Методическая разработка на тему: «Что такое мюзикл? Постановка мюзикла "Звуки музыки"»
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Голаева София Игоревна

Мюзикл, как синтетический жанр искусства, в котором в нерасторжимом единстве сосуществуют музыка, пение, танец, драматургия, представляет собой широкое поле деятельности для выявления и развития творческих способностей детей. Он является одним из средств развития индивидуальных черт личности и опытом коллективного взаимодействия.

Цель методической разработки помочь сформировать представление о жанре мюзикл и познакомить учащихся начальных классов с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки» для дальнейший постановки на сцене. Адаптированный текст мюзикла представлен в конце методической разработки (автор: Голаева София Игоревна).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_myuzikl_postanovka_myuzikla_zvuki_muzyki.docx40.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 188 с углубленным изучением мировой художественной культуры имени Героя Советского Союза Леонида Георгиевича Белоусова Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Что такое мюзикл? Постановка мюзикла «Звуки музыки»

Методическая разработка

Голаева София Игоревна

Учитель внеурочной деятельности,

руководитель театральной студии «Созвездие»,

ГБОУ СОШ № 188 с углубленным изучением МХК

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

2021

Вступление.

Мюзикл, как синтетический жанр искусства, в котором в нерасторжимом единстве сосуществуют музыка, пение, танец, драматургия, представляет собой широкое поле деятельности для выявления и развития творческих способностей детей. Он является одним из средств развития индивидуальных черт личности и опытом коллективного взаимодействия.

Мюзикл появился и получил широкое развитие в Америке в XX веке. Пытаясь интегрировать и отображать все самое новое и лучшее, он всегда подчеркивал связь с актуальным, популярным в культуре. Поэтому мюзикл с самого начала своего возникновения представлял собой яркие образцы музыкального искусства. Благодаря возможности отражения многих современных тенденций в культуре мюзикл становится особенно актуальным для подрастающего поколения.

Жанр мюзикл активно используется в киноиндустрии. Так многие учащиеся через просмотр фильмов («Вестсайдская история» (1961), «Моя прекрасная леди» (1964), «Звуки музыки»(1965), «Призрак оперы» (2004), «Мэри Поппинс возвращается» (2019) и др.) и особенно мультфильмов («Красавица и чудовище» (1991), «Король лев» (1994), «Рапунцель: Запутанная история» (2010), «Холодное сердце» (2013)) соприкасаются с особенностями жанра мюзикл.

Для определения образовательного потенциала мюзикла для младшего школьного возраста выделяются следующие задачи:

- познакомить учащихся с жанром мюзикл через различные виды деятельности: беседа, просмотр видео, посещение музыкального спектакля;

- провести различные упражнения и тренинги, направленные на знакомство с элементами мюзикла;

- проделать работу с адаптированным текстом мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Звуки музыки»: разбор сюжета, определение основных идей, изучение персонажей, их характеров, образы, мысли и др.;

-   поставить мюзикл на сцену.

Несмотря на то, что ведущим видом деятельности для 7-10 летнего возраста еще является игровой, мною был выбран достаточно серьезный мюзикл «Звуки музыки» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II.  Работа осуществлялась на материале фильма-мюзикла «Звуки музыки», снятого в 1965 году режиссером Робертом Уайзом. Причины выбора данного материала:

- несложный сюжет с типичной ситуацией (бедная и добрая гувернантка устраивается в богатый дом овдовевшего офицера для воспитания его детей);

- акцентирование внимания сюжета на взаимодействие детей и взрослых: выявление актуальных проблем и для нашего времени (недостаточно внимания и любви родителей и т.д.);

- присутствует много интересных и целостных сцен, которые можно предложить учащимся для постановки;

-  яркие и красочные характеры многих персонажей;

- присутствуют красивые песни, самая знаменитая среди них песня «До-Ре-Ми», которую можно попробовать спеть с учащимися;

- в мюзикле есть военная тема: можно отвести отдельный урок и рассказать о событиях Второй мировой войны, приурочив к празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

Этот мюзикл был предложен учащимся для разбора (анализа) сюжета, персонажей, их характеров, мыслей и идей, с возможностью последующей постановки его на сцене. Сам мюзикл написан на либретто Ховарда Линдси и Рассела Крауза, по мотивам автобиографии Марии фон Трапп «The Story of the Trapp Family Singers», тем не менее, пришлось адаптировать текст, чтобы второклассникам было легче читать и понимать его. Так как в этом возрасте еще низкие навыки чтения, есть трудности с произношением и пониманием некоторых слов.

