Синквейн-прием технологии развития критического мышления
статья (2, 3, 4 класс)

Наталья Семёновна Ведерникова

Одной из форм работы на уроках в начальной школе может быть работа с синквейном. Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн также может использоваться на других этапах урока. Синквейн - короткое  литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн-прием технологии развития критического мышления                          на уроках в начальной школе.

Автор: Ведерникова Наталья Семёновна, МБОУ «НШДС №17» п. Солзан.

 Одной из форм работы на уроках в начальной школе может быть работа с синквейном. Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн также может использоваться на других этапах урока. Синквейн - короткое  литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.    

       

        Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Хочется рассказать о своем опыте работы с синквейном.

Особенно удачной получается работа с синквейном на уроках литературы.   Синквейн можно использовать при знакомстве с биографией писателя. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина, ребятам было дано задание на дом, написать синквейн на тему «Пушкин». Вот что у них получилось.

Пушкин.

Русский, величайший.

Творил, писал, восхищал.

Сочинил очень хорошие сказки.

Поэт.

Такое же задание ребята получили при изучении творчества Льва Толстого.

Толстой.

Известный, талантливый.

Писал, сочинял, издавал.

Открыл школу для детей.

Писатель.

Можно применять синквейн и на этапе анализа произведения. Например, после прочтения сказки Пушкина «О царе Салтане…» ученикам было дано задание на дом написать синквейн о любом понравившемся герое. Вот что составили дети:

Лебедь.

Добрая, сказочная.

Плавает, колдует, разговаривает.

Она всегда помогает Гвидону.

Царевна.

Гвидон.

Умный, храбрый

Спасает, помогает, любит.

Спас Лебедя от коршуна.

Князь.

Черномор.

Добрый, мудрый.

Хранил, управлял, выходил.

Охранял царство князя Гвидона.

Защитник.

Бабариха.

Злая, противная.

Нервничает, злится, кричит.

Поменяла письмо царя Салтана.

Бабка.

После прочтения произведения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» ребята работали в группах. Вот синквейн, составленный учениками  одной из групп:

Мазай.

Добрый, душевный.

Спасает, плывет, отпускает.

Мазай спасает бедных зайцев.

Герой.

Очень интересны сравнительные синквейны главных героев или одного героя в разное время. Составление таких синквейнов позволяет сделать сравнительную характеристику героев.

Например, при изучении сказки Погорельского «Черная курица», ученикам было предложено задание сравнить с помощью синквейна Алешу до встречи с курицей и после встречи с курицей. Вот что у них получилось:

Алёша. (До встречи с курицей)

Добрый, жалостливый.

Спасает, узнаёт, помогает.

Спас Чернушку от гибели.

Герой.

Алёша. (После встречи с курицей)

Ленивый, хвастливый.

Шалит, ленится, предает.

Не делает, а знает.

Лентяй.

Такую же работу нужно было проделать ученикам и после чтения произведения Куприна «Слон», т.е. сравнить девочку до встречи со слоном и после встречи с помощью синквейна.

Девочка. (До встречи со слоном)

Грустная, больная.

Лежит, грустит, ждет.

Непонятно, чем она больна.

Бедняга.

Девочка. (После встречи со слоном)

Разговорчивая, веселая.

Играет, радуется, угощает.

Очень любит своего слона.

Красавица.

Помимо использования синквейна на уроках литературного чтения, практикуется и использование синквейна по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Например, на уроке окружающего мира после изучения темы «Кого можно назвать человеком?» Ученикам было предложено поработать в группах и составить 3 синквейна по темам: Маугли реальный ребенок; Маугли из  сборника рассказов Редьярда Киплинга «Книга джунглей»; человек, воспитанный в обществе людей. Вот что получилось у ребят:

Маугли. (Реальный ребенок)

Дикий, злой.

Охотится, рычит, боится.

Маугли живет в лесу.

Дикарь.

Маугли.  (Из сборника рассказов Редьярда Киплинга)

Добрый, храбрый.

Мастерит, помогает, общается.

Маугли воспитывается дикими животными.

Герой.

Человек. (Ребенок, воспитанный в обществе людей)

Добрый, разговорчивый.

Учится, читает, пишет.

Учится решать все проблемы.

Умница.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

На уроке окружающего мира при изучении темы «Что творится у друга на душе» ребятам был дан неполный синквейн без первой и последней строки. Таким образом, угадав первую строку синквейна, ребята сформулировали тему и цели урока.

1____________

2 Верный, преданный.

3 Помогает, защищает, верит.

4 Всегда познается в беде.

5____________

С помощью синквейна можно подвести и итог любого урока. Так на уроке русского языка по теме «Предложный падеж имен существительных» учащимся было предложено высказать свои впечатления об уроке с помощью синквейна. Приведу пример одного из них.

Урок.

Интересный, познавательный.

Учит, воспитывает, восхищает.

Нам всем очень понравился.

Сказка.

Работа с синквейном на уроках очень интересна и полезна, т.к.

синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому пересказу;

-учит формулировать идею (ключевую фразу);

-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

-получается у всех.

Хочется получить от вас оценку своего выступления, поэтому я хочу попросить вас написать синквейн. Тема «Выступление».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...