Актуальные проблемы и приоритетные направления коррекционной работы в системе специального образования.
учебно-методический материал на тему

Швецова Фаина Александровна

Приоритетные направление в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Актуальные проблемы и приоритетные направления коррекционной работы в системе специального образования»

Подготовила:

Швецова Ф.А.

Воспитатель

ГБОУ СКОШ №108

Основным предназначением школы как социального института является содействие развитию личности ребёнка, создание условий для его самореализации и успешной адаптации в обществе. Целью воспитательной деятельности педагогического коллектива, как и прежде, является «Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса для формирования социально интегрированной личности».

Приоритетными направлениями деятельности являются:

- совершенствование содержания воспитательного процесса,

- апробация и внедрение новых технологий коррекционо-воспитательной работы,

 – формирование в детских коллективах климата психологической безопасности;

 – профилактика правонарушений, преступлений и бродяжничества несовершеннолетних;

 – повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, создание условий для профессионального роста и творчества педагогов.

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

 Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

          Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

  В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяю свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, в частности детей, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников,  что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.

Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.

          Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

          Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

 Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня  нет скучающих глаз.

   Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке  использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников.

Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях,  гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

- поэтапное формирование умственных действий;

- разноуровневое обучение;

- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.

 - элементы ИКТ;

          При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов,   для коррекции и развития памяти, мышления, внимания. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

Уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, активно размещаю материалы на сайтах, имею свой персональный сайт.

Для повышения эффективности  уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяю ИКТ.  В результате соединения  воспитательной и игровой деятельности мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой,  энциклопедией,  на  занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.

  Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

           Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих  воспитанников.

          Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами  и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую  диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.

   «Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.

   «Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.

    «Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

«Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).

          Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных  и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий,  встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями  каждого воспитанника.

          Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Литература и источники:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :

Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические

основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие

для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2

вида /Д. Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е. Г.Речицкой. – М.: Гуманитар.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).

4.  Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре

коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными

возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)

5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский....

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками.

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с  младшими школьниками.  Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младше...

Статья "Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования."

. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО. ...

Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями

Цель работы – освещение деятельности тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями. ...

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...