Методическая разработка «Конспект занятия “Бумажные бабочки. Знакомство с оригами”»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Данная методическая разработка составлена для проведения занятий по бумагопластике и оригами в рамках дополнительного образования детей. Методическая разработка предназначена для педагогов декоративно-прикладной направленности и рассчитана для детей 7-10 лет.

В данной разработке представлен способ складывания бабочки в технике оригами. Ребенок может импровизировать на основе предложенной схемы, дорабатывая фигурку (загибая крылья бабочки, изменяя форму с помощью ножниц, создавая с помощью графических материалов узоры и орнаменты), привнося что-то своё.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Конспект занятия Бумажные бабочки. Знакомство с оригами”»

Автор:

Филиппова Светлана Игоревна

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Фонтанка-32»

Центрального района

Санкт-Петербург

2020 год


Аннотация

Данная методическая разработка составлена для проведения занятий по бумагопластике и оригами в рамках дополнительного образования детей. Методическая разработка предназначена для педагогов декоративно-прикладной направленности и рассчитана для детей 7-10 лет.

Актуальность методической разработки

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творчество - это целенаправленная деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда обучающийся воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами – традиционное японское искусство складывания различных фигурок из бумаги. Также оригами интересно и тем, что приобщает обучающихся к культурной традиции другой страны, что особо актуально в условиях глобализации. Соответственно, изучение различных культур обогащает творчество детей необычными техниками и в то же время имеет воспитательный потенциал: таким образом можно привить толерантное отношение и интерес к чужим традициям.

В данной разработке представлен способ складывания бабочки в технике оригами. Ребенок может импровизировать на основе предложенной схемы, дорабатывая фигурку (загибая крылья бабочки, изменяя форму с помощью ножниц, создавая с помощью графических материалов узоры и орнаменты), привнося что-то своё.

История оригами

Оригами - это вид декоративно-прикладного творчества, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Существует множество версий происхождения этого вида искусства. Своими корнями оригами уходит в традиции Древнего Китая, но для широкой аудитории известно как традиционное искусство Японии. Изначально оригами использовалось в религиозных культах и было привилегией высшего сословия. Самураи обменивались подарками, украшенными символами удачи, сложенными из лент, а сложенные из бумаги бабочки использовались во время свадеб по обрядам синто как аллегория жениха и невесты.

        В то же время, независимо от оригами, по всему миру возникали свои традиции складывания фигурок из бумаги. Европейские традиции менее документированы, но известно, что технологии изготовления бумаги достигли арабов около VIII века н.э., а мавры принесли их в Испанию около XI века. И именно в это время в Испании и Германии начали складываться свои традиции складывания бумаги. Как и в Японии, изначально складывание бумаги было частью религиозных ритуалов: например, обряд складывания свидетельства о крещении особым образом был популярен в в центральной Европе в XVII-XVIII век. Уже к XVII веку в Европе существовали свои традиционные фигуры из сложенной бумаги: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики.

        В 1960-х с введением системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта оригами начинает распространяться по миру. Эта система позволяет записать процесс складывания любой модели с помощью серии чертежей. В настоящий момент оригами стало по-настоящему всемирным искусством.

Роль и место оригами в системе дополнительного образования детей

Изучив имеющиеся программы дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства, обнаруживается довольно большое  количество методических разработок, посвященных оригами. Можно сделать вывод, что оригами является популярным направлением детского творчества.

В XIX веке Фридрих Фрёбель сделал существенный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах и для развития мелкой моторики.

С точки зрения учителя, оригами - это идеальное занятие, способствующее развитию творческих способностей ребенка.  Занятия по оригами не требуют большого материально-технического оснащения. Для занятий вам потребуется бумага и ваше воображение. У оригами есть одно большое преимущество перед другими видами декоративно-прикладного искусства – большинство детей любят оригами. Что делает оригами таким приятным занятием для детей?

