Мой педагогический опыт
материал

Митяева Светлана Павловна

В статье я анализирую свой педагогический опыт за последние года.  Мною были выбраны технологии, которые в полной мере способствуют формированию у учащихся смыслового чтения и читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой педагогический опыт53.41 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогических достижений.

В современных условиях, с появлением большого количества гаджетов, доступных для детей, и развитием интернета, где информация носит легкий и необязывающий характер (новостные ленты и социальные сети), обратила внимание, что некоторые дети разучились внятно говорить, строить грамотные и полные предложения, использовать речевые обороты и средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы), не понимают пословицы, не выделяют главную мысль прочитанного, не видят слова–вопросы, не дочитывают до конца задания (выхватывают только отдельные знакомые слова), не умеют оформлять письменную речь  (влияние коротких смс-оповещений) и т.д. Работа с учебной тетрадью представляет для школьника определенные трудности (осознание предлагаемых заданий, работа самостоятельно). Умение работать с информацией особенно важно сейчас –с возрастанием информатизации общества. Поэтому сейчас для меня передо мной как перед учителем начальных классов стоит основная задача -  научить мыслить и работать с текстом, владеть технологиями смыслового продуктивного чтения, понимать их применение, знать их слабые и сильные стороны  и способы критического суждения в отношении информации.

Задачи ФГОС НОО позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

 – умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

 – умение определять основную и второстепенную информацию;

 – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

ФГОС НОО под сущностью смыслового чтения понимает освоение техники чтения: зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения: пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения), что и является одним из ведущих метапредметных результатов ФГОС НОО: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной речи.

Кроме этого в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации от 03 июня 2017 г. № 1155,  в «Национальной программе поддержки и развития чтения в России» (2007–2020 гг.), разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом  сделаны акценты на популяризации чтения, на развитии грамотности и культуры чтения в России, повышении интеллектуального уровня граждан страны, а следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Современная же ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, в том числе в школе пренебрегают чтением, а значит, возникает необходимость наполнения уроков обновленным содержанием,  выбор оптимальных технологий, методик и техник, позволяющих сформировать навык  смыслового чтения.

Последние годы  ведущей педагогической идеей моего опыта являлось создание и реализация в учебно-воспитательном процессе такого комплекса современных инновационных технологий, который мог бы обеспечить:

 возможности для максимальной реализации ребенком себя в современном социокультурном поле;

 сформированность ключевых компетенций;

  формирование навыков информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

За прошедшие годы мною были выбраны технологии, которые в полной мере способствуют формированию у учащихся смыслового чтения и читательской грамотности. Главными критериями, обеспечивающими комплексность реализуемых технологий, является их единая целевая ориентация и взаимодополняемость. Именно они помогают мне в формировании умений, направленных на восполнение образовательных дефицитов грамотности чтения.

Считаю, что основными из них являются:

 работа с поиском и выявлением необходимой информации;

 овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);

 удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;

 сравнивание текстовой и графической информации;

 представление информации в табличном виде;

 выявление точек зрения, в том числе и авторской, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;

 интерпретация текста;

 углубление концептуального смысла одного текста за счет соотношения с другими;

 формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование;

 умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта;

  создание собственных текстов в заданном жанре.

Технология продуктивного чтения

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.  Является приоритетной технологией. Смысловое чтение носит метапредметный характер и является универсальным учебным действием в системе планируемых результатов начального общего образования. Работа с текстом до чтения. Цель: развитие важнейшего читательского умения, как антипации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию. иллюстрации, ключевым словам). Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли "подтекста", - "чтение между строк"). Используя данную технологию, я учу детей не только читать, но и самостоятельно понимать текст, вызываю интерес к чтению, т.е. воспитываю грамотного читателя. Грамотный читатель – это читатель способный понимать письменные тексты и анализировать их, способный к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Достоинства технологии: применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результат чтения; способствует пониманию на уровне смысла.

Технология проблемного обучения

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. 

Здоровьесберегающие технологии

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания, использование приёмов рефлексии и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный "сон". Все эти методы снимают физическую напряженность и усталость, стимулируют умственную работоспособность школьников и постепенно превращаются в самостоятельные умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

ИКТ- технологии

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для обучающихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, или пользуюсь готовыми. Недостаток готовых электронных пособий делает необходимым обмен идеями и ресурсами между преподавателями. Именно поэтому я охотно делюсь своими разработками уроков на страницах интернет-сообществ: 

Игровые технологии

Игра одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. 

Также на своих уроках я использую отдельные элементы  и приемы технологии критического мышления и оценивания учебных достижений (предлагаю детям оценить один из видов работы;  подумать над заголовком текста; предположить о том, что будет дальше.)

Работу на уроке выстраиваю так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали необходимые знания. В каждом задании перед учащимися ставлю конкретную проблему, посильную для них на данном этапе обучения, которая сопровождается системой учебных вопросов, задач и пояснений по изучаемой теме. Изучаемый материал рассматривается с различных полярных позиций, используется многократное возвращение к одному и тому же вопросу с различных точек зрения с учётом накопленных учащимися знаний и опыта. На своих уроках предлагаю учащимся большое количество разнообразных заданий.

Такая организация учебной деятельности стимулирует познавательную активность учеников, включает их в коллективный поиск решения проблемы, на уроке возникает диалогическое общение и учебное сотрудничество, в ходе которого дети овладевают приёмами анализа, обобщения, сравнения, классифицирования.

На уроках дети занимают активную позицию, что способствует развитию у них воли, внимания, наблюдательности, уверенности в своих силах.

По результатам своей работы, а также после курсов повышения квалификации я пришла к следующим выводам:

  – у учащихся необходимо развивать навык смыслового чтения как фундаментальную основу умения учиться;

 – учителю необходимо отбирать тексты разных стилей и жанров (научно-популярные, художественные, учебные тексты) с использованием элементарных литературных понятий);

– необходимо планировать работу с различными источниками информации (фактуальной, подтекстовой, концептуальной);

 – необходимо создавать условия использования справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

– соблюдать структуру работы с текстом (до чтения, во время чтения, после чтения), обеспечивая полноценную работу над формированием навыка смыслового чтения;

 – требуется усилить работу с информативными и содержательными текстами;

– поощрять межпредметные интересы школьников;

– поставить в приоритет развитие читательской компетентности и общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий.

Считаю, что описанные технологии являются крайне важными ввиду того, что современный ребенок сталкивается с колоссальным потоком информации, а считывание визуальной буквенно-знаковой информации в настоящее время остается действенным средством обучения, и при этом чтение как инструмент познания мира выполняет ключевую роль, а выше обозначенные  образовательные технологии помогают сформировать необходимые планируемые результаты, встроенные в стандарты российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...