Развитие речи в начальной школе
статья

Соломенная Наталья Сергеевна

выступление на тему "Развитие речи младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Развитие речи учащихся в начальной школе»

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – залог успешного обучения.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Выделяют следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

– работа над звуковой стороной речи,

– словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,

– развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),

– богатство и культура речи;

            Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах. Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1–4 классах.

С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д.

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.

Вот, например, работа со словом яблоко. Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки).  Показ рисунка с изображением яблока. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки). Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.) Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

Обогащение и активизация словарного запаса учащихся осуществляется не только путём раскрытия значения неизвестного слова, но и с помощью проникновения в смысловые секреты неизвестного. Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Читаем предложение «Звенит песня жаворонка». Спрашиваю у детей: почему «звенит»? Как можно сказать иначе?
Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают»: ходить-идти, мчаться-нестись, ходить-бегать, гореть- гаснуть, конец- начало.

При чтении текстов на уроке я стараюсь не пропускать ни одного случая, который даёт возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов. Работу с синонимами и антонимами широко использую при изучении частей речи.

Например: К выделенному существительному подберите слова с близким значением. Заменить словосочетание одним словом. С глаголом в скобках выбрать наиболее подходящее. (Налетел сильный ветер, но быстро (утих, стих, смолк)). Хотелось бы подчеркнуть, что синонимы и антонимы необходимо подбирать не для отдельно взятого слова, для слова, употребляемого в контексте. Постоянно на уроках применяю разные формы работы с пословицами: – собрать пословицу из слов; – соединить одну часть пословицы с другой; – вставить пропущенные буквы, вспомнив орфограмму; – найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл. Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

Выделяю такие виды конструктивных упражнений:

– восстановление деформированного текста;

– деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

– ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

– то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

– соединение 2–3 предложений в одно;

– построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

 Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про кого или про что нужно сказать, потом назвать главные члены предложения, а затем, с учётом смысла, разместить остальные слова. Этот вид работы особенно ценен при изучении окончания.

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности: Знакомство с текстом. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного. Деление текста на части и составление плана его изложения. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка). Устный пересказ текста учениками. Запись текста. Сначала дети учатся излагать небольшие тексты по вопросам или по плану, который состоит из 2–3 пунктов. Постепенно дети овладевают умением отвечать на один вопрос несколькими предложениями. Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним (в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить текст на части и давать им заголовки, предлагаю им составить план изложения самостоятельно.

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Они как бы суммируют всё, что делалось на уроках чтения и грамматики. Понятно, что на начальном этапе детям тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому в 1–2 классах, и даже в 3-ем, текст сочинения составляется коллективно. В своей работе я использую следующие виды сочинений: сочинение по серии рисунков, сочинение по картинке, сочинение по рисунку (описание предмета), сочинение на основе прочитанного произведения, сочинение на основе собственных наблюдений.

При работе над сочинением использую следующую общую схему: Сообщение темы. Беседа с целью упорядочения материала, собранного ранее. Составление плана. Словарная работа. Написание сочинения. На каждом уроке я стремлюсь найти время для выработки умения составлять миниатюрные рассказы. Например, предлагаю детям рассмотреть рисунок «Зимние игры» и ответить на вопросы: — Что видите на рисунке? — Какой игрой увлеклись мальчики? — Что делают другие дети? После чего составляем 5–6 предложений. Так же я практикую и такой вид заданий, как описание своих наблюдений. Так по теме «Новый год» детям предлагалось вспомнить, что было интересного во время зимних каникул, рассказать про новогодний праздник- где он проходил, какой был концерт и т. д.

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы, направленных на развитие речи учащихся в начальной школе. Работа с маленькими детьми требует от учителя постоянного поиска новых упражнений, которые он мог использовать на уроках так как на мой взгляд однообразие делает детей пассивными, что способствует худшему усвоению учебного материала. Поэтому я с удовольствием изучаю опыт работы своих коллег и многое беру на вооружение. Хочется поделиться с некоторыми из таких приёмов, которые отлично прижились, а главное их с удовольствием приняли дети. Составление кластеров и синквейнов. В самом начале возникли трудности. Например, в составлении синквейнов, начала с того, что стала предлагать различные варианты сама, потом ребята втянулись и далее стали составлять их сами, без дополнительной помощи.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, будет лучше готовым к среднему звену. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .

Данная  разработка   из  опыта  моей  работы  издана    брошюрой  и  содержит  в себе    методические  рекомендации   для ...