Цель: Сформировать представление о жанре мюзикл и познакомить учащихся начальных классов с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки».

Основные задачи:

  1. Образовательные: формирование представления о жанре мюзикл и его особенностях и отличиях от других жанров театра.
  2. Воспитательные: воспитать командные взаимоотношения, уважительные отношения друг к другу, умение слышать и слушать друг друга.
  3. Развитие: развитие образного мышления, фантазии, воображения, внимания.

Образовательные ресурсы: Адаптированный текст мюзикла «Звуки музыки» для школьной постановки. Текст адаптирован мной (Голаевой Софией Игоревной) и представлен в конце методической разработки.

План занятия:

1. Постановка цели занятия – 2 мин.,

2. Проведение разминочных упражнений – 8 мин.,

3. Изучение нового материала – Жанр мюзикл – 5 мин.,

4. Работа с текстом, разбор мюзикла «Звуки музыки» (1 этап) –  10 мин.,

5. Творческое применение знаний и умений -  импровизационное разыгрывание первых сцен мюзикла «Звуки музыки» - 8 мин.,

6. Подведение итогов занятия - рефлексия – 2 мин.

Планируемые результаты:

Предметные. Знание и понимание жанра мюзикл и его особенностей. Первая стадия знакомства с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки».

Метапредметные. Самостоятельный поиск мюзиклов (желание узнать больше), желание сходить на постановку какого-нибудь мюзикла в театр или посмотреть его через экран.

Личностные. Сформировать интерес к участию в постановке мюзикла, желание работать в коллективе.

Ход занятия и методы обучения

  1. Постановка цели занятия

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! У нас с вами сегодня интересная тема. Мы будем говорить о замечательном жанре мюзикл. Ну что, ребята, вы готовы? Тогда начнем наше занятие с разминки.

  1. Проведение разминочных упражнений

Сначала проводится пластический тренинг. В театральной деятельности большую роль занимает сценическое движение. Без движения невозможно никакое представление. Тренинги по сценическому движению предусматривают широкое развитие психофизических особенностей организма, приобретение навыков правильного дыхания, саморегуляции и самоконтроля. Одно из самых распространенных упражнений в театральной педагогике это «броуновское движение», которое направленно на усовершенствование сложно координационных навыков и многозадачности. Учащиеся должны ходить в хаотичном движение, ища все время свободное пространство и заполняя его, и пытаться смотреть в глаза, проходящему навстречу человеку. При этом они не разговаривают и все время находятся в движении. Скорость движения задает учитель, регулируя ее:

- «нулевая скорость»- очень медленный шаг (почти на месте),

- «первая скорость» – медленный шаг,

- «вторая скорость» – обычный шаг,

- «третья скорость» – ускоренный шаг,

- «четвертая скорость» – почти бегом.

Также для активизации внимания и памяти упражнение усложняется дополнительными командами, которые задает учитель. Когда учитель говорит:

- «Хоп» - подпрыгнуть,

- «Раз» - присесть на корточки,

- Учитель делает один хлопок в ладоши – подпрыгивание.

Благодаря этому пластическому тренингу учащиеся разогревают мышцы тела, снимают напряжение, подготавливаются к основной части занятия.

Речевой тренинг. Это работа над постановкой дыхания, дикцией, артикуляцией, звучанием. Одно из главных направлений развития речи это - развитие речевого аппарата. Проводится гимнастика для губ, языка через следующие упражнения: губы в «трубочку»-«улыбочку»(чередование), губы вправо-влево, «лошадка»(цоканье языком), «болтушка», «бр-р-р» как пропеллер(сброс губ), «уборка» языком и др. Дальше следует уделить внимание артикуляции. Чем лучше развит артикуляционный аппарат, тем четче и внятнее речь. Используется упражнение, в котором нужно проговаривать сочетание разных звуков: ПТКУ-ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ. Во время тренировки звуки нужно произносить ярче и сильнее, чем в бытовой речи. Закрепляем речевой тренинг с помощью произнесение скороговорок: «Бобр добр для бобрят», «У нас большой переполох, в саду расцвел чертополох», «Белые бараны били в барабаны».

  1. Изучение нового материала – Жанр мюзикл

Учитель рассказывает о жанре мюзикле и его особенностях. Ведет беседу с учащимися о том, какие они видели мюзиклы в театре или по телевизору. Для активизации их знаний и деятельности применяется метод беседы, который позволяет задать вопросы ученикам: «Видели вы когда-нибудь спектакли, в которых танцуют и поют? Расскажите, что там было?», «Вы смотрели когда-нибудь мультики, в которых много танцевальных сцен с красивыми песнями? Что это за мультики? Про что они? В каких сценах персонажи пели? А может, вы помните фильмы?». Такие вопросы вызывают большой интерес у учащихся, и они с удовольствием вспоминают спектакли, на которые ходили, мультфильмы и фильмы, которые смотрели, ищут сцены, в которых пели и танцевали актеры.

