Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)
методическая разработка

Марина Анатольевна Лепендина

Формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепендина М.А., учитель начальных классов

 ГБОУ школа №219 Красносельского района  

Санкт-Петербурга

Формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

       Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность.  Учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

 Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

 Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

 При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

 Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

 Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

 Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. 

Пример эталона.

Алгоритм действий при проверке написания безударной гласной в корне слова.

  1. Поставить ударение в слове.
  2. Выделить корень и подчеркнуть орфограмму  в корне одной чертой.
  3. Подобрать проверочное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением. Выделить корень.
  4. Подчеркнуть двумя чертами ударный гласный в корне.
  5. Вставить нужную букву в слово с орфограммой.

Пример образца рассуждения: л..сной – лес.

Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.

5) Этап реализации построенного проекта. Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.  

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели:

- организуется обсуждение типовых затруднений;

- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап  применения  знаний и способов действий. На этом этапе, выполняя учебное упражнение, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

8) Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
  2. провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
  3. оценить собственную деятельность на уроке;
  4. зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Для реализации этой цели учащиеся:

  1. уточняют алгоритм исправления ошибок;
  2. называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  3. фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  4. оценивают собственную деятельность на уроке;
  5. намечают цели последующей деятельности;
  6. в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

  1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  2.  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.(Из опыта работы)

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. (из опыта работы)...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...