Доклад "Проблема формирования ценностно-смыслового отношения обучающихся к учебной деятельности в системе развивающего обучения"
статья

Фёдорова Ольга Анатольевна

Участие в районной научно - практической конференции "Современные реалии образования: традиции и инновации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorova_o.a._doklad_mart_2021.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Ольга Анатольевна,

Учитель начальных классов МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»,

с. Усть-Наринзор

Проблема формирования ценностно-смыслового отношения обучающихся к учебной деятельности в системе развивающего обучения

     В настоящее время начальная школа, так и всё образование в целом, повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления его как субъекта. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации всех обучающихся, чтобы сделать начальную школу, школой более гуманной и привлекательной. Это образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.

    Основная цель современного образования – помочь обучающимся:

1.Научить познавать. 2.Научить делать. 3.Научить жить вместе. 4.Научить жить в ладу с самим собой.

    Перед системой образования ставятся актуальные задачи:

1.Считать основополагающей идеологией школы педагогику родителей.

2.Слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

3.Учить детей без принуждения.

4.Сделать обучение радостным.

    Главной целью системы развивающего обучения является формирование теоретического мышления. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.  

    К организации таких уроков учитель должен подойти творчески и организовать активное участие в них детей. Обучающимся предаётся часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, проделывают виды и содержания учебной деятельности на различных структурных этапах.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Родственные слова» (закрепление)

    Первоначально я создаю ситуацию успеха.

На доске записаны слова: червь, муха, паук, червяк, мухоловка, паучок.

У: Прочитайте их и разделите на три группы по формуле 3:2:2 и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока.

Д: Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит тема урока «Родственные слова».

У: Цель:

-повторить…;  -учиться…; -познакомиться….

У: Ориентируясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте цель урока.

Д: Повторить, какие слова называются родственными, учиться подбирать родственные слова, познакомиться с новым словарным словом.

    Исследовательская деятельность включает в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы.  

Фрагмент урока русского языка.

У: Прочитайте предложение, правильно выделив в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово.

3      2    5   3    3

Жук – точильщик лакомится старой корой.

Д: Получилось слово «комар», так как мы выделили корни в словах и взяли из каждого корня буквы, номер которой указан в подсказке.

У: Продолжаем наше исследование. Мы будем исследовать слово «комар».

Рассмотрим его с разных сторон науки русского языка.

  1. Лексика. Что означает слово» комар» (Обратимся к словарю)
  2. Словообразование. ( Определение частей слова, группы родственных слов).
  3. Морфология. ( Определение части речи, морфологический разбор).
  4. Синтаксис. (Взаимодействие слова с другими словами).
  5. Фразеология. (Проводится работа над фразеологизмами).

    Как вовлечь в полноценную учебную деятельность каждого ребёнка с его индивидуальными особенностями?  

    С позиции теории развивающего обучения, формирование и развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте возможно только в коллективно распределительной деятельности. Поэтому, я стараюсь создавать условия, в которых школьники усваивают коммуникативную культуру.

    Постоянное создание и поддерживание ценностно-личных оснований совместной работы, провожу путём уяснения с детьми следующих положений;

  1. Ошибаться не страшно.
  2.  Вместе мы сила, способны преодолевать любые преграды.
  3.  Уважительно относимся к личности другого.

    Личность формируется и развивается в творческом процессе. Задача учителя создать и поддерживать эмоциональную атмосферу совместного творческого поиска.  

    Создание особой атмосферы образовательного процесса способствует достижению другой цели -  помочь научиться жить в ладу с самим собой. Важнейшая моя задача помочь ученикам в самопознании:

  • Какой я?»
  • «Что я знаю, умею сегодня хорошо?»

Результатами такой моей работы стали:

  • постоянный активный познавательный интерес учащихся;
  • высокая учебная мотивация большинства учеников;
  • личная ответственность каждого ученика за приобретённые им знания и умения;
  • высокая трудоспособность учащихся на уроках;
  • инициативность в прохождении учебного материала у наиболее продуктивных учеников;
  • возникновение содержательных диалогов в учебном процессе по инициативе учащихся без вмешательства учителя.