Оригами отвечает на интересы ребенка. Дети могут создавать что угодно с помощью оригами - от конвертов-открыток и бумажных аксессуаров, до динамических игрушек и милых животных. Оригами дает детям возможность выбора. Дети выбирают, что делать, какую бумагу использовать и какого цвета. Сделав фигурку оригами, ученик может использовать ее, как способ показать свою заботу и подарить близкому человеку.  Имея так много доступных вариантов, дети могут выбирать то, что они хотят создать. Простота и вариативность делают оригами более мотивирующим, чем другие виды декоративно-прикладного искусства.

 Оригами как средство развития творческих способностей младших школьников

Младший школьный возраст является важным периодом для выявления и развития творческого потенциала ребенка.  Главной физиолого - психологической особенностью обучающихся детей младшего школьного возраста является неустойчивость внимания, что необходимо учитывать при планировании занятий педагогом. Дети этого возраста еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе. Если работа эта однообразна не , внимание ребенка легко отвлекается. Как показывает практика, ребенок ожидает получить результат своей работы на первом же занятии. В этом плане оригами является выигрышной техникой. Ребенок может сделать фигурку за одно занятие и сразу же увидеть результат своей творческой деятельности. Создание более сложных проектов решается через коллективную деятельность. Коллективная деятельность очень удачно ложится на занятия по оригами. Учащиеся распределяют между собой части коллективной работы. Решают более мелкие задачи для достижения единой, более сложной.

В то же время, оригами связано с игровой деятельностью, которая, в свою очередь, является ведущей у младших школьников. В оригами есть ряд динамических фигурок, которые можно применить в игровой деятельности на занятиях детьми младшего школьного возраста.

Рассмотрим понятие “творческие способности”. Для этого нам сначала потребуется рассмотреть понятия “творчество” и “способности” по отдельности.

В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество–присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень».В то же время, Психологический словарь трактует творчество как«практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)»

Обратимся к понятию “способности”. Согласно Б.М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация и самооценка. В. Д. Шадриков определяет способности с трёх позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. «Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания»

В общих чертах творческие способности - это способность и готовность человека находить нестандартные решения, отличающиеся новизной.

В технике оригами нет конечного результата. Фигурку всегда можно трансформировать и усложнять. На занятиях по оригами дети могут придумывать новые решения для уже знакомых творческих задач.

Конспект занятия «Бумажные бабочки. Знакомство с оригами»

Цель: создание бабочки в технике оригами; формирование и развитие творческих способностей учащихся

Задачи: 

Образовательные: 

  1. Формировать представление об искусстве оригами;
  2. Формировать основные навыки работы в технике оригами;
  3. Показать один из способов складывания базовой формы “двойной треугольник”.

Развивающие: 

  1. Развитие творческих способностей;
  2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  3. Развивать пространственное мышление, внимание, память.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать интерес к искусству оригами;
  2. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Наличие представления об искусстве оригами;
  2. Сформированные первичные навыки работы в технике оригами;
  3. Владение одним из базовых способов складывания формы “двойной треугольник”.

Метапредметные:

  1. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
  2. Приобретение навыка решения творческих задач.

Личностные:

  1. Развитие таких качеств, как трудолюбие;
  2. Развитие интереса к искусству оригами.

Формы организации работы учащихся: групповая, парная и  индивидуальная.

Формы организации работы учителя: организаторская, обучающее - образовательная, контролирующая, развивающая.

Материал для выполнения работы:

Квадрат цветной бумаги со стороной 10 см и 2 квадрата со стороной 15 см для каждого учащегося, цветные ручки, фломастеры.

Оборудование:

Образец работы. Схема базовой формы “треугольник”, схема базовой формы “книжка”, схема складывания базовой формы “двойной треугольник”.

Занятие рассчитано на два академических часа (по 45 минут)

План занятия:

Этап урока

Деятельность учителя (формы и методы)

Деятельность учащихся

Форма и метод контроля

Организационно-подготовительный этап

Беседа, диалог

Слушаю, ведут диалог с учителем.

Наблюдение, устный опрос

Этап сообщения новых знаний

Беседа, диалог, демонстрационный метод

Слушаю, ведут диалог с учителем.

