УЧИТЕЛЯМ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Курбатова Елена Владимировна

Методические разработки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический кружок  «О математике с улыбкой»  рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлен на общеинтеллектуальное  развитие обучающихся .

Цель:    развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- развитие краткости речи;

- умелое использование символики;

- правильное применение математической терминологии;

- умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

- умение делать доступные выводы и обобщения;

- обосновывать свои мысли.

Предполагаемые результаты:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда;

- использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Основные виды деятельности учащихся:

- Решение занимательных задач;

- Наблюдение;

- Коллективная работа;

- Игра.

- Самостоятельная работа

- Математические викторины, олимпиады.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка:

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Царство математики ( 7 часов)

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

1

2

Решение интересных задач. Весёлая викторина.

1

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.  

1

4

 Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

5

 Математические игры. Игра « Не собьюсь». Игра « Попробуй сосчитать!» Игра « Задумайте число».

1

6

Чётные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел.

1

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

1

Мир задач ( 4 часа)

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.

1

9.

Задачи – шутки, задачи- загадки.

Задачи на определение возраста.

1

10

Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задуманное число

Крестьянин и царь. сколько было яиц?

1

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот

Базилио, Фальшивая монета. Золушка

1

Логические задачи. (10 часов)

12

 Истинностные задачи

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1

13

 Несерьёзные задачи

Зелены человечки

Сломанная нога.

Странное создание.

1

14

Логика и рассуждения.

Творцы и гончары.

Странный разговор. Шляпы.

1

15

 Задачи с подвохом.

Кошки – мышки

Головоломка с ногами.

Проверка тетрадей.

1

16

 Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

1

17

18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

2

19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

1

20

21

Математические ребусы

2

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

22

Вычисли наиболее удобным способом.

1

23

Умножение на 9 и на 11.

1

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1

25

Использование изменения порядка счета.

1

Переливания.(3 часа  )

26

Задачи на переливание

1

27

Задачи на переливания

1

28

Выпуск математической газеты

1

Математические олимпиады. (6  часов)

29

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

32

Конкурс «Лучший математик»

1

33

Конкурс «Знатоки математики»

1

34

Итог занятие

1

Всего

34



Предварительный просмотр:

Сценарий математического утренника

Праздник чисел первого десятка

1 класс

Цели: обобщать и закреплять знания, полученные на уроках математики.

Планируемые результаты: развивать логическое мышление, повышать интерес учащихся к изучению математики, формировать умения работать в группах, умение сотрудничать, выражать свое мнение, рассуждать, использовать математическую терминологию при составлении и решении задач, выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование: презентация, плакат «Математика – царица наук», фломастеры, листы для участников команд, задачи для капитанов на цветной бумаге, задания для родителей.

Учитель:  Дорогие ученики, уважаемые родители и гости. Сегодня у нас необычный урок математики - итоговый урок по числам первого десятков. Пройдет он необычно. Мы все месте оправимся в гости к царице наук – Математике. Все вместе будем играть, решать задачи, весёлые примеры, узнаем, чему вы научились на уроках математики.

Для игры нам нужно образовать три команды: «Плюсики», «Минусики», «Нолики». В каждой команде необходимо выбрать капитанов, которые поведут команду по лабиринтам задач и примеров. Это должны быть самые лучшие математики, которые умеют слушать других и выбирать правильное решение. (выбор капитанов)

Сегодня у нас в гостях родители и гости. Это будут членами нашего жюри, которые будут оценивать работу команд. (представление жюри)

Итак, в путь!

Звучит музыка «Учат в школе» В. Шаинского

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учитель.:  Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики.

1 ученик

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

2 ученик

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

3 ученик

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать.

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий

Вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась

Математика!


4 ученик

Математика повсюду,

Глазами только поведёшь,

И вокруг тебя, о чуду,

Чисел много ты найдешь

Учитель.:  Вот сейчас проверим, как вы умеете считать.

Прямой и обратный счет от 1 до 10 все вместе

Учитель.:  Цифры! Занять свои места!

Выходят дети в шапочках с цифрами от 1 до 9

1 ученик

Единица – палка с носом -

Обращается с вопросом:

«Сколько ртов, голов и лбов

Человек носить готов?»

2 ученик

Двойка лебедем плывет

И задачку задает:

Сколько ранним утром глаз

Открывается у нас?

3 ученик

А вот и цифра 3.

Словно ласточка смотри

Тройка – третий из значков

Состоит их двух крючков

4 ученик

Вот четверки - силачи

Подымают кирпичи,

Выжимают гири

Пуда на четыре.

5 ученик

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5.

Это фокусник - пятерка

Вы за ней следите зоркр.

Кувыркнется раз и два-

Обернется цифрой 2.

6 ученик

Цифра 6 -дверной замочек

Сверху крюк, внизу кружочек.

Это цифра акробатка:

То шестерка то девятка.

7 ученик

Цифра 7, цифра 7.

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

8 ученик

К этой цифре ты привык.

Это цифра- снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру 8.

Только к цифре ты, дружок

Третий не лепи кружок.

9 ученик

Цифра 6, как обезьянка,

Кувыркалась спозоранку.

Что за чудо приключилось

Цифра 9 получилась.

10 ученик

Цифра вроде буквы о -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Что не значит ничегошеньки

11 ученик

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

Учитель.:  Сейчас проведем разминку. Каждой команде будут предложены по три задачки. Если их никто не решит, вопрос переходит к другой команде.

Задания для команды №1.

1. У Толи две пары варежек. Сколько у него варежек на левую руку? (2)

2. В слове кот три буквы. Придумайте слово, в котором было бы букв на 1 больше. (мост, куст. День, лень и т.д.)

3. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

Задания для команды №2.

1. В семье четверо детей: сестер столько же сколько братьев. Сколько сестер в семье? (2)

2. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука? (6)

3. У Гены 3 кубика, у Юры 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? (Нет, 1 кубик останется)

Задания для команды №3.

1. Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра. Сколько всего ведер воды взяли из бочки? (4)

2. На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами Сколько бутонов осталось нераскрытыми? (0)

3. Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок? (3)

На обсуждение дается 15 секунд.

Учитель.:  Сейчас нам надо по одному участнику от каждой команды, которые умеет быстро считать и хорошо знают состав числа 10. Вам надо будет заселить домики, выполняя задания одновременно. Кто заселит домик быстрее, та команда победила.

hello_html_76ac93de.png

Учитель.:  Наше путешествие по стране Математика продолжается. Но вдруг набежала туча, закапал дождик. Надо разогнать тучки.

Решите и запишите ответ.

Задания для команды №1.

6 + 3—2 + 1 – 3 + 2

8 – 3 + 1 +3 – 4 +5

Задания для команды №2.

3 + 2 – 1 + 4 + 2 –1

10 – 2 –3 + 1 – 2 + 3

Задания для команды №3.

2 + 4 – 1 + 3 – 2 + 4

9 – 3 + 2 + 1 – 5 + 4

Учитель.:  Нас встречают пажи царицы Математики – математические знаки.

 Какие знаки вы знаете?

Выходят дети в шпочках, со знаками «+», «-»

1 ученик

Как нету на свете без ножек столов,
Как нету не свете без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий без знаков.
Крестик - он зовётся плюс,
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет три и пять
Тут я без сомнения,
Выполню сложение.

2 ученик

Мама утром испекла
Нам четыре пирога.
Сколько съесть мы не успели?

Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут,
Я не крестик, но друзья
Без меня никак нельзя!
И вот мы - внимание?
Выполняем – Вычитание!

Поставить вместо точек знаки «+», «-»

Задания для команды №1.

4 … 2 … 1 =5

5 … 4 … 3 = 6

Задания для команды №2.

10 … 7 … 5 = 8

9 … 3 … 4 = 10

Задания для команды №3.

5 … 3 … 2 = 10

9 … 1 … 5 = 5

Учитель.:  Ребята, вы знаете знаки «+» и «-», и два арифметических действия... «сложение» и «вычитание». А умеете ли вы решать весёлые задачи? Сейчас посмотрим.

Задания для команды № 1.

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках
приходится ползти жучку? (5)

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Задания для команды №2.

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4)

Два зайца под кустом рядом сидели
Два зайца морковкою дружно хрустели.
Четыре морковки съел каждый зайчишка.
Сколько морковок украли плутишки?(8)

Задания для команды №3.

На берёзе 3 синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? (8)

Стала курица считать маленьких цыпляток:

Жёлтых 5 и чёрных 5,

Сколько вместе - не понять. (10)

Учитель.:  Сейчас приглашаем капитанов команд. За одну минуту вам надо решить примеры.

2 2 2 2 2 = 6

2 2 2 2 2 = 2

2 2 2 2 2 =10

Учитель.:  Чтобы ответить, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или жука, надо знать цифры, надо уметь считать. В разных странах в различные времена люди по-разному записывали цифры. Цифры какими мы с вами пользуемся – рабские. Они появились много веков назад. Но существуют еще и римские цифры. Мы знаем рисские цифры «I» и «II».

Давайте мы попросим родителей записать римскими цифрами числа: 5, 9, 14, 20, 50, 100. (V, IX, XIV, XX, L, C)

Учитель.:  Вы отлично справились с зданиями. А теперь встречайте Царицу Математику.

Царица Математика

Математика – Царица всех наук,
Тебе с ней подружиться советую, мой друг.
Если сложные законы в школе изучаешь,
То любые трудности ты преодолеешь.
Сможешь ты решить задачу,
Сможешь в космос полететь,
Сможешь по морю ты плавать,
Не боясь сойти с пути.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук,
Все доказывать пытайся
Ты не покладая рук.
Станет пусть бином Ньютона
Для тебя, как друг родной,
Как в футболе Марадонна,
В алгебре он основной.
Если твердо все изучишь,
Будешь знать ты все на «5»,
То, возможно, ты сумеешь
Звезды в небе посчитать.

А теперь для вас веселые задачки. (Вопросы кждой команде здются по очереди)

- На тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке?

- Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома?

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

- На полке стояли детские книжки. Подбежала собака, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книг прочитала собака?

- В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?

- В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько стало комнат?

- У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

- Росла одна елочка, на ней – восемь ветвей. На каждой по апельсину. Сколько всего апельсинов выросло на елочке?

- Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?

Царица Математика. Спасибо вам ребята за такой радушный приём. Мне у вас очень понравилось. Вы такие молодцы. Знаете все цифры, да не только цифры, но и много интересного о них. Вы все достойны награды. А мне пора возвращаться в свою страну, ведь королева не может оставлять своих жителей надолго. До свидания.

Учитель.:  Молодцы. Ну вот, ребята, мы и проводили Царицу Математику, она помогла нам вспомнить цифры, посчитать, нам было интересно и весело. Подведем итоги нашего соревнования. Победила не столько математика, сколько - дружба.

1 ученик
Нам цифры забывать нельзя
Куда ни посмотри
Они везде твои друзья
Один и два и три.
2 ученик
С людьми давно они живут
Повсюду цифры есть
Лишь только крикни
Тут как тут
Четыре, пять и шесть.
3 ученик
Хоть числа с виду и просты
У них секретов много
И если их полюбишь ты
Тебе они помогут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...