МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Технологические карты, авторские разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Классный час на тему:
Взаимодействие с окружающими. Беседа о добре и равнодушии.
Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающими, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.
Задачи: 1) приучить учащихся к нормам гуманистических отношений с окружающими;
2) воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту;
3) формирование нравственных чувств и понятий;
понятия, которые должны усвоить дети:
Доброжелательность
Настроение
Понимание
Внимательность
Чуткость
Благодарность
Дарить радость
Оформление: плакат «Не будь равнодушен к людям!» (доброжелательность, справедливость)
- Не бойся предлагать свою помощь другим; помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
- Будь вежливым, приветливым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
- Умей уважать чужое мнение и чужие привычки, т.е. будь терпимым к другим людям.
Ход классного часа
Звучит музыка песни «Улыбка»
- Вступительное слово учителя.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
- Обсуждение прочитанных рассказов «На катке», «Бабка» В. Осеевой и «Канавка» В. Данниковой.
- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Хвалится ли он своим хорошим поступком?
- А Витя (из рассказа «На катке») сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но когда какие-то школьники стали смеяться над ним, он бросил девочку плачущей. Чего Витя побоялся?
- Бабушка (из рассказа «Бабка») была доброй, заботливой. Как относился к ней Боря? Почему он так переживал, когда бабушки не стало?
III. Беседа.
- Давайте поговорим о качествах, противоположных доброжелательности, – о равнодушии, черствости. Равнодушный человек – тот, кому нет дела до других, который думает только о себе.
- Вспомните о чувствах, которые испытывали вы, когда в трудную минуту кто-то пришел на помощь.
Некоторые понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу.
Доброта – это сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.
- Общеколлективная цветопись.
- Ребята, вот и прошла еще одна неделя, впереди выходные, давайте попробуем с вами представить наше настроение. Каждый на своем маленьком листочке цветным карандашом обозначает в виде квадрата свое основное настроение за неделю:
Голубой или синий – радостное, веселое;
Зеленый – спокойное, хорошее;
Желтый, оранжевый – тревожное;
Коричневый, черный – плохое.
(дети закрашивают квадраты и прикрепляют их на доске в виде квадрата – получается общеколлективная цветопись)
- Что же нам надо сделать, чтобы весь общий квадрат был голубого или зеленого цвета?!
- Да, помочь улучшить настроение тем, у кого оно не достигло радостного. Как же это сделать? (Предложения детей)
- Видите, как хорошо, когда мы вместе. Сколько добрых проявлений у нас друг к другу. Мне очень приятно наблюдать это в нашем коллективе. Давайте и дальше будем крепить нашу дружбу и помогать друг другу.
(Звучит песня о дружбе « Вместе весело шагать»)
- Ну как, настроение стало лучше? У кого изменилось настроение, может подойти к доске и поверх прежнего листочка прикрепить другой, закрасив его в цвет изменившегося настроения.
- Видите, каким голубоватым и зеленым стал наш квадрат. Постараемся и дальше сохранять такое настроение в нашем коллективе, хорошо?
- Чтобы создать хорошее настроение, есть определенные правила:
- Старайся понять желание другого и по мере возможности исполнить его. (Когда создаешь настроение другим, этим улучшаешь свое).
- Старайся быть внимательным и предупредительным с каждым из твоих родных и близких тебе людей.
- Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека.
- Скажите, правила, которые мы узнали, трудные?
- Будем о них помнить?
- Запомним еще одно, очень важное и, пожалуй, трудное правило:
- Постарайся понять и откликнуться на состояние другого человека. (Стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому боли или неприятности)
- А что значит, подарить другому радость? Существует такая мудрость: Когда даришь радость другому, радуешься сам.
- Давайте над ней подумаем. Почему радуешься сам?
- Верно, потому что тебе это очень приятно. Приятно, когда радуется другой человек.
- А что мы чувствуем, когда радуемся? (Учащиеся приводят примеры).
- Видите, сколько положительных эмоций. Радость – так говорит наука – это положительная эмоция, которую испытывает человек, когда радуется. А положительные эмоции помогают сохранить здоровье. Значит, мы с вами можем способствовать сохранению и укреплению здоровья других.