После словесного метода, для того чтобы создать наглядный образ изучаемого явления, сформировать более конкретные представления о жанре, применяется метод демонстрации. Учащимся показывают фрагмент из мультфильма «Холодное сердце» (2013), в котором Анна и Принц Южных Островов Ханс Вестергорд с танцевальными элементами пели песню о себе. С помощью этого наглядного примера многим ребятам становится легче отвечать на вопросы об особенностях жанра мюзикл и его отличиях от других театральных жанров при проведении фронтального опроса как метода закрепления изученного материала. Тем не менее, учитывая специфику возраста, мною были даны только начальные представления о жанре мюзикл.

4. Работа с текстом, разбор мюзикла «Звуки музыки»

Знакомство с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна II «Звуки музыки». Учитель раздает адаптированный текст детям – мюзикл «Звуки музыки». Чтение и первичный разбор ролей. Распределение между учащимися ролей для первичного прочтения, не закрепляя их за ними. Разбор первой и второй сцены мюзикла «Звуки музыки». Ученики работают с текстом и анализируют его.

5. Творческое применение знаний и умений - импровизационное разыгрывание первых двух сцен.

Разыгрываются первые две сцены: «Знакомство с Марией», «Дом капитана Георга фон Траппа. Знакомство с семьей». Каждый выбирает понравившийся ему персонаж и разыгрывает его. Когда учитель второй раз читает текст, то дети, услышав своего героя, начинают вставать и оживлять своих персонажей. Учитель помогает ребятам сделать музыкальную композицию, но с минимальным участием. Важно оценить импровизацию учащихся и проанализировать ее.

6. Подведение итогов занятия – рефлексия.

Учитель: - Вы все молодцы! Я вижу, как вы старались, и с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше! Понравился ли вам мюзикл? Хотите ли вы узнать, что дальше? Отлично, в следующий раз мы уже попробуем разобрать и поставить следующую сцену! Вы готовы?

Домашнее задание: Послушать дома песню «Звуки музыки» и на английском «The Sound of Music», попробовать самостоятельно разобрать текст песни на русском языке: о чем поет Мария?

Диагностика достижения планируемых результатов: Учащиеся познакомились с особенностями мюзикла, сформировали представление о жанре мюзикл и начали свое знакомство с началом мюзикла «Звуки музыки».

Мюзикл «Звуки музыки»

Адаптированный текст для постановки: Голаева София Игоревна

Главные персонажи:

  • Мария, круглая сирота, но очень веселая и честная девушка, 21 год.
  • Капитан Георг фон Трапп, барон, истинный аристократ и храбрый офицер, большой патриот Австрии, после смерти жены оставшийся один с проблемой воспитания семерых детей.
  • Макс Детвайлер, друг капитана фон Траппа, музыкальный продюсер, всякий раз подчеркивающий, что искусство должно быть вне политики.
  • Франц, дворецкий капитана фон Траппа, скрыто симпатизирует нацистам
  • Фрау Шмидт, домоправительница капитана фон Траппа, сочувствующая детям капитана, что они "не играют, а маршируют".

Дети:

  • Лизль фон Трапп, 16 лет, красивая девушка, влюбленная в Рольфа
  • Фридрих фон Трапп, 14 лет, непослушный ребенок, делает все по-своему
  • Луиза фон Трапп, 13 лет, с виду незаметная, но на деле очень смелая.
  • Курт фон Трапп, 10—11 лет, самый активный из детей, старающийся быть похожим на отца
  • Бригитта фон Трапп, 9 лет, много читает, стеснительная
  • Марта фон Трапп, 6—7 лет, слегка картавит из-за смены зубов
  • Гретль фон Трапп, 5 лет, младший ребёнок, милый.

  1. Сцена первая. Знакомство с Марией.

На вершине холма. Кругом летают птички, выглядывают различные звери: кролики, белочки, бобры.

Мария:  Ах, как прекрасно здесь! Какой красивый холм! Здесь и чистое озеро, и белочки прыгают по деревьям, и кролики скачут друг за другом, и бобры приветливо смотрят на меня, и птицы надо мной кружатся и поют. И мне так хочется петь…

Холмы оживают под музыки звуки,

Под старый мотив, что до боли знаком.

