Представление педагогического опыта
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Cамаркандская Елена Владимировна

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt_2.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:


                          Представление педагогического опыта

учителя начальных  классов Самаркандской Елены Владимировны

 По теме: «Приемы активизации познавательной

деятельности учащихся начальной школы

в условиях реализации ФГОС»


2021

Проблема активизации познавательной деятельности в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В. Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой и др.). Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и самостоятельно добывал знание.

Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века.   Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи:  Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров и др. Проблема познавательного интереса привлекала многих исследователей ( А.Г. Ковалев, Р.Г. Лемберг, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.К.Маркова, М.В. Матюхина, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.). Ими выявлены: основные источники формирования познавательного интереса учащихся при изучении предмета (содержание материала; организация деятельности учащихся; отношения, складывающиеся как между учителем и учащимися, так и между учащимися); освещен психологический аспект этой проблемы; исследована роль некоторых форм и средств организации деятельности учащихся с целью формирования познавательного интереса.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.  

Как видим, познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно, но все-таки интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы, так как остаются нерешенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес к учебе, предмету.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Именно данные качества необходимо формировать у обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. 

Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. 

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы. 

Все эти процессы взаимосвязаны, они составляют непрерывную цепочку последовательных совместных действий учителя и обучающихся. И только систематическое применение приемов и методов активизации познавательной деятельности, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю работе такие уроки: урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке.

Эффективными приёмами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- групповая работа;

- использование ИКТ;

- проблемное обучение.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и активизации познавательной деятельности является учебно-игровая деятельность. Технология игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Классификация игр:

игры с правилами;

ролевые игры;

комплексные игровые системы (КВН);

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

обобщающие игры.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.   

Игровые элементы использую на различных этапах урока:

- актуализации знаний;

- изучении нового материала;

- закреплении полученных знаний и умений;

- контроле знаний.

Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

  • Логические разминки (решение задач)

Повар разрезал палку колбасы, сделав 4 разреза. Сколько кусков колбасы получилось? (5)

Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? (1 голубой и 3 красных)

  • Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет», если считают, что ошибка.)

70 + 20 = 90 (Да)

47 – 5 = 2 (Нет)

Сумма чисел 3 и 80 равна 38. (Нет)

  • Веселые задачи в стихах:

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

  • Игра «Веселый мяч»

Учитель кидает мяч и говорит вопрос. Отвечает тот, кто поймал мяч.

Самое большое двузначное число…(99)

Самое маленькое трехзначное число…(100)

На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:

  • «Разгадай шараду»

Начало-нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживленного движения. (Дорога)

  • Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
  • Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  • Картинный диктант (при изучении словарных слов)

На уроках литературного чтения детям очень нравятся: игры-драматизации, викторины, конкурсы, «Путешествие по станциям». Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

Проведен урок обобщения по разделу «Люблю природу русскую. Осень» в виде игр:

1.Игра «Азбука в загадках»

2.Игра «Приметы осени»

3.Игра «Чьи стихи?»

4.Кроссворд «В огороде»

5.Игра «Собери пословицы»

На уроках окружающего мира продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

  • «Кто быстрее назовет ответ?»

Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (Женьшень)

Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)

  • Загадки
  • Викторины «Знаешь ли ты?»

Растение, которое имеет прозвище Ванька-мокрый. (Бальзамин)

Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)

  • Кроссворды
  • Игры «Доскажи словечко»

Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой, не цепляйся за трамвай

И другим не …(разрешай)

  • Ролевые игры

Следующий прием активизации познавательной деятельности – дидактические игры.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, например, во время проверки домашнего задания. В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Особенно полезны дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

Считаю, что дидактические игры, включенные в урок, повышают интерес детей к учению, предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников, способствующие общему развитию школьников.

На уроках русского языка провожу такие дидактические игры:

  • Игра «Потерялись знаки»

Цель: поставить нужные знаки препинания: ? -! в конце предложения. Прочитайте, ставив в конце предложений нужные знаки, выделите их интонацией.

Лис и Мышонок.

Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный

Землю копал

Для чего землю копал

Норку делал

Для чего норку делал

От тебя, лис, спрятаться (В. Бианки).

  • «Дополни слово»

Учитель называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и учитель могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, м, ш, а, н, и, ы, г, р

На уроках математики провожу:

  • Игра "Математические бусы"

Цель: развитие навыка устного счетаhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/14/s_5c656d600021c/1087788_2.png

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Наиболее благоприятными условиями для включения каждого ученика в активную познавательную работу на уроке являются групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Работу в паре начинаю вводить в первом классе. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомлю с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Дети, работая группами: решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют, готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа составляет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»

При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.

Следующий прием активизации познавательной деятельности – использование ИКТ.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

На уроках использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляю демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. 

На уроках окружающего мира использую видеосюжеты, фото по изучаемым темам. Дети очень любят игры-тренажёры.

ИКТ может использоваться на различных этапах урока: на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, усвоению новых знаний, закреплению новых знаний, подведению итогов урока, домашнего задания.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Проблемная ситуация: эти величайшие сказочники сами не придумали ни одно сказки. Как такое возможно? На доске подсказка: братья Гримм- ученые-лингвисты и фольклористы. На партах листочек-справка (Лингвистика-наука о языке. Фольклор- народное творчество, чаще всего устное.)Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действийдети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Я пришла к выводу, что у всех детей можно развить познавательный интерес к изучению предметов, также убедилась, что все дети обладают более или менее развитым познавательным интересом.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

     Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
      Всегда в делах, всегда в заботах.
      Учить детей – моя работа


                                                             
Список литературы

1.Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осиповой М. П. - Минск, 2007. - 230 с.

2.Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М.: Просвещение, 1964. - 390 с.

3.Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.

4.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс, - М.: ВАКО, 2015. – 384с.

5.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс, - М.: ВАКО, 2015. – 336с.

6.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф Поурочные разработки по математике 2 класс, - М.: ВАКО, 2018. – 480с.

Интернет ресурсы:

https://vuzlit.ru/426284/didakticheskie_igry_urokah_nachalnoy_shkole

https://vuzlit.ru/426284/didakticheskie_igry_urokah_nachalnoy_shkole

https://vuzlit.ru/426284/didakticheskie_igry_urokah_nachalnoy_shkole

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie

http://uchitelya.com/pedagogika/25448-aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/priemi_aktivizatcii_poznavatelnoj_deyatelnosti_ucha_205926.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...