конспект занятия по внеурочной деятельности Истоки
план-конспект занятия (3 класс)

Лыкасова Татьяна Александровна

В данной разработке представлен материал к открытому занятию по внеурочной деятельности  Истоки для 3 класса  тему: "Милосердие".  На уроке представлены разные виды работы (фронтальная, групповая, работа в парах). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Истоки"

Тема урока: «Милосердие»

Класс: 3

Цель урока: формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим; развитие навыков проявления сострадания и созидания;

помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.

Задачи урока:

1. Дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.

2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.

3. Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия.

4. Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия.

6. Закрепить и развить положительные тенденции в поведении.

7. Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания, созидания в коллективе класса.

Оборудование:

- Мультимедийный проектор, экран

- презентация

- видеоролик о милосердии "Пальто"

- учебник А.В.Камкин "Истоки" 3 класс

- карточки с заданиями для групп

- разрезной материал

Присоединение

Учитель загадывает загадку, дети отгадывают и из коробки вылетает шарик в виде сердца

В середине человечка
День и ночь стучит…

- Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сердечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, не злись. «Прости», - просит оно.

Я хочу вам подарить сердечки... Скажите, пжл, что вы чувствуете, когда видите этот символ? Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел.

Активное собеседование

На «Истоках» мы говорим о самых важных жизненных понятиях. И сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Давайте посмотрим с вами небольшой видеоролик и вы сами сможете догадаться, что это за качество

просмотр видеоролика "Пальто"

- Кто догадался, какая тема нашего урока? О каком  качестве пойдет речь?

Учитель открывает  слово милосердие.

- Ребята, а как вы понимаете значение этого слова?

- Давайте обратимся к словарям  и посмотрим, какое толкование  этого слова даётся в них.

Работа со словарём

 Работа со словарем

(Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость».

Милосердие (по Ожегову) — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милость и сердце

Что значит милость? (добровольный дар, щедрость)

Милость (по Ожегову) — доброе, человеколюбивое отношение.

Ребята, вслушайтесь еще раз  в это слово.... какие два слова в нём соединились?  (учитель прикрепляет половинки двух сердечек).

Милость и сердце. Милость - это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идёт от сердца.

Активное занятие - работа в группах

Сундучок добрых дел (дети вытягивают по одному слову, с которым у них будут связаны задания, раскрывают эти понятия в группах и представляют всем)

Задания по группам:

1 группа (работает у доски) 

Составьте на доске цветок "МИЛОСЕРДИЯ", расположив вокруг слова "МИЛОСЕРДИЕ" лепестки  с выбранными качествами людей, которые включает в себя это понятие. (некоторые лепестки пустые, вы можете сами на них записать слова, которые, как вам кажется подойдут)

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, милостыня, жадность, благотворительность, отзывчивость, чуткость, злость, любовь, щедрость,  добродушие милостыня,  сопереживание. любовь, терпимость, доброта, сочувствие, жалость

Ребята, посмотрите, в ромашке встретилось такое слово: благотворительность. Знакомо вам оно?

2 группа : работа со словом благотворительность

Найдите в словаре определение слова "благотворительность"

Благотворительность - это

Прочитайте статью в учебнике на стр. 80 - 81 Это поучительно

Ответьте на вопрос:

О каком благотворителе идёт речь в тексте? Запишите Ф.И.О.

Какое доброе дело он сделал для людей?

Подумайте, а как мы можем участвовать в делах милосердия?

А как мы можем участвовать в делах милосердия?

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, инвалидам, домам престарелых. Известные артисты и музыканты проводят благотворительные концерты, средства от которых идут нуждающимся.

В старинном русском городе Тотьме и сегодня помнят имя купца Николая Ильича Токарева. Узнав, что в родном городе собираются открыть ремесленную школу для бедных детей, он без промедления дал денег на строительство здания и содержание учеников.

В 1904 году в Тотьме было построено красивое трёхэтажное здание с просторными светлыми классами и мастерскими. Вскоре ремесленная школа Тотьмы стала известна всем - здесь изготовлялись лучшие в России деревянные игрушки. Дети из бедных семей получали  здесь образование, становились мастерами, приносили пользу Отечеству.

3 группа :

Задание: Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании. Подготовьте объяснение одной из пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

- Нет больше милосердия, как в сердце царёвом.

Учитель: Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? 

4 группа: Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие  или нет?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Группа 5

Задание: Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Подумайте и запишите, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей или животных. Какие из этих законов можно применить в классе?

(в течение зимы сделать кормушки для птиц; сделать поделки для благотворительной ярмарки в школе, сделать призы для беспроигрышной лотереи и т.д.)

После выступления групп:

Учитель: Ребята, вы замечательно поработали в группах. Но я хочу вам сказать, что тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

В подтверждении этому, давайте поиграем в игру, которая называется "Подари добро"

Игра «Подари добро» Перед вами ,ребята ,несколько слов - предметов. Надо выбрать любой предмет и сказать, какие добрые действия можно совершить с помощью этого предмета.

КНИГА, ЦВЕТОК, ПИСЬМО, ХЛЕБ, УЛЫБКА

Рефлексия

На какие слова поступки зазвонили колокольчики вашего сердца?

Перед каждым учеником половинка сердечка.

Пусть это маленькое звенящее чудо поможет разбудить ваши сердца и, подумав, вы скажете, что надо делать каждому из вас, чтобы быть милосердным?  Запишите на половинке своего сердца. Не бойтесь повторяться. Я  начинаю  (учиться прощать, слышать людей,  любить, верить, жалеть, сочувствовать, сострадать, сопереживать, давать  милостыню,  помогать   и т. д.)
Посмотрите,  сколько  сердечек  мы  собрали. Я думаю, что у вас все получится.
«Будьте милосердны!», - призывал Иисус в Нагорной проповеди. Милосердие – это одна из вечных ценностей нашей жизни. Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям и дарите добро.


Дополнительный материал

Осознание материала.

Все знаю, что надо делать добрые дела. Почему же тогда люди совершают и говорят плохие поступки и слова? Учитель читает притчу о двух волках.

Притча «Два волка».

Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Важно научиться видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.  Выбор за вами. Каким быть добрым и милосердным или наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...