Развивающая сказка-игра "Календарь"
статья (4 класс)

Гуревич Елена Борисовна

Благодаря игре "Календарь"  учителя смогут закрепить у детей представления детей о временах года, месяцах, днях недели, расширить их словарный запас, создать мотивационную заинтересованность. Учащиеся разовьют функцию внимания, потренируют навык удержания программы действий, поднимут уровень общей осведомлённости.  Игра подходит для ребят разного возраста, т.к. её условия можно адаптировать под нужный уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра "Календарь"587.51 КБ

Предварительный просмотр:

История о том, как календарь радовал ребят и помогал развивать высшие психические функции.

        Каждому календарю с детства (с самого первого месяца января) известно его предназначение – сообщать людям сколько дней осталось до выходных, каникул, праздников и, наконец, до отпуска. Однако у каждого свой удел. Если ты «уродился» настенным – коротать тебе весь свой год на стене, если неустойчивым настольным «домиком» - суждено тебе вечно на пол падать, конечно, хуже всего появиться на свет отрывным или карманным. Уж не спрашивайте почему. Но одному настенному календарю была уготована совсем иная судьба…

        Что это был за календарь! Не календарь – праздник! Кстати, он так и назывался – «Праздник каждый день». Яркий, красочный, с весёлыми остроумными картинками, он так и притягивал к себе внимание. Каждый день месяца посвящён памятной дате: есть тут и день снеговика, и день изобретения соломинки для коктейля, и день рождения электрической лампочки, и даже день смешных шапок!

Куда же попал наш красавец? О! Он даже не смел мечтать о подобной удаче. Во-первых, он очутился среди детей, во-вторых, его не прикрепили просто на стену, как можно было ожидать. Подумать только, его странички-месяцы ребята превратили в поле для удивительной игры! Ученики по очереди (что, кстати, способствует развитию функции внимания) перемещали маленькие прелестные фишки по дням в зависимости от того, сколько «шагов» им выпадало на кубике. Оказавшись на определённом дне, игрок называл число, день недели и праздник, который выпал на эту дату по алгоритму (тренируя, кстати, функцию программирования). Затем – самое интересное. Творчество. Игроку предстоит придумать и рассказать всем о традициях, которые с его личной точки зрения нужно соблюдать при праздновании выпавшей ему даты. (Кстати, отлично развивает речь, её интонационную выразительность, соблюдение причинно-следственных связей, согласование слов в предложении, ведь надо, чтобы остальные участники захотели принять участие в этом празднике.) Многим ребятам было сложно сдержаться, им так хотелось вне очереди предложить свои оригинальные идеи, но правила есть правила. (Кстати, здесь отлично тренируется оттормаживание импульсивных реакций). При встрече с незнакомыми словами ребята по собственному желанию стремились уточнить их смысл. Ну, как ты будешь предлагать план проведения дня работника прокуратуры, если не знаешь, что это такое? Срочно узнать! (Кстати, обогащается словарный запас, эрудиция, просыпается познавательный интерес.)

Алгоритмы можно менять, но обязательно до начала игры.   Ребята могут придумывать их сами. Главное – соблюдать правила и очерёдность. (Кстати, развитие функции контроля).  Так, согласно одному из альтернативных вариантов, попав на определённую дату, игрок должен сообщить не только какой день недели ему выпал, но какой был вчера и будет завтра. (Кстати, развитие пространственно-временных функций).

Нашего героя радовало общество детей: их весёлые увлечённые лица, а сколько нового он узнавал во время каждой игры!  А однажды, к своей огромной радости, календарь-праздник  услышал, как ученики обсуждали, что, когда закончится год, он всё равно будет нужен, его странички-месяцы так и останутся игровыми полями. А кто-то даже предложил купить такой же календарь на новый год и сравнивать, на какой день недели выпал какой праздник в прошлом и наступившем году.

P.S. Календарь-праздник так проникся развивающими целями и задачами, что сам придумал презент для логопедов: с помощью своих праздников автоматизировать звуки. Например, попадает игрок на поле и произносит «Пр-р-раздник  день р-р-ождения снеговика, пр-р-аздник день офисного  р-р-аботника…» или «Сегодня 5 январ-ря, вчер-ра было 4 январ-ря, завтр-ра 6 январ-ря…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Развивающие уроки в начальной школе

Данный материал используется для развития познавательных способностей учеников....

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...