Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» для 4 класса 6.1
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДА

Цель курса - формирование и коррекция коммуникативной функции речи, направленные на социальную адаптацию детей с церебральным параличом, развитие мыслительной деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Программа по речевой практике включает в себя формирование и развитие различных сторон речи и содержит следующие направления:

1. Обучение навыкам правильной эмоционально-образной речи

Задачи: удлинение речевого выдоха; закрепление навыка правильного диафрагмально­брюшного дыхания; работа над формированием мягкой голосоподачи; автоматизация навыка опоры на утрированную артикуляцию гласных звуков речи; автоматизация навыков выразительного чтения.

2. Автоматизация эмоционально-образной речи

Задачи: автоматизация навыков на более сложном материале; внедрение практических навыков в различные виды речевой деятельности.

3. Обучение речевым шаблонам.

Задачи: овладение речевыми шаблонами как первой ступенью психо - речевого общения; восполнение недостающей информации по различным темам; преодоление страха речи; автоматизация усвоенных знаний, умений и навыков и использование их в модельных ситуациях; перенос усвоенных навыков в жизненные ситуации (устойчивые идиоматические выражения, модельные ситуации).

4. Расширение и обогащение лексического запаса

Работа по расширению и обогащению лексического запаса. Расширение и обогащение лексики включает в себя словарную работу с омонимами, антонимами, синонимами, паронимами, фразеологическими оборотами.

5. Развитие мыслительной деятельности и представлений об окружающем мире.

Задачи: Обучение устанавливать сходство и различие, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Формирование обобщающих понятий и форм. Формирование навыка осмысления простого рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_4_klass_6.1.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа коррекционного курса

 «Речевая практика» для 4 класса 6.1

на 2021-2022 учебный год

Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и

коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Составители:

Чепкасова Д.А

учитель начальных классов

Зудилово 2021

1.Пояснительная записка:

Название примерной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Составлена на основе примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и

коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Цель курса - формирование и коррекция коммуникативной функции речи,

направленные на социальную адаптацию детей с церебральным параличом, развитие

мыслительной деятельности.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

1. Формирование просодических компонентов речи: длительность и плавность

речевого выдоха, формирование и развитие мягкой голосоподачи.

2. Обучение навыкам эмоционально-образной речи на различном речевом

материале.

3. Автоматизация эмоционально-образной речи.

4. Развитие мыслительной деятельности и представлений об окружающем мире.

5. Обучение простым речевым шаблонам. Применение усвоенных навыков в

различных ситуациях.

6. Расширение и обогащение лексического запаса.

7. Развитие связной устной речи.

8. Развитие умения начать и поддерживать диалог со знакомыми людьми.

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.

Делимся новостями

3ч.

Я выбираю книгу

3ч.

«Подскажите, пожалуйста…»

3ч.

Сочиняем сказку

4ч.

Новогодние истории

2ч.

В гостях у леса

4ч.

Задушевный разговор

3ч.

Приглашение

2ч.

Поздравляю!

2ч.

Жду письма!

3ч.

Извините меня

3ч.

Поздравительная открытка

2ч.

Формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)

Организационной формой обучения альтернативным средствам коммуникации являются индивидуальные занятия. В зависимости от этапа и задач работы проводятся:

-диагностические занятия; занятия, на которых дети знакомятся с графическими средствами коммуникации (пиктограммой);

-занятия-тренинги (обучение использованию графических средств коммуникации).

Оценочные средства Рабочей программы

Курс не оценивается

2.Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Предполагаемые личностные результаты освоения курса: 

Систематические занятия по программе «Речевая практика» предоставят возможность ребёнку овладеть простыми, но необходимыми приёмами улучшения разборчивости речи, обогатить словарный запас, научиться оформлять в устной форме свои мысли, располагать слова в предложении в определенной последовательности, связывать предложения в тексте.

Дети получат возможность научиться связно, плавно и структурировано строить монологическое высказывание. Сформируют у обучающихся умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное.

 В результате дети получат возможность проявлять активность во взаимодействии, предлагать помощь, обращаться за помощью, формулируя свои трудности, получат возможность научиться строить монологическое высказывание, преодолевать страх перед общением в критических для них ситуациях - задать вопрос в общественном месте, сделать покупку, попросить о помощи, обратиться и ответить, овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Предполагаемые предметные результаты освоения курса:

На минимальном уровне:

На занятиях у детей может быть сформировано умение соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению), проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя, понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании, умение воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями, умение общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения, навыки использования альтернативные и дополнительные системы общения, которые являются улучшающими или заменяющими самостоятельную речь. Дети получат возможность освоить использование обобщающих понятий.

