Изучение личности младшего школьника
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сборник материала для анализа личности младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н/н

Этапы изучения личности младшего школьника

Цель

Методы диагностики

1

Общие сведения об ученике

Изучить диагностические материалы анкет : ученика, классного руководителя, медицинского работника ,родитель-составить общую характеристику обучающегося .

  • Анкета для ученика ( беседа) ( приложение №1)
  • Анкета для классного руководителя ( приложение № 2)
  • Анкета для школьного врача ( беседе) ( приложение №3)
  • Анкета для родителей ( приложение №  4)

2

Учебная деятельность:

  • Успеваемость
  • Мотивация к обучению
  • Проявление самостоятельности в учебной деятельности

Изучить успеваемость , мотивацию к учебной деятельности , а так же проявление самостоятельности в учебной деятельности .

  • Анализ классного журнала ( Приложение № 5)
  • Мотивация к учению : « Изучение отношения учащихся 1-4 классов к учебной деятельности»( приложение №6)
  • «Определение мотивов учения школьников» ( приложение №7)
  • Диагностика показателей мотивации учения младших школьников ( приложение №8)
  • Диагностика мотивационной сферы «Лесенка уроков «( приложение №9)

3

Взаимоотношение среди одноклассников:

  • Положение среди одноклассников
  • Участие в жизни класса
  • Отношение к школе

Изучить положение ребенка в классе, участие в жизни класса и школы .

  • Социометрия( см. программу изучения коллектива )
  • Анкетирование «Какой у нас коллектив» ( приложение № 11)

4

Направленность личности

  • Потребности и интересы
  • Направленная воспитанность

Выявить потребности , интересы и направленные приоритеты обучающегося.

  • Методика « Цветик- семицветик» ( приложение № 15)
  • Изучение темперамента школьника методов наблюдения ( приложение № 16)  

Анкета для ученика                                                                                  Приложение №1

  1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? ___________________________________________________________________________________________________________________
  2. В каком городе ты родился?

__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой предмет в школе самый любимый? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как зовут маму и папу?

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кем работают мама и папа?

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько человек в семье? Кем они тебе приходятся? ___________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для классного руководителя                                                         Приложение№2

1.Тип темперамента учащегося (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)

2.Доминирующая черта характера_________________________________________________________________________________

Обязательно стоит учитывать в индивидуальной карте школьника развитость волевых черт характера, таких как смелость, активность, целенаправленность, самообладание, выдержка.

3. Оценка целеустремленности ученика:

  • Осознает ли в полной мере ребенок то, что он хочет?____________________________________________________________________
  • Осознает ли причины свих желаний?__________________________________________________________________________________
  • Адекватно ли расценивает препятствия достижений цели?________________________________________________________________

4. Настойчивость:

  • Стремится ли свои действия доводить до логического конца?_____________________________________________________________
  • Может ли заставить себя продолжить полезную деятельность при нежелании и отсутствии инетереса?_________________________________________________________________________________________________________
  • Умеет ли при столкновении с препятствиями на пути достижения цели проявлять настойчивость и упорство?__________________________________________________________________________________________________________

5. Выдержка:

  • Способен ли школьник контролировать свои поступки?__________________________________________________________________________________________________________
  • Может и управлять эмоциями?  В какой мере?_____________________________________________________________________________________________________________
  • Умеет ли реально расценивать свои желания?__________________________________________________________________________________________________________

6.Решительность

  • Быстрота принятий решений
  • Присутствует ли растерянность, и если да, то в какой степени затруднительных ситуациях?_________________________________________________________________________________________________________
  • Имеет ли достаточную уверенность в своих поступках и сеждениях?________________________________________________________________________________________________________

7.Разитость организованности. Присутствие в различной степени самоконтроля, самокритичности, дисциплинированности.

8. Развитость памяти и речи

9. Успеваемость и интеллектуальное развитие.

10. Отношение к различному труду ( физическому, общественно полезному, учебному, по самообслуживанию).

11. Развитость навыков чтения.

12. В какой области деятельности ребенок более заинтересован( физический труд, интеллектуальный труд, спорт, творчество)______________________________________________________________________________________________________________

13.Нравственные ценности школьника( например, что является приоритетом в описании любимого героя литературного произведения)_____________________________________________________________________________________________________________

14. В какие кружки и секции ходит ребенок?_________________________________________________________________________________________________________________

15. Культурное времяпровождение( ходит ли в театр, музеи? Как часто?)___________________________________________________________________________________________________________________

16.Какова самооценка ученика?