Пусть эта мудрость всегда соблюдается в нашем классе.
- Подведение итогов беседы.
- Быть добрым – это не значит все прощать.
Быть добрым – значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, мужественным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда обязательно победит добро.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру
Список источников
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Окружающий мир. 1-2 кл. Методика обучения. / Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Графт, 2012.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов). 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, изменен 18 декабря 2012 г.).
Предварительный просмотр:
Автор:
Ширыкалова И.Г.
учитель начального классов
МБОУ «СОШ№5» г. Ханты-Мансийск
Проект
подготовки младших школьников к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку (2-4 классы)
Пояснительная записка
Предлагаемый проект предназначен для учащихся начальной ступени (2-4 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению русского языка, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде.
Проект реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271.
- Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 2008 г. N 255 «О внесении изменений в порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285».
- Приказ министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № 1252 " Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
- Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре».
1. Проект учитывает основные задачи развития образования в регионе:
В «Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" одной из приоритетных задач является увеличение доли обучающихся, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся), с 40,3% до 46%.
Данный проект рассматривается, как система использования русского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данного проекта обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания гуманитарных наук в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и литературы и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Актуальность данного проекта заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.
В процессе обучения по данному курсу обучащиеся познакомятся с форматами Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, международного конкурса – игры «Языкознание – для всех. Русский медвежонок», муниципальной интеллектуальной олимпиады «Юниор» и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по русскому языку, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования обучающихся в формате олимпиадного задания.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей, обучающихся в изучении русского языка, способствует развитию познавательной активности младших школьников. Курс расширяет и углубляет знания по русскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Основная часть
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
3. Программа позволяет учитывать особенности обучающихся:
В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
Изучение лингвистических интересов, обучающихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по русскому языку, предоставляя возможности создать собственную образовательную траекторию.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
- сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
2.Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся:
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.
1.Работа с различными видами словарей.
2.Подбор слов части речи, грамматического разряда части речи.
3.Разграничение и сравнение грамматических значений слов.
4.Группировка слов по частям речи.
5.Полный или частичный морфологический разбор слова.
6.«Проведи опыт».
7.Разработка и представление проектов.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
9.Проект актуален для МБОУ «СОШ№4» тем, что реализуется в рамках Программы развития школы и разработан с учетом образовательной среды учреждения, а именно содержательной среды: концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др. Образовательная среда школы: сотрудничество с психологической службой школы; кабинет, оснащенный компьютером, интерактивной доской и документ-камерой; школьная библиотека; компьютерный класс.
Условия реализации Программы.
Для достижения запланированных образовательных результатов программа обеспечивает ряд необходимых условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных) прежде всего через занятия определенными деятельностями:
- совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
- исследовательской деятельностью в ее разных формах;
- деятельностью управления системными объектами (техническими объектами, группами людьми);
- творческой деятельностью (художественное, техническое и другое творчество), направленной на самореализацию и самопознание;
В целях реализации данной программы и достижения планируемых результатов в школе создаются соответствующие условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-финансовые.
Риски: критерии оценки успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
- соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
10. Предусматривает привлечение социальных партнеров, принимающих участие в реализации проекта:
- Городская школа одаренных детей на базе Института развития образования.
- Кафедра русского языка Югорского государственного университета.
- Кафедра русского языка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа.
- Родители.
- Школьное научное общество младших школьников.
7.Ведущие технологии, используемые для реализации программы:
- Проектные и исследовательские технологии.
- Информационно - коммуникационные технологии.
- Технологии развивающего обучения.
- Технология сотрудничества.
- Технология Активных Методов Обучения.
- Технология критического мышления.
- Игровые технологии.
- Интерактивные технологии.
8.Программа позволяет выявлять проблемы/затруднения обучающихся начальных классов через методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестовые методики, направленные на исследование сформированности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Также проводилось динамичное наблюдение во время проведения занятий и выполнения олимпиадных заданий, направленное на выявление особенностей деятельности и поведения, эмоционально-волевой сферы, реакции ребенка на трудности, возникающие в процессе обучения, критичность отношения детей к своим ошибкам.
