программы

  Количество часов, отводимых на раздел, тему

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

10

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы вычислений.

1

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.

1

Выражения с переменной.

1

Решение уравнений. (Связь между компонентами. Нахождение неизвестного слагаемого).

1

Решение уравнений. (Нахождение  уменьшаемого и вычитаемого).

1

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

Закрепление пройденного. Решение задач.

1

Закрепление пройденного. Странички для любознательных.                                      

1

Административная контрольная работа (вход).

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

3

Связь умножения и сложения.

1

Связь между компонентами и результатом умножения.  Четные и нечетные числа.

1

Таблица умножения и деления на 3.

1

Зависимости между пропорциональными величинами

7

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

1

Порядок выполнения действий.

2

Порядок действий.        Закрепление пройденного.

1

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Решение задач.

1

Таблицы умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора.

19

Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи деления.

1

Закрепление пройденного. Таблица умножения.

1

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

2

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

2

Умножение 5, на 5 и соответствующие случаи деления.

1

Задачи на кратное сравнение.

2

Решение задач. Закрепление.

1

Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления.

1

Решение задач.

2

Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления.

1

Странички для любознательных. Наши проекты.

1

Закрепление. Что узнали. Чему научились.

1

Площадь Единицы площади.

1

Квадратный сантиметр.

1

Площадь прямоугольника.

1

Таблица умножения и деления с числами 8 и 9.

10

Умножение 8, на 8 и соответствующие случаи деления.

1

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления.

1

Квадратный дециметр.

1

Таблица умножения. Закрепление.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Квадратный метр.

1

Странички для любознательных. Что узнали, чему научились.

1

Контрольная работа по теме: «Табличное умножение и деление».

1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1

Умножение и деление на 1, 0.

4

Умножение на 1.

1

Умножение на 0.

1

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление 0 на число.

1

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Доли

9

Доли.

1

Круг. Окружность.

1

Диаметр окружности (круга).

1

Единицы времени: год, месяц.

1

Единицы времени. Сутки.

1

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

1

Закрепление. Работа над ошибками.

1

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Внетабличное умножение и деление. Приёмы умножения для случаев вида 36х2

9

Умножение и деление круглых чисел.

1

Случаи  деления вида 80:20.

1

Умножение суммы на число.

2

Умножение двузначного числа на однозначное.

2

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Буквенные выражения.

1

Странички для любознательных

1

Приёмы деления для случаев вида 78 : 2,  69 : 3.

11

Деление суммы на число.

2

Деление двузначного числа на однозначное.

1

Делимое. Делитель.

1

Проверка деления.

1

Деление вида 87:29

1

Проверка умножения.

1

Решение уравнений.

2

Закрепление. Решение задач.

1

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число».

1

Деление с остатком

11

Работа над ошибками

Деление с остатком.

1

Деление с остатком.

2

Деление с остатком методом подбора.

1

Задачи на деление с остатком.

1

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

Проверка деления с остатком.

1

Что узнали, чему научились (Проверочная работа  по теме: «Внетабличное умножение и деление»)

1

Закрепление. Решение задач.

1

Наши проекты. Задачи-расчёты.

1

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

10

Анализ контрольной работы. Устная нумерация в пределах  1000.

1

Образование и название трёхзначных чисел.

1

Запись трёхзначных чисел.

1

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

1

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приемы устных вычислений.

1

Сравнение трехзначных чисел.

1

Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000».

1

Работа над ошибками. Единицы массы. Грамм.

1

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

10

Приемы устных вычислений.

1

Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

1

Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

1

Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1

Приемы письменных вычислений.

1

Письменное сложение трехзначных чисел.

1

Приемы письменного вычитания в пределах 1000.

1

Виды треугольников.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000»

1

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

17

Работа над ошибками. Умножение и деление (приемы устных вычислений).

1

Приемы устных вычислений в пределах 1000.

1

Виды треугольников.

1

Закрепление. Приёмы устных вычислений.

1

Приемы письменного умножения в пределах 1000.

1

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

1

Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.

2

Приемы письменного деления в пределах 1000

1

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

1

Проверка деления.

