Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Я - исследователь" 2 класс. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Я –исследователь » для   2 а класса  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в ФГОС НОО.

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);

Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»

 Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

 Требованиями ФГОС НОО (приказ №373 от 6 октября 2009 года

 Авторской программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.. – 224 с.)

Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1» от 23.12.2015 г.

Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская СОШ №1»

Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская СОШ №1»

Пояснительная записка.

   Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я –исследователь» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (приказ №373 от 6 октября 2009 года) и на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011 г.. – 224 с.)

с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально- творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития..

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • Развитие познавательных способностей младших школьников;
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности..

Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать недостаточный опыт второклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающимися.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ КСОШ №1 на проектную деятельность во 2 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов в год.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Практика использования методов исследовательского обучения и проектирования в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Поисковая активность – одна и важнейших природных, генетических предопределённых потребностей, характерная для всех живых существ с высокоразвитой психикой. Ребенок- исследователь от рождения. Его исследовательское поведение проявляется очень ярко, а исследовательские способности совершенствуются интенсивно. Они включают в себя кроме проявлений поисковой активности еще и способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал, делать на этой основе выводы и использовать новое знание своём дальнейшем исследовательском поведении.

Исследовательское поведение является важным залогом превращения процесса развития личности ребенка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность.

История разработки проблематики исследовательского обучения насчитывает тысячи лет. Использования методов самостоятельного исследовательского поиска в образовании было очень непоследовательным, переживало взлёты в периоды интенсификации процессов демократизации образования и угасало во времена доминирования тоталитарного мышления. Особое внимания специалистов исследовательские методы обучения стали привлекать в последнее время. Это связано с динамичностью современного мира.

Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения предполагают различные в методическом отношении варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Опыт показывает, что проблема развития исследовательских способностей решается результативнее в условиях, когда используются специальные тренинговые занятия по развитию исследовательских умений и навыков, а также выстраивается чёткая система мониторинга исследовательской деятельности учащихся в школе.

III. Содержание учебного предмета

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Тематическое планирование. 2 класс (35 часов)

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

14-17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

18-19

Коллекционирование.

2

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

23

Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

25-27

Сбор материала для исследования.

3

28-29

Обобщение полученных данных.

2

30

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

2

Итого 35 часов

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема 32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема 33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема 34. Подведение итогов работы - 2 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

IV. Результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).

В результате изучения курса «Я -исследователь»  обучающиеся

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

-обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

-приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

-получат возможность осознать своё место в мире;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.


 Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

.

 Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

обучающиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия

V. Календарно - тематическое планирование по курсу

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Занятие -презентация

Планирование и поиск информации.

 Продуктивная групповая коммуникация. Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи

12.09

2

Как задавать вопросы? Банк идей.

Занятие - игра

Работа в парах и по группам;

дидактические игры;

19.09

3

Как задавать вопросы? Игра «Задай вопрос». Практическая работа.

Занятие -практикум

Выполнение индивидуальной работы;

Работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе).

26.09

4

Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий

Занятие – беседа

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Дают характеристику понятиям.

03.10

5

Тема, предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования

Занятие -практикум

Устанавливают тему и объект исследования.Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

10.10

6

Цели и задачи исследования.

Занятие – беседа

Устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.

17.10

7

Соответствие цели и задач теме исследования.

Занятие -практикум

Устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Проводят исследования, решая промежуточные задачи, оформляют результаты.

24.10

8

Учимся выделять гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Занятие - соревнование

Слушают, находят в справочниках необходимую информацию.

07.11

9

Учимся выделять гипотезы. Практическое занятие

Занятие -практикум

Анализируют информацию. Делают выводы. Оформляют результаты

14.11

10

Исследование.. Организация исследования.

Занятие -исследование

Работа в парах и по группам;

Дидактические игры; работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе).

21.11

11

Знакомство с основными доступными детям методами исследования:

Занятие -практикум

Работа в парах и по группам;

Дидактические игры; работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе).

