Математическая викторина
план-конспект занятия (4 класс)

Зайнитдинова Айзиля Ильгизовна

по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Для 1-3 классов программа составлена с учетом авторского тематического планирования учебного материала Холодовой О.А. «Занимательная математика», для 4 класса – на основе авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степано­вой «Для тех, кто любит математику».

Содержание курса «Занимательная математика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.

Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

-содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-учить делать доступные выводы и обобщения. Обосновывать собственные мысли;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

-формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадке, строить и проверять простейшие гипотезы;

-привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_viktorina.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

       

Интеллектуальная игра   «Веселая математика»

Цели и задачи:

  • увеличить кругозор учащихся;
  • повысить интерес учащихся к математике;
  • развить познавательную активность учащихся;
  • развить внимание, логику, быстроту реакции, сообразительность, стремление к знаниям;
  • развить чувство соревнования, коллективизма, взаимопомощи.

Участники: 4 команды по 1 человеку из каждой возрастной группы в команде.

Ведущие: профессор Аксиома, профессор Теорема, профессор Информация.

Жюри- заведующие кафедрами : 

доктор наиточнейших наук, доктор логических наук, доктор фигурных наук, доктор неизвестных наук.

Регламент: 45-60 минут

Использованные материалы и средства: ноутбук, проектор, экран,  презентация, таблички с названиями команд, канцелярские принадлежности, необходимые детям для выполнения заданий, карточки с заданиями, счетные палочки, таблички с цифрами, костюмы ведущих, бейджи для членов команд и жюри.

Игра состоит из 5 конкурсов: предварительный – жеребьёвка.

  1. этап – разминка
  2. этап – блиц
  3. этап – конкурс капитанов и творческое задание для остальных участников игры.
  4. этап – задание на развитие памяти

Победителями считаются участники, занявшие 1 место, призерами считаются участники, занявшие 2 и 3 места. Победители и призеры награждаются  дипломами и призами. Участники, не занявшие призовых мест, награждаются поощрительными призами.

Сценарий интеллектуальной игры «Веселая математика»

П-р Информация: Вы  уже 4-й день путешествуете по стране «Матемляндии». Наше путешествие проходит очень активно и весело.

Вы побывали уже в центральной библиотеке и пополнили ее архив своими книгами «Числа в пословицах и поговорках», также прогулялись по Фигурной улице, на которой оформлена выставка ваших картин, приняли участие в олимпиаде в главном парке нашего города «Парк Знаний». Сегодня мы  пригласили Вас в Университет дружбы наук на улицу Интеллектуальную, в котором состоится игра «Веселая математика», я работаю в этом университете и зовут меня профессор Информация.

Для помощи в проведении игры декан пригласил к вам профессоров Аксиому и Теорему, а также жюри- доктора наиточнейших наук, доктора логических наук, доктора фигурных наук, доктора неизвестных, но важных наук.

Аксиома: здравствуйте дорогие путешественники, мы рады приветствовать вас, в нашем университете, кажется, все в сборе и мы можем начинать игру.

Теорема: ну что ты как же мы начнем игру, если у нас нет самих игроков!

Аксиома: ой, ну конечно! Нам нужны команды – их должно быть 4 , в каждой из которой по 1 человеку из всех классов (списки детей составляются заранее, в команде дети 1-4 класса).

Теорема: Хорошо, мы собрали 4 команды, теперь чтобы вас не путать мы проведем жеребьевку, в которой ваша команда получит название.

Дети из мешочка (шляпы) вытаскивают бумажки с названиями (Пифагорчики, Энгельсоны, Колмогорчики, Ньютонята)

Теорема: вот команды получили свои названия, занимают свои места профессор Информация вам в этом помогает, и выбирают капитана команды, а мы с Аксиомой хотим узнать у зрителей откуда взялись такие интересные названия для команд?

Ответы детей.

Таорема (сопроводительный слайд): название команды «Пифагорчики» связано со знаменитым именем Пифагора Самосского – древнегреческего философа и математика. Пифагор родился около 586 г. до Н.Э. в семье богатого греческого купца Минесарха. За несколько месяцев до рождения ребенка отец Пифагора с женой были в Дельфах (такой древнегреческий город) и, как тогда было принято, обратились за советом в делах к Пифии (пророчице). Пророчица сказала, что у них скоро родится сын, который будет выделяться среди всех красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу.

