Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
материал

Наташенкова Светлана Юрьевна

Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_kukolnyy_teatr.docx350.83 КБ

Предварительный просмотр:

E:\сканирование0036.jpg

Пояснительная записка.

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Представленная программа дополнительного образования «Кукольный театр » составлена с учётом запросов родителей и интересов детей, ориентирована на обучающихся начальных классов и воспитанников группы кратковременного пребывания.

 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

- Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/

- Образовательной программы МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области

- Учебного плана МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области

- Программы внеурочной деятельности на 2016-2021 гг МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области. ----- - примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского,

Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель программы: раскрытие творческих способностей детей посредством кукольного театра

Задачи:

  • раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
  • научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Отличительные особенности программы

       На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей и ознакомлении со спецификой театра. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда -то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения.

- В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

- Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.

Возможности коммуникативной деятельности во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:

  • это взаимное общение участников спектакля;
  • общение с руководителем коллектива;
  • постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;
  • общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;
  • общение со зрительным залом.

Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые предметные результаты:

Первый год обучения.

- Знание начальных сведений о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол, элементарных представлений о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей

- Овладение умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

- умение передать характер персонажа голосом и действием.

Второй год обучения:

-умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.

-умение работать с куклой на ширме и без неё.

-овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

-овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей 7– 11 лет

Сроки реализации программы

Программа кружка рассчитана на 2 года . Занятия проводятся 1 раз в неделю (1год – 34 часа в год, 2 год –  34 часа в год)

Формы занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе – 7-10 человек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы ВД "Кукольный театр".

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни

Воспитательные результаты

1 уровня

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Воспитательные результаты

2 уровня

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Воспитательные результаты

3 уровня

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Методика «Лесенка»

 

Детские проекты.

Воспитательный эффект

Анкетирование удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс

___________________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач,  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Диагностика сформированности

умения работать по правилу.

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения  задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать допустимых и недопустимых формы поведения, адекватно принимать оценку учителя и одноклассников, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

«Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

вступать в диалог, понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Договариваться, находить общее решение, работать в группах. Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, контролировать действия партнёра по деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 Задание «Рукавичкм» (Г.А. Цукерман)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

- элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

    -  логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимать смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрывать этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций,   темпа и тембра голоса.

    - элементарным навыкам по изготовлению перчаточных  кукол.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (2 класс)

Темы

Количество часов

 Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Театр – искусство коллективное

1

1

3.

Работа над словом. Развитие речевого аппарата

3

1

2

4.

Технология управления перчаточной куклой

7

2

5

5.

Инсценировка литературного материала

8

2

6

6.

Оформление спектакля

6

2

4

7.

Культурно-массовые мероприятия

4

4

8.

Итоговое занятие

4

2

2

34

11

23

Содержание курса внеурочной деятельности(1 год обучения)

При творческом подходе к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

  1. Вводное занятие Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
  2. Театр – искусство коллективное. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание
  3. Работа над словом. Развитие речевого аппарата, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.  Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание
  4. Технология управления перчаточной куклой. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
  5. Инсценировка литературного материала. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанном. Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции.
  6. Оформление спектакля . Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами
  7. Культурно-массовые мероприятия. Показ пьесы детям. Показ пьесы  родителям. Посещение театрального профессионального спектакля.
  8. Итоговое занятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения (3-4класс)

Темы

Количество часов

 Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Театр – искусство коллективное

1

1

3.

Работа над словом. Развитие речевого аппарата

3

1

2

4.

Театральная мастерская

8

3

5

5.

Технология управления перчаточной куклой

2

1

1

6.

Инсценировка литературного материала

5

1

4

7.

Оформление спектакля

10

3

7

8.

Культурно-массовые мероприятия

3

3

9.

Итоговое занятие

1

1

34

11

23

Содержание курса внеурочной деятельности(2 год обучения)

  1. Вводное занятие Театр. Его истоки. Знакомство с историей ,возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
  2. Театр – искусство коллективное. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание
  3. Работа над словом. Развитие речевого аппарата, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.  Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание
  4. Театральная мастерская. Изготовление кукол и бутафории.
  5. Технология управления перчаточной куклой. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
  6. Инсценировка литературного материала. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанном. Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции.
  7. Оформление спектакля . Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами
  8. Культурно-массовые мероприятия. Показ пьесы детям. Показ пьесы  родителям. Посещение театрального профессионального спектакля.
  9. Итоговое занятие.

Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Формы подведения итогов и контроля

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;

итоговый – спектакль.

Ученик научится:

- выполнять упражнения и игры на внимание;

- искусству декламации, импровизации;

- использовать в речи диалог, монолог, интонацию и таинственные превращения;

- различать интонационные средства выразительности;

- изготовлять перчаточные куклы и бутафории;

- работать с текстом;

-показывать кукольный спектакль для зрителей.

Ученик получит возможность научиться:

- различать разные жанры литературных произведений;

- изготавливать, эстетично оформлять перчаточную куклу и управлять ею;

-самостоятельно создавать спектакли по своему сценарию.

Список литературы (для учителя)

1

Т.Н. Караманенко “Кукольный театр”  М. 2001;

2

Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.

3

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

4

Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

Технические средства обучения.

1

компьютер

1

2

музыкальный центр

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»  (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нач...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш волшебный театр» для учащихся, воспитанников 2 класса

Рабочая программа по курсу «Наш волшебный театр» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...

Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1 класса

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр», состоит из 3 частей: планируемые результа...