- Программа предусматривает использование современных учебных материалов, а именно тренажеров, тестов, источники интернет - ресурсов:
- Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для начальных классов
- https://nachalkaplus.ru
- https://www.uchportal.ru/load/48-1-0-13987
- https://eidos.ru/event/olymp/
- http://www.rm.kirov.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | 1 | 1 | |
2 | История языка | 3 | 1 | 2 |
3 | Графика. Фонетика. Фонетические явления | 2 | 1 | 1 |
4 | Орфоэпия | 2 | 1 | 1 |
5 | Лексикология | 2 | 1 | 1 |
6 | Фразеология | 2 | 1 | 1 |
7 | Этимология | 2 | 1 | 1 |
8 | Морфемика и словообразование | 3 | 1 | 2 |
9 | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | 4 | 1 | 3 |
10 | Синтаксис и пунктуация | 3 | 1 | 2 |
11 | Стилистика и культура речи | 2 | 1 | 1 |
12 | Социолингвистика | 2 | 1 | 1 |
13 | Сравнительное языкознание | 2 | 1 | 1 |
14 | Различные виды анализа текста | 5 | 1 | 4 |
Всего | 35 | 14 | 21 | |
Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | К-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Формы и приёмы работы |
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | 1 | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий |
2 | История языка | 3 | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. | Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
3 | Графика. Фонетика. | 2 | Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа |
4 | Орфоэпия | 2 | Орфоэпические нормы. Ударение. | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений |
5 | Лексикология | 2 | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями |
6 | Фразеология | 2 | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. | Работа с толковым и фразеологическим словарями. . Выполнение упражнений |
7 | Этимология | 2 | Происхождение слова. Ложная этимология. | Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения |
8 | Морфемика и словообразование | 3 | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
9 | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | 4 | Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах |
10 | Синтаксис и пунктуация | 3 | Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний |
11 | Стилистика и культура речи | 2 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | Самостоятельная работа Тренировочные упражнения |
12 | Социолингвистика | 2 | Сленг, жаргон, арго. | Тренировочные упражнения Работа в группах |
13 | Сравнительное языкознание | 2 | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
14 | Различные виды анализа текста | 5 | Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. | Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа |
Всего | 35 |
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;
- организацию исследовательской, кружковой работы;
- привлечение к внеклассным мероприятиям по русскому языку и литературе;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
План мероприятий при подготовке учащихся к предметной олимпиаде
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май учебного года, начало нового учебного года | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | август | учитель | Проект программы |
3 | Диагностика. | сентябрь | учитель | Результаты диагностики |
5 | Формирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по русскому языку | сентябрь | Учитель совместно с учеником и родителями | Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого одаренного ребенка |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | учителя | Участие учащихся в мероприятиях познавательного характера |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | учитель | Участие детей в мероприятии |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах | в течение года | учитель | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы обучающихся посредством сети Интернет | в течение года | учитель -предметник | Исследовательская работа |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления обучающихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель -предметник | Привлечению к чтению интернет-журналов |
4.Программа предусматривает использование современных оценочных средств:
Внутренняя накопительная оценка достижений обучающихся, портфолио и Индивидуальный образовательный маршрут.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством − оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, − учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе, − учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком, − побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
5. Программа предусматривает оценку индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям:
1.Для оценки индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям предлагаю применять ресурсы Интернет, официальные сайты олимпиад.
2.Введение Индивидуального образовательного маршрута и портфолио
одаренного ребенка.
«Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося» | |||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
Оценка педагога | |||
Портфолио за 20_-20_ учебный год Портфолио ФИО | |||
Олимпиады | Заочные, дистанционные конкурсы | Городские конкурсы | Городской слет НОУ, научные конференции. |
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
В результате прохождения данного курса обучающиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- знать различные виды анализа языковых единиц;
- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Использованные источники
- Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 10. Языкознание. Русский язык. М., 2008.
- Браун И.П. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. – М.: РИПОЛ классик, 2010.
- Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: условия, решения, комментарии. – М.: Индрик, 2005.
- Лингвистические задачи: Кн. для учащихся мл. классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах: занимательное языкознание. – М.: Ми энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
4 класс
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие:
• актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;
• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.