3

   Знакомство с калькулятором

1

Решение задач

1

Административная контрольная работа за год.

1

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Итоговое повторение.

6

Итоговая комплексная работа.

1

Нумерация.

2

Умножение и деление.

1

Правила о порядке выполнения действия.

1

Геометрические фигуры и величины.

Решение уравнений.

1

Итого:

136

4 класс

п/п

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Кол-во часов, отводимых на данный раздел, тему

Числа от 1 до 1000

Повторение

14

        Повторение. Нумерация чисел.

1

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

1

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

1

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

1

Свойства умножения

1

Алгоритм письменного деления

1

Приёмы письменного деления

3

Диаграммы        

1

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

Административная контрольная работа (вход).

1

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.

1

Числа которые больше 1000. Нумерация

12

Класс единиц и класс тысяч.

1

Чтение и запись многозначных чисел

2

Разрядные слагаемые

1

Сравнение многозначных чисел

1

Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000раз.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Класс миллионов. Класс миллиардов.

1

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника. « Наше село»

1

Контрольная работа по теме "Числа, которые больше 1000. Нумерация"

1

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1

Величины

11

Единицы длины. Километр

1

Единицы длины. Закрепление изученного.

1

Единицы площади: кв. километр, кв. миллиметр.

1

Таблица единиц площади.

1

Измерение площади с помощью палетки

1

Единицы массы. Центнер, тонна.

1

Единицы времени. Определение времени по часам.

1

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

1

Век. Таблица единиц времени.

1

Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа по теме "Величины"

1

Сложение и вычитание

12

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений.

1

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

1

Нахождение нескольких долей целого

1

Решение задач

2

Сложение и вычитание величин.

1

Решение задач

1

Что узнали. Чему научились.

1

Странички для любознательных. Задачи-расчёты.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание"

1

Умножение и деление

77

Анализ контрольной работы. Свойства умножения.

1

Письменные приёмы умножения.

2

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

Деление с числами 0 и 1.

1

Письменные приёмы деления.

2

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

Закрепление. Решение задач.

1

Письменные приёмы деления. Решение задач.

1

Закрепление. Решение задач.

1

Что узнали. Чему научились.

1

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

1

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1

Умножение и деление на однозначное число.

1

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости.

1

Решение задач на движение.

3

Странички для любознательных. Проверочная работа.

1

Умножение числа на произведение.

1

Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

Решение задач

1

Перестановка и группировка множителей

1

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа по теме "Умножение и деление"

1

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1

Деление числа на произведение.

2

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

Решение задач

1

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

4

Решение задач

1

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа по теме "Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

1

Анализ контрольной работы. Проект : «Математика вокруг нас».

1

Умножение числа на сумму

2

Письменное умножение на двузначное число.

2

Решение задач

2

Письменное умножение  на трёхзначное число

2

Закрепление. Решение задач.

1

Закрепление. Странички для любознательных.

1

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1

Контрольная работа по теме "Умножение на двузначное и трёхзначное число".

1

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число.

1

Письменное деление с остатком на двузначное число.

1

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

1

Письменное деление на двузначное число.

2

Закрепление. Письменное деление на двузначное число.

1

Закрепление. Решение задач.

2

Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

1

Закрепление. Решение задач.

2

Контрольная работа по теме "Деление на двузначное число"

1

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число.

1

Письменное деление на трёхзначное число.

2

Закрепление. Письменные приёмы вычислений.

1

Деление с остатком.

1

Деление на трёхзначное число. Закрепление.

1

Контрольная работа по теме: "Деление на трёхзначное число"

1

Работа над ошибками. Закрепление. Странички для любознательных.

1

Что узнали, чему научились.

1

Административная контрольная работа за год.

1

Итоговое повторение

10

Нумерация

1

Выражения и уравнения.

1

Итоговая комплексная работа.

1

Анализ контрольной работы. Решение задач.

1

Арифметические действия: умножение и деление.

2

Порядок выполнения действий

1

Геометрические фигуры.

1

Величины

1

Обобщение. Что мы узнали за год.

1

Итого:

136 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...