И в сердце моем нет места для скуки,

Когда мы с холмами вместе поем

Звери разговаривают между собой.

Белочки: Это Мария. Она такая добрая, приветливая. Всегда улыбается.

Кролики: Она такая молодая. Ей всего 21 год. Зато всем помогает. Какая хорошая!

Бобры: Слышал, она хочет стать монахиней. Пойти в монастырь. И петь песни только для Бога.

Птицы: Голос Марии такой замечательный! Мы так обожаем, когда она поет. Мы хотим петь вместе с ней.

Мария: Ох, мои любимые звери, любимые деревья и холмы. Меня посылают в дом морского капитана, чтобы я стала гувернанткой для его семерых детей. Увижу ли я вас? (Поет)

В час грусти к холмам я одна убегаю,

В надежде услышать старую песнь.

Мне музыки звуки печаль заживляют,

Я вновь буду петь.

  1. Сцена вторая.  Дом капитана Георга фон Траппа. Знакомство с семьей.

Мария стучится в дверь. Дворецкий открывает дверь и приглашает ее во внутрь. Мария с любопытством осматривается.

Мария: Ох, какой чудесный дом! Сколько чудесных комнат. А что там? (хочет заглянуть в комнату)

Капитан: Кто вам разрешил заходить в запрещенную комнату?

Дворецкий: Капитан, я везде вас искал. Это новая гувернантка.

Капитан: Так, вы двенадцатая гувернантка по счету, и надеюсь, вы будете лучше других. Прошлая пробыла здесь два часа!

Мария: Что не так с детьми, сер?

Капитан: С детьми все нормально, проблема в гувернантках! Они не умели поддерживать дисциплину. А без дисциплины дом не может существовать. Запомните это!

Мария: Да, сер.

Капитан: Каждый день вы будете заниматься с ними, я не позволю им играть! А теперь давайте я вас познакомлю с ними. (Свистит в свисток)

Дети маршем выходят друг за другом от старшего до младшего. Строятся в линию. Злобно смотрят на новую гувернантку.

Капитан: Это ваша новая гувернантка. Назовите ваше имя по свистку. 

Каждый ребенок по свистку выходит вперед и называет свое имя: четко и громко.

Капитан: Возьмите свисток.

Мария: Нет, мне это не надо. Свист годится для собак, кошек и других животных, но не для детей. Это слишком унизительно. Тем более у них такие прекрасные имена.

Капитан уходит. Затем за ним уходят дети, маршируя.

  1. Сцена третья.  Комната Марии.

Мария: - Ох, эти дети! (Вынимает что-то из кармана – очередная детская пакость). Они совершенно меня не любят. Но они такие несчастные, им так хочется свободы.

Звуки грозы и грома. По одному дети входят в комнату Марии. Им страшно. Она их успокаивает.

Гретль: Мария, можно к тебе. Мне так страшно.

Мария: А где все остальные?

Гретль: Они все спят. Они не боятся грозы.

Появляется в дверях Марта, за ней Бригитта. Им страшно.

Марта: Ой, там так страшно.

Бригитта: И мне тоже страшно.

Сильный удар грома. Появляются все остальные дети.

Мария: Смотри все здесь. Ну-ка залезайте все на кровать.

Марта: Почему гром злиться? Мне поэтому так страшно.

Мария: Когда мне грустно или страшно, я стараюсь думать о хороших вещах.

Бригитта: Какие это хорошие вещи?

Мария: Хорошие вещи – цветы, зеленые луга, небо полное звезд… (поет)

Капли дождя на розах и усы котёнка,

Начищенные до блеска медные чайники

и тёплые шерстяные рукавицы,

Коричневые бумажные пакеты,

перевязанные лентами –

Вот немногие из моих любимых вещей.

Когда укусит собака,

Когда ужалит пчела,

Когда мне станет грустно,

Я просто вспоминаю свои любимые вещи,

И уже не чувствую себя так плохо.

Песня «My Favorite Things» (не целиком). Дети тоже начинают петь. Кидают друг другу подушку (можно также накидывать и одну строчку). Входит капитан вместе с домоправительницей.

Капитан: (сердито) Что здесь происходит? В такой час! В комнате гувернантки! Быстро по кроватям!

Мария: (печально) Сер, простите.

Капитан: Чтобы больше того не было!

Мария: Да, сер.

Капитан уходит

Домоправительница: Не беспокойтесь, ложитесь спать, завтра он уезжает надолго.

  1. Сцена четвертая.  Пикник на холме.