  • Заниженная самооценка
  • Завышенная самооценка
  • Адекватная самооценка

17. Степен обучаемости ученика:

  • Степень работоспособности -
  • Быстрота усвоение ребенком учебного материала  -
  • Многообразие мыслительных процессов –

18.Часто ученик совершает положительные поступки (указать возможную мотивацию их совершения)?_____________________________________________________________________________________________________________

19.Часто ученик совершает отрицательные поступки (указать возможную мотивацию из совершения)? _________________________________________________________________________________________________________________________

20. Как ребенок относится к совершенным поступкам ( нейтрально, волнуется, оправдывается, паникует) ? _____________________________

21. Каково отношение школьника к применяемым относительно него педагогическим мерам (нейтрально, с осмыслением , с установками)?_____________________________________________________________________________________________________________

22. Состоит ли на учете внутри школы(если да, то указать причину установки)?_______________________________________________________________________________________________________________

23.Стоит ли на учете вне школы( если да, то указать причину установки)?_______________________________________________________________________________________________________________

24.С кем общается ученик?____________________________________________________________________________________________________________

25. Какое влияние это общение оказывает на самого учащегося?_________________________________________________________________________________________________________

Анкета для врача                                                                          Приложение №3

1. Общая оценка здоровья___________________________________________________________________________________________________

2.Физические показатели, такие как рост, вес __________________________________________________________________________________

3.Состоит ли на учете у каких- либо специалистов( если да, то у каких и по какой причине) _________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 4

Уважаемы родители ,

С целью оказания помощи в воспитании и обучении вашего ребенка просим ответить на следующие вопросы:

  1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________________________________________________
  2. Имеет ли ребенок определенные обязанности , призвания облегчить родителям домашний труд ? ( если да, то какие именно)
  3. Соблюдаются ли ребенок режим дня ?_____________________________________________________________
  4. Сам садится делать домашнее задание ?___________________________________________________________
  5. Справляется ли  школьник с домашними заданиями или ему требуется помощь кого из взрослых ? _______________________________________________________________________________________________
  6. Сосредоточено ли он делает уроки или часто отвлекается ? ________________________________________________________________________________________________
  7. Кто именно из взрослых контролирует выполнение домашних заданий ? _________________________________________________________________________________________________
  8. Как организуется родителями досуг ребенка? _________________________________________________________________________________________________
  9. Отношение к школе ( доверенное, не доверенные , иной) Что способствовало формированию именно такой вашей позиции?___________________________________________________________________________________________

Приложение 7.

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

Опросник
1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя?).
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?
4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?
5. Какие времена года ты знаешь?
6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)
7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)
8. Чем ты любишь заниматься?
9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.
10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?
11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?
12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?
13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?
14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?
15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?

Приложение №5

Анализ классного журнала

Уч.дис.

I

II

III

IV

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Физическая культура

Окружающий мир

Технология

Изобразительное искусство

Иностранный язык

Музыка

Информатика

Приложение № 9

Диагностика мотивационной сферы "Лесенка уроков"
С помощью методики "Лесенка уроков" можно определить, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными (так называемые "основные" предметы — математика, чтение, русский или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одновременно, либо индивидуально, с каждым учеником.

Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение, ... Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить "Лесенку уроков".
Инструкция. "В школе есть самые разные уроки. Давай построим "лесенку уроков"! Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а какие — меньше. Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой.
Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку на парте сверху.
Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них нравится тебе больше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек.
Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.
Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится. Продолжай строить "лесенку" дальше.
Мы закончили "лесенку уроков". Проверь, правильно ли ты ее построил? Сверху, на первой ступеньке должно, быть название урока, который нравится тебе больше всего. Так ли это? На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?"

Обработка. Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (I-IV), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на нижних ступенях (V-VIII) — как отрицательное.

Приложение №8

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

Опросник
1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя?).
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?
4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?
5. Какие времена года ты знаешь?
6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)
7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)
8. Чем ты любишь заниматься?
9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.
10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?
11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?
12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?
13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?
14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?
15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?
16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?

17. Зачем ты ходишь в школу?

18. Какие уроки у тебя в школе?

19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?
20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение?) (математика или чтение?)

21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?
22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?
23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?
24. Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
25. Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
26. Тебе больше нравится читать или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
27. Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?

28. Ты хорошо решаешь задачи?

29. Хорошо ли ты пишешь?

30. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?
31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?

Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.
Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21,22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.
Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.
Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

Приложение № 15

Методика “Цветик-семицветик”

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний - для себя, для родных и близких, для класса и школы, для всех людей.

Приложение № 16

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Приложение 6.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Изучение личности младших школьников.

Статья знакомит с методиками изучения личности, используемыми учителями при работе с младшими школьниками....

Изучение личности младших школьников.

Психологическая диагностика школьника. Влияние темперамента школьника на его учебную деятельность, диагностика темперамента....

Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...

Методики изучения личности младшего школьника

Методики изучения личности младшего школьника...

Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...

Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.

В республике разработана концепция «Пе­дагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и ра­ботоспосо...