Условия организации STEАM- образования младших школьников
опыты и эксперименты

Бимбалова  Людмила  Ивановна

     Инновационный поиск современных, востребованных в обществе технологий образования всегда являлся и является приоритетной задачей нашей организации.

      Сегодня я расскажу об условиях организации STEАM-образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Условия организации STEАM- образования младших школьников»


    Инновационный поиск современных, востребованных в обществе технологий образования всегда являлся и является приоритетной задачей нашей организации.

      Сегодня я расскажу об условиях организации STEАM-образования.

Можно выделить несколько главных, на мой взгляд, условий для внедрения STEАM- образования:

- новое систематизирование предметно-пространственной образовательной среды организации образования;

-разработка методов обучения, которые бы позволили создать некое единое образовательное пространство, в рамках которого дети могли бы найти соприкосновения своих темпераментов, менталитетов и умений;

-обновление программно-методического обеспечения, материально-технической базы;

- совершенствование профессиональной деятельности педагогов по данной проблеме.

Для современной системы начального школьного STEАM-образования сегодня актуальна триада «ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ — КАК УЧИТЬ», которая как раз включает в себя все условия организации STEАMобразования.

В этой триаде первое условие «Чему учить» у нас во многом уже определено:

1) разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает решение тех же  задач, которые решает STEАM- образование, например:

  •  вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное;
  • самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты. 2) при состалении календарно-тематических планов учебных предметов соблюдается интеграция некоторых тем.

Второе условие «На чем учить» реализуется нашими учителями через использование современных технологий, учебного оборудования, выбора методов и средств обучения. Это предоставляет ученикам новые возможности для развития навыков решения проблем, критического мышления и коммуникации.

Реализация основывается на принципах деятельностного подхода, предполагает не только организованную педагогом, но и самостоятельную деятельность детей, совместную с педагогом досуговую деятельность, а также участие родителей в образовательном процессе.

Например, приобретенный прогимназией образовательный робототехнический модуль «Технолаб», позволяет вовлечь детей в исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

Представляет собой набор конструкторов для создания роботов различного назначения: робот-спасатель, робот-животное, робот-исследователь, а также грузовик, танк, велосипед, бабочку, лебедя, белку и т.д. Причем получается робот, который может передвигаться.

А вот цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь школьникам в мир физики, химии и биологии.

В игровой форме вместе с героем-мальчиком Наураша дети проводят ряд научных опытов: учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, узнают о пульсе и учатся измерять его, заглядывают в загадочный мир кислотности и открывают тайны электричества. Это происходит с использованием компьютерной программы и датчика, который измеряет соответствующую физическую величину.

-Эти лаборатории стали прекрасным дополнением к уже имеющимся в арсенале каждого учителя пособиям для практической деятельности.

Третье условие «Как учить» мы реализуем, изучив

Особенности STEАM-образования:

      1.  Интегрированное обучение по «темам», а не по предметам.

STEАM-образование соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, инженерное творчество и математику.

Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”. На уроке демонстрируются фотографии, гербарии листьев растений (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: “В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?”, выполняется лепка листьев. Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

      2.  Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

STEАM-образование с помощью практических занятий демонстрирует детям это применение. На уроках они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта.

Например, изучая произведение «Незнайка на Луне» на уроке литературного чтения, применяя знания темы «Звездное небо», строя ракету, юные инженеры знакомятся с такими понятиями как процесс инженерного дизайна, угол пуска, давление, сила притяжения, сила трения, траектория .

     3.  Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

Эти навыки необходимы для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни и использование этих навыков в жизненных ситуациях.

 Например, изучая раздел «Поэтическая тетрадь, при знакомстве с произведением «Река замерзать не хотела» дети получают задание нарисовать к стихотворению иллюстрацию  «Первый лед на реке». Но где сначала образуется лед, начиная от берегов или с середины реки? Возникает вопрос.

В процессе рассуждения дети рассматривают схему «Строение реки», вспоминают какие части есть у реки, рассуждают, почему вода в реке начинает остывать, в какой части реки вода быстрее остынет и замерзнет?

Затем проводится в цифрофой лаборатории опыт «Где быстрее остынет вода». По результатам делается вывод. В заключении вспоминают правила безопасного поведения на льду на водоемах в межсезонье и рисуют иллюстрацию «Первый лед на реке».

       4. Активная коммуникация и командная работа.

Очевидно, что на стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений. Дети бывают настолько свободны, что не боятся высказать любое свое мнение, они учатся говорить и презентовать. Когда дети активно участвуют в процессе, они хорошо запоминают урок.

Вот один из примеров. Учащиеся изучают тему «Виды транспорта» по окружающему миру. Отвечая на вопрос: «На чем удобнее отправиться в отпуск с родителями? Почему? Что для этого нужно?», рассуждая, дети приходят к определенному выводу. Знакомятся с видами транспорта. Выстраивают из робототехнического конструктора по чертежам модели транспорта каждого вида (работают в группах). Анализируют готовые модели, определяют виды транспорта (наземный, воздушный, подземный, водный, а также грузовой, пассажирский или  специальный), выделяют основные части (кабина, колеса…), проводят апробацию модели в движении и отвечают на несколько вопросов, описанных в рабочей тетради. В итоге за определенное время, составляют рассказ о данном виде транспорта на примере построенной модели, стараются объяснить его преимущество перед другими. Получившийся проект можно продемонстрировать в дальнейшем дошкольникам, что стимулирует интерес к предмету и техническим наукам.

     5.  Креативные и инновационные подходы к проектам, включающие следующие этапы:

‒        вопрос (задача);

‒        обсуждение;

‒        дизайн;

‒        строение;

‒        тестирование;

‒        развитие.

Данные этапы и являются основой проектного подхода. Вы их смогли пронаблюдать в примере, приведенном выше.

      6. STEАM как дополнение к школьной программе.

Понятно, что проводить каждый урок, основываясь на интеграции и на проектном обучении вряд ли представляется возможным, потому что такие уроки сложно уместить в стандартные 45 минут, порой попросту отсутствует оборудование, которое нужно бы использовать при реализации какого-то проекта. Поэтому здесь возникает необходимость сотрудничества между учителем и педагогом дополнительного образования для того, чтобы образование было обеспечено качественно и полноценно. Но важным условием при этом является согласованность программ обучения педагогов дополнительного образования с содержанием учебных предметов. Таким образом появляется возможность для выхода за рамки урока для расширения учебного материала.

А сотрудничество между воспитателями и педагогами начальной школы- это еще одно условие организации STEАM-образования в нашей прогимназии. Мы верим, что использование всех условий сохранит у наших детей любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников

Аннотация:статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогическогоучебного сотрудничества младших школьников. В статьевыделены основные этапы технологии группового обучения.Автор делится опытом ра...