На достаточном уровне:

На занятиях у детей может быть сформирован навык практического использования модуляции голоса по силе, сохраняя нормальную высоту и тембр, умение повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слова и предложения, владеть обобщенными понятиями, закрепление самостоятельных моторных навыков письма, использовать простые грамматические категории, использовать сформированные навыки коммуникации. Дети получат возможность освоить умение анализа коротких текстов с опорой на алгоритм.

3.Содержание учебного предмета, курса

Программа по речевой практике включает в себя формирование и развитие различных сторон речи и содержит следующие направления:

1. Обучение навыкам правильной эмоционально-образной речи

Задачи: удлинение речевого выдоха; закрепление навыка правильного диафрагмально­брюшного дыхания; работа над формированием мягкой голосоподачи; автоматизация навыка опоры на утрированную артикуляцию гласных звуков речи; автоматизация навыков выразительного чтения.

2. Автоматизация эмоционально-образной речи

Задачи: автоматизация навыков на более сложном материале; внедрение практических навыков в различные виды речевой деятельности.

3. Обучение речевым шаблонам.

Задачи: овладение речевыми шаблонами как первой ступенью психо - речевого общения; восполнение недостающей информации по различным темам; преодоление страха речи; автоматизация усвоенных знаний, умений и навыков и использование их в модельных ситуациях; перенос усвоенных навыков в жизненные ситуации (устойчивые идиоматические выражения, модельные ситуации).

4. Расширение и обогащение лексического запаса

Работа по расширению и обогащению лексического запаса. Расширение и обогащение лексики включает в себя словарную работу с омонимами, антонимами, синонимами, паронимами, фразеологическими оборотами.

5. Развитие мыслительной деятельности и представлений об окружающем мире.

Задачи: Обучение устанавливать сходство и различие, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Формирование обобщающих понятий и форм. Формирование навыка осмысления простого рассказа.

4.Учебно-тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Название тем и уроков

Цели изучения темы урока

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

Средства обучения, в том числе ИКТ

Делимся новостями – 3ч

1

1

Как я провел лето

Создать условия для формирования навыков связного высказывания, умения отвечать на вопросы учителя в процессе беседы, обучения определять настроение окружающих, формирования представлений об учебной деятельности и её особенностях. Обучать роявлять интерес к новым знаниям. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4. Знакомство со стихотворением И.  Гамазковой «Прошлым летом».

5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

2

2

Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». Составление рассказа «Мое лето»

3

3

Игра «Вопрос за вопрос».  Обобщение темы.

Я выбираю книгу – 3ч.

4

1

Где и как хранятся книги. Свободные высказывания. Виды книг, их назначение.

Создание условий для установления представлений о разнообразии книг, формирование предложений с опорой на картинки. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Знать правила поведения в библиотеке. Уметь выполнять эти правила практически.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

5

2

Как нужно обращаться с книгой. Моя любимая книга.

6

3

Обобщение темы

«Подскажите, пожалуйста…» - 3ч.

7

1

Как ты обращаешься с просьбой

Создать условия для формирования умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развития коммуникативных способностей, умения анализировать. Знать правила культурного поведения и общения с различными людьми.  Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса обучающихся.

1. Введение в ситуацию (рассматривание    картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда   может быть   использована   фраза «Подскажите, пожалуйста...»).

3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

8

2

Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Ролевая игра по ситуации.

9

3

Обобщение темы «Это важно!»

Сочиняем сказку – 3ч.

10

1

Что такое «сказка»?

Создать условия для развития коммуникативных способностей. Обогащения словаря новыми словами. Учить использовать на практике полученные знания.

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

3. Обсуждение замысла сказки.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

6. Рассказывание   вариантов   сказки, получившихся у школьников.        

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

11

2

Составление и иллюстрирование сказки

12

3

Обобщение темы «Это важно!»

Новогодние истории – 2ч.

13

1

Что такое «Новый год»? Новогодние сказки

Формировать и углублять представления о праздновании Нового года. Помочь каждому ребёнку самовыразиться. Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание.  Расширять представления, учащихся о новогодних праздниках. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).