Наблюдение, устный опрос

Упражнение

Беседа, диалог, демонстрационный метод

Выполняют упражнение.

Наблюдение, устный опрос

Практический

Педагогическая поддержка, индивидуальная работа

Творческая деятельность

Наблюдение

Заключительный

Беседа, диалог

Рефлексия, отвечают на вопросы, рассказывают о своих работах

Наблюдение, устный опрос, выставка-обсуждение

Ход занятия:

1 Этап (организационно-подготовительный).

2 минуты (Приветствие, сообщение темы)

-Здравствуйте ребята. Скоро весна,  природа просыпается. Закройте глаза и представьте себе солнечный весенний день. Что вы видите? Любому из нас радостно увидеть весной первую бабочку.

На столах у вас цветная бумага. Скажите, как из нее можно сделать бабочку? Способов много…Можно вырезать бабочку и сделать аппликацию, а можно сделать ее объемной, в технике, которая вам всем наверняка известна. Как вы думаете, что это за техника?

Педагог показывает пример готовой бабочки.

  • Кончено же это оригами! Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства, искусства складывания фигурок из бумаги.
  • Итак, скажите, пожалуйста, какая же тема сегодняшнего занятия?

Сообщение темы занятия.

2 этап (этап сообщения новых знаний).

  • Прежде чем приступить к работе, давайте познакомимся с этим искусством поближе!

Как вы считаете, какая страна считается родиной Оригами? Япония, однако своими корнями Оригами уходит в Древний Китай. Скажите, пожалуйста, без чего оригами немыслимо? Главный герой оригами…Конечно же бумага! А где появилась бумага кто-нибудь знает? А родиной бумаги считается Древний Китай.

- Удивительно, что язык оригами международный! Как вы думаете что это значит? Язык оригами понятен всем и каждому, вне зависимости от того, в какой стране вы живете. В оригами существует условная система обозначений или проще говоря азбука оригами. Ее изобретатель Акира Ёсидзава - знаменитый оригамист, который придумал более 50000 моделей оригами! Представьте себе сколько же моделей он изобрел!

3 этап (упражнение).

- Возьмите маленький лист квадрата, который лежит у вас на столе. Скажите, как превратить квадрат в треугольник? Расположите квадратик на столе так, чтобы один из уголков квадратика смотрел на вас. Педагог показывает как. Теперь давайте представим, что нижний уголок отправился в гости к верхнему. Соедините два уголка. Следите за тем, чтобы они совпадали! Важно работать на столе, ни в коем случае не работайте на весу. Теперь хорошо прогладьте пальцами линию сгиба. Проверьте, чтобы получившийся треугольник не раскрывался! А теперь давайте посмотрим, как это выглядит на языке оригами.

Педагог показывает схему складывания базовой формы треугольник.

- Пунктирная линия означает, что мы должны сделать в этом месте сгиб “долиной” - он остается внутри согнутой фигурки. Сгиб уходит от нас вдаль.

- Давайте расправим наш квадратик и сделаем то же самое с другими двумя уголками. Ребята повторяют ранее проделанную операцию. Педагог следим за работой учащихся, помогает при необходимости.

- Отлично!Давайт познакомимся с еще одной очень простой базовой формой в оригами, которая называется “книжка”. Как вы думаете, как сложить эту базовую форму из нашего квадратика?

Педагог показывает схему базовой формы “книжка”.

- Расправьте наш квадратик и переверните его на другую сторону. А теперь попробуйте самостоятельно выполнить базовую форму “книжка”, с помощью схемы.

Педагог следит за ходом выполнения. Помогает при необходимости.

- Повторите тоже самое с двумя другими сторонами.

- Разверните квадратик. Теперь у нас есть два сгиба “долиной” и два сгиба “горой”. Скажите, в чем разница между этими сгибами? Сгиб “долиной” уходит вдаль от нас. Сгиб “горой”, наоборот направлен на нас.

        - Теперь попробуем сложить базовую форму “двойной треугольник”, который поможет нам сделать нашу бабочку.