28.11

12

Метод исследования как путь решения задач исследователя Организация исследования. Практическое занятие

Занятие -практикум

Работа с информационными источниками (учебник, словарь, энциклопедия).

Знакомство с источниками информации, обобщение, оформление результатов

05.12

14

Организация исследования. Практическое занятие

Занятие -практикум

Работа в парах и по группам;

Знакомство с источниками информации, обобщение, оформление результатов

12.12

14

Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с наблюдением как методом исследования.

Занятие - игра

Знакомство с наблюдением, как методом исследовательской деятельности.

19.12

15

Наблюдение как способ выявления проблем. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения.

Занятие -практикум

Знакомство с наблюдением, как методом исследовательской

деятельности, проведение исследований в парах.

26.12

16

Открытиях, сделанные на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа)

Занятие -практикум

Знакомство с наблюдением, как методом исследовательской деятельности, проведение исследований в парах (наблюдение через микроскоп и лупу). Сравнение.

16.01

17

Наблюдение и наблюдательность. Практическая работа

Занятие -практикум

Анализируют информацию.Оформляют результаты. Самооценка работы.

23.01

18

Коллекционирование.

Занятие-игра

Выбирают тему коллекции, подбирают необходимую информацию из различных источников.(словари, энциклопедии)

30.01

19

Коллекционирование. Практическая работа: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Занятие-практикум

Планирование и поиск информации

Продуктивная групповая коммуникация.

Оформляют коллекцию или презентацию коллекции.

06.02

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Занятие -исследование

Продуктивная групповая исследовательская работа.

Выбирают тему коллекции, подбирают необходимую информацию из различных источников.

Оформляют коллекцию или презентацию коллекции.

13.02

21

Сообщение о своих коллекциях.

Занятие – заседание клуба коллекционеров

Оформляют коллекцию или презентацию коллекции.

Самооценка деятельности по данной теме.

20.02

22

Презентация коллекций..

Занятие - практикум

Представление своей работы.

Оформление коллекций или презентаций коллекции.

Самооценка деятельности по данной теме.

27.02

23

Что такое эксперимент.

Занятие -беседа

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий.

06.03

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Занятие - исследование

Проводят эксперименты, решая промежуточные задачи, оформляют результаты. Отчитываются об результатах эксперимента. Самооценка экспериментальной деятельности.

13.03

25

Сбор материала для исследования.

Занятие -практикум

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий.

20.03

26

Что такое исследовательский поиск.

Занятие -практикум

Совершенствование владения основными доступными методами исследования. (подумать самостоятельно, спросить у других, понаблюдать, провести эксперимент…)

03.04

27

Сбор материала для исследования. Практическая работа.

Занятие-практикум

Проводят исследование, решая промежуточные задачи, собирают необходимый материал;оформляют результаты.

10.04

28

Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения.

Занятие -беседа

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

17.04

29

Практическая работа в группах. “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Занятие -практикум

Работа в малых группах. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

24.04

30

Как подготовить результат исследования.

Занятие -практикум

Вырабатывают план действий, оформляют результаты. Отчитываются об результатах исследования.

29.04

31

Как подготовить сообщение.

Занятие -практикум

Участвуют в обсуждении темы занятия, фиксируют план сообщения, участвуют в тренинге.

Защищают проекты, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

15.05

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

Занятие -практикум

Планирование собственного выступления.Подготовка доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

22.05

33

Индивидуальная консультация.

Занятие -практикум

Участвуют в обсуждении темы занятия, фиксируют план сообщения, участвуют в тренинге. Подготовка к ответам на вопросы.

Защищают проекты, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

27.05

34-35

Подведение итогов. Защита собственных работ.

Занятие -практикум

Заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. Подводят итоги, участвуют в обсуждении результатов работы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с
  3.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
  4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 

Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

5. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012

VI. Информационное обеспечение учебного курса.

Интернет – ресурсы для реализации программы

Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml 

Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...