    При включении каждого ученика в полноценную учебную деятельность возможно дифференцированное построение учебного процесса. Дифференцированную работу организую различным образом.  

    Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и тоже время, отведённое для этого на уроке, использую индивидуальные карточки - задания.

Какие же методы и приёмы я использую для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах?

1 этап -  первый класс.

  • Построение целей уроков в опросной форме. Первоначально функцию формулирования цели в виде вопроса несёт на себе учитель с постепенной передачей её учащимся.
  • Создание специальных ситуаций, в которых дети учатся задавать вопросы по содержанию. На уроках математики это всевозможные задания с недостающими данными. Уже в букварный период дети должны обратиться за помощью к учителю в случае выбора разделительного мягкого знака или твёрдого знака. Во втором полугодии 1 класса таких ситуаций на уроках русского языка становится всё больше и больше, когда написания синего, красного учиться учится.
  • Создание классной копилки вопросов. В копилку собираются детские вопросы, т.е. вопросы, придуманные и записанные  самими детьми на любые темы.
  • Обучение формулированию вопросов, которые будут способствовать выявлению внутренних связей между явлениями и предметами.

2 этап - второй класс

  • Обучение формулированию вопросов с определённого слова: почему, как, отчего, зачем и т.д.
  • Создание условий для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и правильнее задавать. Ориентирование детей на то, что первым в цепочке должен быть вопрос «Почему…?. Ответив на него, можно легко ответить на другие вопросы – Зачем?», «Как?» и т.д.
  • Создание условий для формирования учебной задачи, целей урока в виде вопроса самими детьми. Чётко обозначив ситуацию разрыва, чтобы дети смогли понять своё новое поле названия, учитель передаёт инициативу в формулировании вопроса детям, а сам просто уточняет форму вопроса, если это необходимо, и поощряет любые возникшие у учеников вопросы в этой ситуации.

    То есть, я представила пошаговое планирование учебных действий для решения учебно-практической задачи. План продвижения к цели ученики намечают самостоятельно.

3 этап - третий класс.

    Предварительное выстраивание всего плана выполнения учебных действий для решения учебно-практической задачи.

   Предлагаю краткое описание урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание сочетаний «-ТСЯ», а в других – «-ТЬСЯ».

   После этого предлагаю наметить план своих действий. Дети предлагают следующий план:

  1. Задать себе вопрос (уже задан).
  2. Подобрать необходимые к этому слову слова.
  3. Провести с этими словами исследование:
  • что называют слова;
  • транскрипция слов (или фонемная запись);
  • разобрать слова на знакомые части;
  • определить грамматические значения слов и т.д.
  1. Выдвинуть идеи, гипотезы для ответа на вопрос.
  2. Сформулировать ответ (закон, правило).
  3. Записать правило с помощью моделей.
  4. Составить алгоритм для написания данной орфограммы.
  5. Проверить действие алгоритма.
  6. Записать ход (план) своих рассуждений.

    Как видите, представленные подходы к обучению характеризуются специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания, образования, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.    

     Думаю, что вот такое ценностно-смысловое отношение поможет мне, как учителю, способствовать образованию из моих учеников действительных субъектов, способных к саморазвитию и в дальнейшем к самореализации.

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983. 176 с.
  2. Бузюмова Н.Н. Понимание феномена ценностно-смыслового самоутверждения.
  3. Бузюмова Н.Н. Педагогические проблемы становления субъектности школьника. Волг-рад.: Изд-во ВГИПК РО, 2003 г. 200 с.
  4. Морозова О,П. Реализация ценностно-смыслового подхода к развитию профессионально-педагогической проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в условиях модернизации образования. Барнаул.: Изд-во Барн.гос пед.ун-та, 2005. 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации  по проблеме «Особенности обучения детей младшего и  среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Реализация исследовательской деятельности в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Учебно-воспитательный процесс в системе Л.В.Занкова осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, выбор и содержание которых определяется целью обучения, направленного на оп...