Мария сидит на пледе вместе с Лизль, Гретой и Мартой. Остальные играют в мяч. Фридрих подбегает к Марии.

Грета: А мы можем делать это каждый день, Мария?

Мария: Тогда вам быстро надоест.

Фридрих: Мне не было так весело с тех пор, когда я намазал зубной пастой лицо бывшей гувернантке.

Мария: Я не понимаю, как такие милые дети могут устраивать такие ужасные проделки.

Бриггита: Это легко!

Марта: Да!

Лизль (расстроено): А как нам иначе заполучить внимание отца.

Мария (огорчено): Понятно. (немного позже) Что ж идите все сюда (все подходят). Давайте что-нибудь сделаем для папы, когда он приедет.

Фридрих: Папа не хочет, чтобы мы пели.

Мария (радостно): Может, мы сможем его переубедить. Какие вы песни знаете?

Курт: Мы не знаем никаких песен.

Мария: Ни одной?

Луиза: Да. Мы даже не знаем, как петь.

Мария: Что ж тогда начнем с самого начала. Когда вы читаете, вы начинаете с

Гретль: А, Б, В…

Мария: А когда вы поете вы начинаете с До, Ре, Ми (все повторяют – 2 раза)

Мария: А если все ноты - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. (видит , что дети не поняли). Попробуем упростить! До – это..

Фридрих: Дорога, длинная дорога.

Мария: Ре – это..

Бриггита: Река, которая течет под мостом.

Мария: Ми – это..

Марта: Мир, который вокруг нас.

Мария: Фа – это..

Курт: Факел, который сияет в ночи.

Мария: Соль – это.. 

Грета: Соль стоит с перцем.

Мария: Ля – это..

Луиза: Лягушка, что сидит в болоте.

Мария: Си – это..

Лизль: Сирень, которая растет весной.

Мария: И вот мы вернулись снова к До, Ре, Ми…

(повтор)

  1. Сцена пятая. Возвращение капитана.  

Приезд капитана с другом.

Макс: Эх, мне нужно кого-нибудь найти, кто сможет блеснуть на народном фестивале творчества.

Капитан: Они получат известность, а ты деньги.

Мария: Здравствуйте, ваши дети кое-что приготовили для вас. 

Капитан: Правда?

Дети поют «The Lonely Goatherd». Все восхищаются. Капитан обнимает своих детей.

Макс: Это превосходно! Очаровательно! Я нашел кто, сможет выиграть на народном фестивале творчества.

Капитан: (удивлено) Кто же, Макс?

Макс: Твои дети, конечно же.

Капитан: Нет, забудь. Семья фон Трапп никогда не будет выступать перед публикой.

Макс: Но, это будет успех!

Капитан: Нет.

Дворецкий приносит записку.

Дворецкий: (протягивает записку) Это вам, сер.

Капитан читает.

Лизль: (взволнованно) Что там, папа?

Капитан: Мария, увидите детей, пожалуйста, и вернитесь.

Мария: Да, сер.

Уводит детей. Капитан снова читает письмо. Возвращается Мария с домоправительницей.

Капитан: Я должен сообщить вам срочную новость. Меня вызывают на морскую военную службу немедленно. Но я не желаю служить Германии, поэтому я принял решение – бежать! Прямо сейчас!

Макс: Всем домом? Это невозможно.

Мария: Сер, дети легли спать, они устали.

Домоправительница: Как же мне успеть, все упаковать? 

Макс: Если мы прямо сейчас выйдем, нас поймают. Но у меня есть идея!

Мария: (догадалась) Народный фестиваль!

Капитан: (подумав) Так и быть.

  1. Сцена шестая и последняя. Фестиваль.

На сцену выходит вся семья фон Трапп вместе с Марией поют песню «The Lonely Goatherd» и прощальную песню «So Long, Farewell».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи...

методическая разработка по теме "Инфинитив и герундий" для 9 класса на основе современной британской музыки"

в  настоящее  время  главной  задачей  учителя  является  не   просто  "дать  знания"  обучающимся,  но  и  пробуди...

Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"

Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе....

Методическая разработка по теме: «Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»

Методическая разработка по теме:«Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Что такое хорошо, что такое плохо"

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.Задачи:Разви...

Методическая разработка воспитательского часа " Что такое " Буллинг"?

Цель занятия: знакомство с понятием «буллинг», с мерами предупреждения и предотвращения данного явления в социальной группе – класс.Задачи: познакомить с понятиями физическое и...

Методическая разработка классного часа "Что такое доброта"

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями....