Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Чжоу Анастасия Юрьевна
Цель работы – освещение деятельности тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Профессия «Тьютор», не смотря на свою достаточно долгую историю, во многих смыслах является нововведением в образовательном процессе.

Цель моей работы – освещение деятельности тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

В работе будут рассмотрены следующие аспекты:

  1. Общие сведения о профессии «Тьютор»;
  2. Трудовые обязанности;
  3. Взаимодействие со специалистами;
  4. Работа тьютора в классе (опыт);
  5. Вывод.

Общие сведения о профессии «Тьютор»

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

Тьютор, в современном понимании, участвует во всех аспектах жизни своих подопечных. Например:

  • Сопровождает детей во время занятий;
  • Адаптирует задания в соответствии с возможностями своих подопечных;
  • Участвует во всех режимных моментах вместе с учеником.

Тьютор – это главный помощник не только учителя и ребенка, но и родителей (официальных опекунов). Тьютор главный посредник между образование, воспитанием и домом.

Трудовые обязанности

  • Педагогическое сопровождение учеников во время нахождения в образовательной организации;
  • Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута;
  • Реализация адаптивной образовательной программы;
  • Проведение диагностики для выявления индивидуальных особенностей;
  • Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в целях поддержки обучающихся;
  • Сопровождение учащихся в режимных моментах;
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

Взаимодействие со специалистами

Тьютор осуществляет тесное взаимодействие с такими специалистами, как:

  1. Учитель-логопед – развитие речи, чтение, письмо;
  2. Педагог-психолог – коммуникация, социализация;
  3. Учитель-дефектолог – математические навыки, знания о мире;
  4. Олигофренопедагог – индивидуальный образовательный маршрут.

Благодаря комплексной работе специалистов возможно более полноценное развитие и обучение детей с интеллектуальными нарушениями, а также их социализация, что является одной из целей специального обучения.

Работа тьютора в классе (опыт)

Я работаю в школе-интернат. Многим ученикам в моем классе требуется индивидуальная помощь, которую основной учитель не в силах оказать, ввиду большого количества детей. В этот момент и начинается моя работа. Во время уроков я занимаюсь индивидуально с неуспевающими учениками, помогаю в соблюдении дисциплины. Но помощь в учебном процессе это лишь часть работы тьютора. В мои обязанности входит:

  • Сопровождение детей во время образовательного процесса и режимных моментах;
  • Подборка и адаптация индивидуальных заданий;
  • Помощь в передвижении и переодевании учащихся;
  • Формирование у учащихся социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания;
  • Сопровождение детей при приеме пищи;
  • Организация деятельности детей на прогулке;
  • Участие в досуговых мероприятиях, а также сопровождение учащихся во время их проведения;
  • Помощь ученикам в социализации и коммуникации;
  • Взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями учеников.

Вывод

По моим наблюдениям, профессия «тьютор» является важной составляющей образовательного процесса. Тьютор находится со своими подопечными постоянно. Он знает их сильные и слабые стороны, что помогает организовать образовательное пространство и сам процесс таким образом, чтобы наиболее полно задействовать индивидуальные особенности учащихся.

Тьютор облегчает работу учителям, занимаясь с неуспевающими учениками индивидуально. При тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, тьютор участвует в развитии всех сторон личности ученика, выполняя дополнительные задания специалистов.

Список литературы

  1. Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf
  2. Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка [Текст] / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. - 2012.-№4. - С.213-222.
  3. Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история,технология,опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007.- № 1. - С.82-88.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

Тьютор в системе инклюзивного образования. Пример должностной инструкции.

Статья отображает принцыпы инклюзивного образования, цели и задачи в работе тьютора, этапы тьюторского сопровождения, ведение документации. Так же приведен пример должно...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самооб...

Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...

Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.

Свое выступление я хочу начать с таких слов:Мир «особого» ребенка интересен и пугливМир «особого» ребенка безобразен и красивНеуклюж, порою странен, добродушен и открытМир &laq...