Из-за этого предсказания ребенок получил имя Пифагор, что буквально означает: «Тот, о ком объявила Пифия». Действительно, Пифагор принес огромную пользу всему человечеству в различных областях науки (в астрономии, музыке, философии и конечно же  математике).  Многие из вас слышали такую фразу «Пифагоровы штаны во все стороны равны», она имеет прямое отношение к теореме Пифагора, о прямоугольном треугольнике с этой теоремой вы познакомитесь на уроках алгебры и геометрии.

Аксиома: итак, команды готовы! Мы начинаем! Первый этап игры- разминка!

Мы вам будем читать задачи, а вы должны поднять карточку и дать ответ, право ответа первыми имеет команда,  поднявшая карточку раньше всех – за этим внимательно наблюдают доктора наук. За каждый верный ответ присуждается команде 2 балла, если верный ответ звучит после неверного ответа другой команды, то присуждается 1 балл. Внимательно слушайте условия!

Теорема:

Стоит терем - теремок

Он не низок. Не высок,

Из трубы валит дымок.

Там живут герои дружно.

С них пример всем брать нам нужно:

Мышка-норушка,

Лягушка-квакушка,

Зайка-поскакайка,

Лисичка-сестричка,

Волчок  - серый бочок,

Петушок – золотой гребешок.

Сколько в теремке друзей?

Отгадай-ка поскорей!             (6)

Грибники – зверушки

На лесной опушке

Стали хвастаться друг другу,

Кто и что в лесу нашёл:

Зайчонок  -  два боровика,

Бельчонок  -  два моховика,

Лосёнок  -  мухоморов два,

А ёжик  - две волнушки.

Сосчитайте-ка скорей

Все грибы у тех зверей!        (8)

Мы на саночках катались

В парке с горки ледяной:

Эдуард, Семён, Григорий,

Коля, Владик и Антон.

Ну, а Зина и Людмила –

Те на лыжах мчались мимо.

Сколько в парке том детей?

Посчитайте поскорей!            (8)

У ребят игрушек много:

Мишка, заяц, бегемот,

Волк с плутовкою – лисою,

Белка, ёжик и енот.

Сосчитайте-ка скорей

Все игрушки у детей!                             (8)

Кот с утра сидит у речки.

У него большой улов:

Два щурёнка, два ерша,

Два сома и два леща.

Сколько рыбок у кота?                           (8)

В прятки весело играли:

Маша, Таня, Миша, Ваня,

Славик. Петя, Алексей.

Сосчитайте всех детей!                          (7)

На полянке три енота

Распевали хором ноты.

Прибежали четыре енота.

Сколько енотов на полянке распевают ноты?                                           (3)

Три зайчонка на опушке

Грели лапки, грели ушки.

Убежал зайчонок в лес

И под дерево залез.

Сколько ушек на опушке

Теперь греют свои ушки?                           (4)

У Пети в корзинке  -

Четыре малинки.

Одну малинку ёжик унёс.

Сколько ягод Петя маме принёс?    (3)

Аксиома (слайд): Хорошо, жюри подводит итоги первого этапа, а мы продолжаем знакомиться с известными личностями, от имен которых произошли названия наших команд. Название команды «Энгельсоны» связано со знаменитым именем Фридриха Энгельса- немецкого философа. Энгельс  больше прославился в политической философии и экономике, но наука- экономика (спросить у детей как они понимают этот термин) неразрывно связана с математикой. С его достижениями вы также познакомитесь в старших классах!

Теорема: и так команды уже с нетерпением ждут результатов первого этапа и готовы продолжить игру.

Жюри оглашает результаты первого конкурса, которые выводятся на экран.

Теорема: мы с вами только начали, размялись и теперь продолжаем играть. Второй этап игры   Блиц – игра «Шуточные задачи»:

В игре принимают участие все игроки команд, у каждой команды есть карточки с вариантами  ответов, команда выбирает и показывает карточку соответствующую их ответу. Жюри обращает внимание на ответы всех команд и проставляет баллы всем, правильно ответившим, командам.За каждый верный ответ присуждается 1 балл.