Развивающие:
• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
• развивать умение объективно оценивать свои знания;
• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
• содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
• воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
• создать условия для работы в парах, группах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имен существительных;
- изменять имена существительные по падежам;
- определять падеж имен существительных по вопросам;
- различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
Формируемые УУД:
познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, потянитесь, Обернитесь, улыбнитесь, Повернитесь и тихонечко садитесь. - Вы готовы получать новые знания? Ребята, в течение урока вы будете заполнять лист самооценки по теме урока и поставите себе отметку за урок. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант. - Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить. Загадки: - В желтом море корабль плывет, Он идет - волну сечет, Из трубы зерно течет. (комбайн) - Конь стальной рычит За собой плуги волочит. (трактор) - Специалист по агрономии. (агроном) - Крестьянское селение в сельской местности. (деревня) - Большое количество уродившегося хлеба или плодов. (урожай) - Человек, работающий на комбайне. (комбайнёр) Проверка: самопроверка (о, о, о, е, о, о.) - Что объединяет эти слова? - К какой теме относятся все эти слова? Введение в раздел «Имя существительное». - Откройте учебники на стр. 79. - Прочитайте название раздела. - Что же мы вспомним, изучая этот раздел? … - Что узнаем? … - Чему будем учиться? … - Какие морфологические признаки существительного вы знаете? Составление кластера «Имя существительное» собств. одуш. нариц. неодуш.
имя существительное род число падеж ? склонение ? - Что значит изменить слово? - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? - А что изменится в слове? | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Имя существительное Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой. Поставить его в другую форму. То же самое слово. Окончание. | Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез, анализ; Коммуникативные УУД: • инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; • разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: • постановка учебной задачи; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • принимают и сохраняют учебные задачи. |
Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме. Что для вас является новым в названии раздела? - Какой вопрос возникает? - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим перед собой? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Что такое склонение? Что такое падеж? Изменение по падежам имён существительных. Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении | |
Задача: решение проблемы. | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). - Как определить падеж имени существительного? - Предлагаю поработать в ППС. (разрезная карточка) Задание: собери таблицу по падежам и вопросам. - Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи. - Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. - Родился – стал Родительный. - Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. - Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. - Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. - Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Проверка: сверь с книгой с.81. Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упражнение №135 с.80. Задание. Выполняется по заданию. - Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно? Вспомни! Изменение имен существительных по падежам - склонение. Обрати внимание! Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч. Остальные падежи - косвенные. Падежные формы образуются с помощью окончаний. - Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? | Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении. Проверяют по образцу на интерактивной доске. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём? Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | Регулятивные УУД: • умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: • умеют извлекать информацию из презентации; • делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: • способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; • проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
Физминутка | С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. | ||
Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Работа в малых группах. Карточка 1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю. Карточка 2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом. Карточка 3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле. Карточка 4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу. Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью. - Какие знания применили, выполняя это задание? - Что можно составить из словосочетаний? Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? - Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм. - Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______. - Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п + | Выполняют задания. Работают в малых группах. Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения. В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы Алгоритм (карточка) Текст Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).) Алгоритм. Таблица падежей. Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. | Регулятивные УУД: • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме | Обобщение изученного материала. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы целей? - Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? - Что осталось непонятным? - Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Окончание в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | Проведение инструктажа. - Запишите домашнее задание. Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110. Упр.139, с.83 | Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.п . Р.п . Д.п . В.п . Весна, весны, весне, весну, Т.п. П.п . Весною, о весне…
Работа в малых группах упало в землю вырос колосок росли в поле бежит ручей
В теплую землю упало зёрнышко и вырос крепкий колосок. гл. гл. сущ. сущ. И.п . И.п . сущ. В.п .
Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая ( Р.п .) . День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб ( В.п .) . Идут и идут машины, заполненные зерном. ( Т.п .) Уборка урожая.
Тест +, -, +, -, +, +, -, +.
Рефлексия Мне удалось … У меня получилось … Я испытывал сложности …
Итог урока Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных ? В каком падеже имена существительные стоят в начальной форме? Сколько в русском языке косвенных падежей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка
Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка
Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
Методическая разработка по теме: "Транспорт специального назначения"....

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка бинарного урока.
Уважаемые педагоги!Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут! Методическая разработка бинарного урока технологии, 2 класс.Материалы прошли Общественно-про...







