Педагогический совет
статья

Козобродова Мария Олеговна

Доклад выступления на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsov.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Выступление на педсовете

Тема: «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников»

Начать свое выступление я хочу с 2 фраз, которые вы с легкостью закончите вместо меня: «Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но самопознание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации?  Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Объём школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно. Китайская пословица гласит: «Расскажи  - и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму».

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

По такому принципу в основу обучения положена собственная активная познавательная деятельность ребенка.

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.

В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить  новыми умениями, важнейшее из которых - это умение учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".  Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

       Как известно, усвоение любого материала   трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими  сложностями осваивают этот же материал.

       Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так,  чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно.    

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.

   Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.

 

В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества, интерактивного обучения, проектного обучения, технологии проблемного обучения, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода.

  Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

         Использую  информационно-коммуникативные технологии на уроках,  во внеурочной и внеклассной деятельности:

  • Провожу уроки с  использованием компьютерных презентаций.
  • Использую программы для демонстрации наглядного материала
  • Использую интерактивные тренажеры.

Думаю, что не только у меня почти к каждому уроку есть презентация или обучающее видео, музыкальное сопровождение и физкультминутки. Но хочу рассказать о таком небольшом, но очень полезном приеме, как использование цифрового фотоаппарата. Особенно актуально оно на уроках в  1 классе т.к. много времени уходит обычно у учителя, чтобы научить каждого малыша ориентироваться на тетрадном листе.  С какого места строчки начать писать, что такое красная строка, сколько клеточек отсчитать от предыдущей работы, между работами или столбиками и т.д.  А вот сфотографировать и показать на компьютере правильный образец или, наоборот, типичную ошибку, можно очень быстро. Проецируя на экран  сфотографированную страницу тетради, страницу «Прописей» или учебника, у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания. На экране,  который  виден  одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на образце. Повышается концентрация внимания.  Это введение в урок помогло заложить основы ориентации у каждого ученика класса на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формируется навык письма букв и цифр. Да и родителям потом очень легко показать образец правильного оформления того или иного задания.

В своей работе я очень активно использую возможности интернета для общения с родителями. Я всегда могу не только своевременно донести нужную информацию и ответить на вопросы, но и все показать наглядно. Также я предлагаю детям дома самостоятельно работать с онлайн-тренажерами, формируя необходимые навыки. Могу предложить просмотреть дома классический мультфильм по литературному произведению. Выложить песню, которую нужно выучить на музыку, карточку с домашним заданием. Да и просто оперативно  сообщить родителям о проблемах или успехах ребенка.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Проблемная ситуация: эти величайшие сказочники сами не придумали ни одной сказки. Как такое возможно? На доске подсказка: братья Гримм- ученые-лингвисты и фольклористы. На партах листочек-справка (Лингвистика - наука о языке. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное.)

  Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.   Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.       Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность. 

  Мои дети не только умеют разгадывать ребусы и кроссворды, но и научились их самостоятельно выполнять. Я использую в своей работе много игр со словами.     Для проведения игр я активно использую наглядный материал, настольные игры, с которыми можно работать нестандартно.

         Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения.

           

  Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Также я использую технологию коллективной деятельности.

            Достаточно часто я даю детям задания, которые нужно выполнять в группах, так как она обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно.

 Например, у каждого ребенка в группе есть своя пословица. Нужно вместе выбрать только одну, имеющую отношение к теме урока. Группа, которая не смогла договориться, не справилась с заданием. Уже в 1 классе большинство детей освоили правила работы в команде, научились правильно распределять роли без помощи педагога, помогать тем, кто слабее.

        

Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Например, по математике нам тяжелее всего далась тема «Уравнения». И для закрепления я дала такое задание: составить свое уравнение. Затем решить уравнение соседа и ВМЕСТЕ проверить, получилось ли решить его правильно, а если нет, то почему. А в 1 классе дети с увлечением вместе составляли пары сказочных героев, отрабатывая навык написания имен собственных с большой буквы.

В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

В своей практике я  заинтересовалась данным видом заданий, т.к. их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. Компетентностно -ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.  

Обязательным считаю применение здоровьесберегающих  технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной  гимнастики.  Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне  добиваться  глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к учению.

       Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательныйинтерес на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка. Для этого может использоваться и технология портфолио.

        Реализуя идеи личностно-ориентированной педагогики, я  стараюсь как можно чаще привлекать детей к проведению урока и дать им возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.  Например, на уроках труда при изучении темы «Оригами» показ и объяснение проводили дети, умеющие складывать данные фигурки. Затем они оказывали другим детям индивидуальную помощь.Приемы сложения  и вычитания круглых десятков, а также сложения  и вычитания чисел разных разрядов мне тоже объяснять не пришлось. Это сделали сами дети. Я только помогла сформулировать вывод.

И  в проведении урока, посвященного А.С. Пушкину, я практически не принимала участия. В конце предыдущего урока я сообщила детям, что нас ждет встреча с величайшем русским поэтом, которого я не назову (Догадайтесь сами!), но  в детстве товарищи по учебе называли его французом, арапченком и обезьянкой. Почему? А расскажите мне сами! Произведения А.С.Пушкина мы вспомнили с помощью приготовленной детьми викторины. Я только добавила несколько отрывков для угадывания, которые прочитали дети, умеющие читать выразительно. А в конце урока мы с помощью ладошек нарисовали Царевну-Лебедь. Конечно, такой урок у нас получился только потому, что мы хорошо знакомы и любим творчество А.С.Пушкина.

В этом году я столкнулась с такой проблемой, как недостаточный уровень  осознанности чтения, вызывающий трудности в обучении и потерю интереса к учебе. Решая эту проблему я заинтересовалась технологией продуктивного чтения и технологией критического мышления.  Я только начала их осваивать, но у нас уже есть положительные результаты.

Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать  реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!

Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

Ребята активно  работают на уроках, принимают участие в классной и школьной жизни.

Эмоциональность самого учителя играет большую роль в создании эмоционального тонуса познавательного интереса учащихся.

Педагогический оптимизм также оказывает сильное влияние на познавательный интерес школьника. Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.

Таким образом, познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса  к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....