Аксиома:

  1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? 20
  2. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой - получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи - получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? 5
  3. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? 20 см.
  4. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? 48.
  5. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? 3 м.
  6. Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? 24-5-16=3ч.
  7. Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. 1936-1123=813.
  8. Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика. 5.

Теорема: ну вот и второй этап пройден, дадим жюри посчитать результаты 2 этапа и подвести итоги за 1 и второй этапы. Не забываем узнавать происхождение названий команд.

Аксиома (слайд): команда «Колмогорчики»- названа в честь Колмогорова Андрея Николаевича- советского математика и одного из крупнейших математиков XX века.

К середине 1960-х годов руководство Министерства просвещения СССР пришло к заключению, что система преподавания математики в советской средней школе находится в глубоком кризисе и нуждается в реформах. Было признано, что в средней школе преподаётся лишь устарелая математика, а новейшие её достижения не освещаются. Модернизация системы математического образования осуществлялась Министерством просвещения СССР при участии Академии педагогических наук и Академии наук СССР. Руководство Отделения математики Академии Наук СССР рекомендовало для работы по модернизации академика А. Н. Колмогорова, который играл в этих реформах руководящую роль. Под руководством А. Н. Колмогорова разработаны программы, созданы новые неоднократно издававшиеся впоследствии учебники по математике для средней школы: учебник геометрии, учебник алгебры и основ анализа.

Жюри знакомят всех с результатами игры, которые выводятся на экран.

        Теорема: не останавливаемся и продолжаем играть следующий этап конкурс капитанов.

 Капитанам раздаются бланки для записи ответов, будут задаваться вопросы кто знает ответ, быстрее записывает его в бланк, затем бланки отдаются жюри на проверку и подсчета баллов. За каждый верный ответ присуждается 1 балл. Вопросы будут задаваться очень быстро, времени на раздумье практически нет.

Аксиома: А пока капитаны  соревнуются, остальные участники команд, должны вспомнить и записать, песни в которых упоминаются числа. Команда назвавшая наибольшее количество песен получает 2 балла,  дополнительный балл дается за каждое исполнение отрывка из названной песни.

Теорема: Конкурс «Быстро отвечай»

  1. Сколько орехов в пустом стакане?   (нисколько, стакан пустой)
  2. Сколько хвостов у семи китов?  (7)
  3. Сколько колец на олимпийском флаге? (5)
  4. Сколько носов у двух псов?   (2)
  5. Сколько козлят съел волк?  (6)
  6. Сколько пальчиков у четырёх мальчиков?  (40)
  7. Как называется наука о числах?  (математика)
  8. Сколько ушей у пяти малышей?  (10)
  9. Какая геометрическая фигура имеет три угла?  (треугольник)
  10. Сколько в двух неделях дней?  (14)
  11. Как называется знак сложения?   (плюс)
  12. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  13. Кто быстрее долетит до цветка: паук или гусеница? (никто- летать не умеет)
  14. Сколько букв  в  слове «школа»? (5)
  15. Сколько слогов в слове «Буратино»? (4)
  16. Сколько десятков в числе «18»? (1)
  17. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  18. Сколько слогов  в слове «карандаш»? (3)
  19. Как назвать число, в котором 7 десятков?
  20. Как называется результат при вычитании?  (разность)

Аксиома: Итак, жюри проверяет ответы капитанов и подчитывает результаты 3 этапа, выполнения задания для команд, а также выставляет  промежуточные баллы по итогам 3 этапов. А мы хотим узнать в честь кого команда «Ньютонята» получила своё название.

Теорема (слайд): Исаак Ньютон внес замечательный вклад и не только в математику, но и в физику, и в астрономию. Все мы помним о знаменитом открытии ученого Исаака Ньютона, которое пришло к нему после забавного случая. Однажды, Ньютон прогуливался по яблоневому саду, как вдруг прямо на голову ученому свалилось яблоко. Другой бы человек расстроился, что с ним произошел такой досадный случай, а Ньютона такое происшествие натолкнуло на формулировку закона о всемирном тяготении, который сделал большой вклад в развитие физики и познание мира в целом.

