Эссе "Моя педагогическая философия"
статья

Людмила Леонидовна Фетисова

Врач лечит, строитель строит дома, моряк бороздит бескрайние просторы океана, а учитель закладывает душу в будущих строителей, врачей и моряков. Учитель – первый и порой самый главный целитель души. Каждый ребёнок – это алмаз, требующий огранки. И именно от учителя зависит - будет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями он засверкает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Счастлив тот, кого судьба привела

к тому, к чему предназначила его природа.

Счастлив он сам,

и счастливо через него человечество.

А. Дистервег

Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу. Учитель-это творец и целитель детских душ.

В мире есть множество профессий, все они нужные и интересные. Мне кажется, что каждый человек должен избрать для себя ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я с самого детства хотела стать педагогом. Эталоном для меня была моя мама, учитель географии. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!

   Переступая порог школы, я попадаю в другой мир и оказываюсь подхваченной бурным круговоротом кипучей детской жизни. Ведь в школе живешь, как на вулкане. Все кипит, бурлит, периодически происходят мини извержения. Здесь огорчения перемежаются с яркими положительными эмоциями и сменяют друг друга мгновенно. Но это мне нравится!

Учитель начальных классов – профессия особая. В школу приходит маленький человек. Часто впервые отрываясь от мамы, и я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть счастье! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. В школу приходят разные ребята. И нужно любить своих ребят всей душой, разных – способных и не очень, добрых и ершистых.  

 От учителя требуется  умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону  ближайшего развития. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Поэтому частенько беру в руки книги по психологии, особенно нравится Д.Карнеги.

Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Стараюсь читать вслух каждый день по 10-15 минут (делаем это вместе с четырёхлетней дочкой, она слушает, я – читаю). С удовольствием выступаю на сцене: пою, танцую, участвую в разных сценках – всё это развивает речь, актёрское мастерство.

Считаю, учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, все должно быть безупречно. Поэтому мы, учителя, всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа, макияж, маникюр, культура поведения, речь, манеры.  Учитель – это практически как звезда кино или эстрады. Мы все время на виду, под прицелом детских глаз. На сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы. Ведь дети считают нас особенными.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить и развиваться в окружающем мире. Думаю, что именно любовь – определяющее качество моей профессии: прежде всего к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем, конечно, любовь к человеку, она дает силу выдержать многие неурядицы повседневности; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

Нужно много сил и терпения для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. Учитель может спасти детскую душу своей любовью, заполнить пустоту, если она есть.

«Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Адольф Дистервег). Зажигает, прежде всего, искренняя заинтересованность учителя, понимание внутреннего мира ребенка, уважение к его переживаниям, эмоциональная щедрость, творчество.

Успех в любых начинаниях может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Ведь «напичкать» знаниями – это не главное. Главное – научить видеть прекрасное и безобразное, отличать истинные ценности от ложных, думать, действовать и нести ответственность за свои действия.

А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу будет идти с улыбкой, и из школы он будет уходить тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.

Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем и был уверен, что его здесь с радостью ждут. Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах.

Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия. Я всегда спорю с теми, кто говорит, что молодёжь стала хуже. Да, они не такие, как предыдущее поколение, но не  хуже. Да, они больше общаются в интернете, не очень любят читать книги. Но зато им доступен более обширный поток информации, они быстрее постигают виртуальный мир, новые технологии.  И задача современного учителя – всегда быть на шаг впереди.

Дети – это великие учителя. Если присмотреться к ним повнимательней, то можно перенять такие качества как непосредственность, открытость, а их неудержимая детская фантазия – этому позавидует любой взрослый. Все эти способности мы часто теряем в суете времени, а работа с детьми помогает открывать их заново.

Кто кого учит? Я часто задаю себе этот вопрос и прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Поэтому я думаю, что обучая других людей, мы обучаемся сами - это естественно получать новую информацию в процессе взаимодействия. Кроме того, когда говорят о Пушкине и Жуковском, обычно упоминают, что «ученик превзошел своего учителя». В данном случае — Пушкин, который и являлся учеником Жуковского, превзошел того, о чем и сам Жуковский не единожды упоминал, а впервые сказал это, прочитав «Руслана и Людмилу». Таким образом, Жуковский, читая произведения своего ученика, уже и сам учился чему-то новому, черпая новые знания из произведений Пушкина, то есть, учась у своего ученика. Опираясь на всё вышесказанное, мы можем сказать, что не только учитель обучает своих учеников, но и ученики также учат чему-то новому учителя.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными технологиями активно я использую элементы развивающих и личностно-ориентированных педагогических технологий, что позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Использование проектной деятельности позволяет решить многие задачи, стоящие перед школой и педагогом в частности. Он помогает мне научить ученика самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии (в частности информационную); четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах давно используется в педагогике и имеет место в моей практике.

Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». Прошло время, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворения от работы остаются всегда. Когда мне задают вопрос: «Чем тебя привлекла эта профессия?», я отвечаю: «Эта профессия очень древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. И я не просто член нашего общества, работник, профессионал, я - учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи».

Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий вообще не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям научиться учиться, добывать знания, жить в коллективе и трудиться сообща. Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим.

 «Ошибки работы педагога менее заметны, чем врачей, но тоже очень дорого обходятся государству». Так сказала героиня фильма «Ирония судьбы или с легким паром». И она права. Наши ошибки - самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Конечно, бывает очень сложно, ответственно.  Но я твердо помню, что в моих руках – будущее страны. Его ещё  никто не   видит, только мы, учителя, кропотливо лелеем крохотные росточки.   Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.

Врач лечит, строитель строит дома, моряк бороздит бескрайние просторы океана, а учитель закладывает душу в будущих строителей, врачей и моряков. Учитель – первый и порой самый главный целитель души. Каждый ребёнок – это алмаз, требующий огранки. И именно от учителя зависит - будет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями он засверкает.

Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем взяла ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.

Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд. Труд, который нужен мне, детям, родителям, моей стране. Я – счастлива, а значит, могу осчастливить и других людей! Наверное, это и есть моя педагогическая философия.

Фетисова Людмила Леонидовна, учитель МБОУ Курьинской СОШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....