        Педагог демонстрирует схему базовой формы “двойной треугольник” и показывает как сложить ее.

hello_html_m7b64c0c9.jpg

4 этап (практический)

        - Теперь мы можем приступить к изготовлению бабочки. Возьмите квадрат большего размера, повторите форму двойной треугольник. Хорошо проглаживайте сгибы, иначе бумага не будет “слушаться”.

488f805a685ed16fcb2a328c28d4ff10.jpgПедагог следит за ходом выполнения задания и оказывает педагогическую помощь. Когда все справились с базовой формой “двойной треугольник”, педагог демонстрирует схему складывания бабочки показывает, как ее выполнить.

Педагог следит за ходом выполнения работы и помогает учащимся.

- Повторите бабочку, которую мы уже сделали с вами. А в конце попробуйте поэкспериментировать с крыльями бабочки. Попробуйте согнуть их и сделать острыми  или наоборот округлыми.  Украсьте вашу бабочку с помощью цветных ручек и фломастеров.

5 этап (заключительный).

По желанию, дети представляют результаты своей работы, рассказывают о них. Педагог предлагает придумать название своей работе, придумать короткую историю своей бабочке.

-Итак, сегодня мы познакомились с таким искусством как оригами. Что запомнилось интересного об истории оригами? С какими базовыми формами мы сегодня познакомились? Что бы вы хотели сделать еще?

- Спасибо! Занятие окончено.


Приложения

q7_uqZwlsgU.jpg


Список литературы

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Оригами Бумажный зоопарк""-СПб.; Издательский дом "Литера", 2002.-192 с: ил.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина ЕЮ. "Весёлые уроки оригами в школе и дома" Учебник-СПб.; Издательский дом "Литера", 2001.-208 с: ил.
  3. Афонькин СЮ, Афонькина Е.Ю. "Оригами; Волшебный квадрат".-СПб.:Издательский дом "Литера", 2002.-192 с: ил.
  4. Афонькин СЮ, Афонькина ЕЮ. "Уроки оригами в школе и дома, Москва "Аким", 1998.-208 с: ил.
  5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  6. Колякина В.И. "Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства" -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-176 с, 16 с. Ил.: ил-(Б-ка учителя изобразительной деятельности).
  7. Комарова ТС. Савенков АИ. "Коллективное творчество детей": Учеб. пособие.- М, 1998.
  8. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. –М.: Олма-Пресс,2004
  9. Неменский Б.М. "Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания"; Книга для учителя.- М, 1987.
  10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; председатель научно-ред. совета В.С. Степин. –М.: Мысль, 2000–2001.
  11. Рнк Бич "Оригами, Большая иллюстрированная энциклопедия"/ Пер. с англ –М Изд-во ЭКСМО, 2003.-256 с. ил.
  12. Соколова С. В. Театр оригами.-М.: Эскмо. 2007. 224с
  13. Соколова С.В. Сказка оригами – М: Эскмо. 2002. 240с.
  14. Шумаков Ю.В., Шумакова ЕР. "Оригами - чудеса из бумаги". Ростов-на-Дону, 1997-104 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».

1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия:  «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...

Методическая разработка конспекта занятия по теме "Правовой турнир"

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. За...

Методическая разработка конспекта занятия «Изготовление сувенира к Пасхе».

Занятие проводится перед праздником Пасха. К этому занятию соответственно украшается класс – детскими работами, рис...

Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"

Цель:формирование у воспитанников  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"

     Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные о...

Методическая разработка конспекта занятия для 3 класса по восстановительной физической культуре на тему "Правильная осанка"

Урок восстановительной физической культуры на тему "Правильная осанка" решает все поставленные задачи. Во время выполнения упражнений укрепляются мышцы пресса и спины, что благотворно влияет на ...

Методическая разработка Конспект занятия по программе «Чудесная экопластика» для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Бабочка-снежинка»

Возраст обучающихся: 7-10 летУровень обучения: стартовыйЦели: расширить знания и представления детей о бумажной пластике; формировать новые приёмы пластической трансформации листа бумаги; развивать чу...