Как-то на перемене один из учеников ударил Ньютона по животу. Удар был настолько силен, что Ньютон чуть не потерял сознания Долго думал обиженный Ньютон и, наконец, нашел весьма оригинальный способ мщения. Его недруг превосходил Ньютона не только в физической силе, он был первым учеником класса. И вот ради мести Ньютон решил немедленно начать хорошо учиться, обогнать своего соперника по учебе и, став первым учеником класса, навсегда отнять у него пальму первенства.

Свой план Ньютон выполнил как нельзя лучше. Оказывается, он обладал исключительными способностями. Он без большого труда стал первым учеником в классе и по умственному развитию оказался выше всех своих товарищей на целую голову. В дальнейшем по успеваемости с ним уже никто не мог состязаться. Прошло всего несколько месяцев, а учитель уже при всех учениках во всеуслышание хвалил юного Ньютона, как образцового ученика, с которого всем надо брать пример.

        Закончив школу, Ньютон добился величайших успехов в различных науках. Несмотря на свои величайшие заслуги перед наукой, Ньютон был удивительно скромным человеком. О себе он говорил так: «Не знаю, каким я кажусь людям. Самому же себе я кажусь ребенком, который играет на берегу моря и радуется, когда ему удается отыскать гладкий камушек или красивую раковину не совсем обыкновенного вида, в то время как необозримый океан истин лежит передо мною неисследованным».

Жюри знакомят с результатами.

Аксиома: ну вот мы и добрались до последнего этапа игры «Танграм». В течение 10 с посмотреть на фигуру (слайд) и за то время, пока все болельщики  споют песню «Дважды два – четыре» (караоке), разрезать квадрат и по памяти выполнить аппликацию на своём листе. Побеждает тот, кто выполнил аппликацию точнее и быстрее. Оценивается скорость -1 балл и соответствие -1 балл, аккуратность – 1 балл.

http://festival.1september.ru/articles/521720/f_clip_image024.jpghttp://festival.1september.ru/articles/521720/f_clip_image026.jpg

             Теорема: жюри оценивает ваши работы и подводит итоги всей игры, после чего мы узнаем победителей.

Аксиома: пока мы ждем, предлагаю отгадать загадки:

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? (Четыре)

Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша,
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш и сколько груш?
(3 Груши, 4 груши.)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (15)

Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока -
Запасных два игрока.
А когда подучатся -
Сколько нас получится?
(6)

Задали детям
В школе урок:
Прыгало в поле
40 сорок,
10 взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
(30)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (5)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди :
Сколько мишек впереди?
(19)

Зарыл пират под пальмой клад.
Теперь пират совсем не рад.
Очень долго вспоминал,
Где же клад он закопал:
Слишком много пальм вокруг
Насчитал аж десять штук.
Он не мог ни есть, ни спать,
Лишь копать, копать, копать.
Лопата валится из рук,
Как избавиться от мук?
Вырыл целых восемь ям
И свалился в яму сам.
И заплакал: "Что за жалость!
Сколько ж ям копать осталось?"
(2 ямы)

Оглашение результатов жюри.

Теорема: мы благодарим всех, кто побывал сегодня в нашем университете, поздравляем всех участников, а особенно победителей игры. Желаем вам дальнейших успехов в учебе! Награждение победителей состоится завтра  на главной площади  нашего города – площади Достижений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина

Викторина для 1-2 классов очень занимательна для детей!...

Математическая викторина

ЦЕЛИ: развивать память, внимание, логическое мышление; прививать интерес к математике....

Внеклассное мероприятие "Математическая викторина"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 1 класса. Викторина предполагает закрепление математических знаний  и формировние интреса к изучению математики...

Математическая викторина

Данная  викторина для 2 класса может быть использована во внеклассной работе, на факультативных занятиях по математике....

Математическая викторина «В стране весёлых чисел»

Цель мероприятия: Развивать логическое мышление обучающихся, расширять знания по предмету, развивать коммуникативные способности....

Математическая викторина

Математическая викторина для уч-ся 3- 4 классов....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА для 1 класса «Математическая шкатулка»

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности.Оборудование:·...