2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

3. Обсуждение замысла истории.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.        

6. Рассказывание   вариантов   истории, получившихся у школьников.        

7. Представление истории на новогоднем празднике

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

14

2

«Моя новогодняя история»

В гостях у леса – 4ч.

15

1

Для чего нам нужен лес?

Формировать и углублять представления о лесе. Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу.

4. Творческая   работа «Что   может   нанести   вред   лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов).

5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

16

2

Творческая   работа «Что   может   нанести   вред   лесу?».

17

3

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

18

4

Обобщение темы «Это важно!»

Задушевный разговор – 3ч.

19

1

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность.

Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие. Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание.

Расширять представления, учащихся о способах выражения своих чувств.

1. Введение   в   тему ситуации (работа   с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса

2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.        

5. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

20

2

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

21

3

Обобщение темы

Приглашение – 2ч.

22

1

Какие бывают приглашения. Составление приглашений

Коррекция диалогической речи, через моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении пригласительных открыток. Составление приглашений с опорой на условно-графические схемы предложений. Коррекция тона речи в произнесении приглашений с различной интонацией.

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата.

4. Моделирование   диалогов, содержащих   приглашение   и вежливый отказ.

5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах.                

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

23

2

Оформление приглашения на день рождения.

Приглашение – 2ч.

24

1

Какие бывают праздники? Составление поздравления

Коррекция диалогической речи, через моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.  Составление поздравления с опорой на условно-графические схемы предложений. Коррекция тона речи в произнесении поздравлений с различной интонацией.

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).        

2. Конструирование поздравлений. Дифференциация зависимости от адресата.

3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления    на    открытке.    Тренировочные    упражнения    в подписывании поздравительных открыток.

4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

25

2

Поздравительная открытка и подписи к ней.

Жду письма! – 3ч.

26

1

«Какие бываю письма?

Формирование навыков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников. Актуализация словарного запаса школьников. Моделирование возможных диалогов между детьми во время поучения письма. Составление рассказа с опорой на картинку.

1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).

2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма.                

3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.        

4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо» (в зависимости от интересов обучающихся могут   быть   предложены   задания   написать   письмо   другу, родственнику и др.).        

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

27

2

Откуда и куда идут письма?

28

3

Составление письма другу.

Обобщение темы «Это важно!»

«Извините меня…» - 3ч.

29

1

За что нужно извиняться?

Уточнить и углубить знания детей о ситуациях, когда нужно извиняться; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и слова. Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением.

Уметь использовать на практике полученные знания.

Воспитывать доброту, отзывчивость.

        

        

        

1. Введение        в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).

3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

30

2

Как правильно просить прощения

31

3

Ролевые игры по теме ситуации. Обобщение темы «Это важно!»

Поздравительная открытка – 3ч.

32

1

Песни, стихи, рассказы   о   Великой Отечественно войне. Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы!

Актуализация полученных знаний. Развитие интонационной выразительности. Развитие зрительного внимания. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

2. Прослушивание   песен, стихов, рассказов о Великой Отечественно войне.

3. Рисование праздничных открыток.

4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

5. Подписывание открыток поздравлениями.

6. Доставка   открыток адресатам (отправление   письмом, доставка лично в руки).

Персональный компьютер, предметные картинки, альбом

33

2

Рисование праздничных открыток. Подписывание открыток поздравлениями.

34

3

Итоговый урок.

5.Критерии оценивания учащихся по предмету

Оценивание не ведётся

6.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;

- Детские книги разного типа из круга детского чтения;

- Электронные справочники, электронные энциклопедии.

-Персональный компьютер

-Мультимедийный проектор.

-Сканер, принтер.

-Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса.

-Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

-Видеофильмы соответствующего содержания

- Слайды соответствующего содержания

- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию.

7.Лист коррекции Рабочей программы

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Речевая практика»

Рабочая программа  по коррекционному курсу «Речевая практика» разработана    на   основе   требований   к    личностным...

Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...

Адаптированная рабочая программа по курсу "Речевая практика"

Примерная адаптированная рабочая программа  по Речевой практике составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа коррекционного курса "Речевая практика"

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи, предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии, формирование умений необходимых ...

Рабочая программа коррекционного курса "Речевая практика" вариант 6.3

Программа коррекционного курса "Речевая пркатика" обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью....