Педагогические технологии «современного» урока.
статья

"Современный" урок? Какой он? Что предлагается, что меняется. В помощь учителю перечислены педагогические технологии, которые могут помочь разработать урок или понять в чем суть "современного" урока и как обычный урок сделать таковым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии «современного» урока.

В современном мире очень часто звучит фраза «Фронтальный метод работы устарел». Правда ли это? И что использовать вместо него, чтобы урок стал «современным».

Совсем недавно начали вводиться Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального образования, в которых написаны требования к результатам образования. Теперь очень все педагоги пытаются добиться этих результатов. Пытаются построить свой «современный» урок. И что нужно сделать такого, чтоб он стал таковым?

Во ФГОС написано, что термин «урок» необходимо заменить на «занятие»; а «ученики» - на «обучающиеся». А вот что использовать, какие методы, приемы и т.д. чтобы урок стал современным, такого нет. Это ложится на плечи педагога. И когда методист, коллега приходит на урок, то, как им оценивать увиденное занятие. И здесь начинается самое интересное: каждый понимает современный урок по своему, как он, этот образ современного урока, закрепился в голове педагогов, методистов. Но правильный ли он? Если его главные черты ни где не отмечены и не прописаны.

В Стандартах говорится о подходах, которые учитель обязан применять на практике. Но всегда ли легко применить на практике то, что сформулировано на теоретическом уровне? Трудно, но давайте обратимся по подробнее к этим подходам.

Системно-деятельностный подход. Он заключается в том, что всю деятельность на уроке должен выполнять ученик, а учитель лишь направляет и дает задания. В «современном» уроке его роль сводится к минимуму. И не понятно, как оценивать роль учителя, если центральная фигура процесса обучения «отсутствовала». Но бывает и противоположная ситуация на уроке и часто приходится слышать от проверяющих слова: «учителя много на уроке, а детей почти нет». Следует отметить, что дело вовсе не в том, кого было «больше» на уроке, а в том, состоялось ли общение учителя с детьми, состоялся ли акт обучения.

Валеологический подход.

Валеологическая оценка урока проводится по следующим показателям:

- плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);

-количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ,

рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

-длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);

-частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

-количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения (ТСО), самостоятельная работа);

-место, длительность и условия применения ТСО;

-частота чередования видов преподавания;

-психологический климат на уроке;

-соблюдение правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока;

-наличие, место, содержание и длительность физкультминуток.

Педагоги оказываются не готовы, как собственно и дети, к такому темпу уроков. Выявляется чрезмерная нагрузка на детей, их утомляемость, повышается заболеваемость детей. И даже не проблема в том, что учителя не заботятся о здоровье детей, заботятся, но такие нагрузки… От обучающихся начальной школы требуют большей работоспособности, чем прежде.

Да и сами учителя получают огромную нагрузку.

Еще очень много подходов описывается в ФГОС. Не буду останавливаться на всех.

Теперь коснемся современных «педагогических технологий», которые звучат модно, но не стоит забывать, что все новое, это давно забытое старое, но и не только конечно:

  • «ментальные карты» (интеллект-карты);
  • кейс-метод и теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • игровые методы (которые теперь принято переименовывать в геймифицированные технологии, технологии игропедагогики и особенно в edutainment);
  • технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) в ее «классическом» западном образце;
  • «информационные технологии» расширительно или с конкретизацией в виде «технологии использования QR-кодов», «технологий использования роботов», «технологий организации сетевого взаимодействия» и т. д.;
  • LEGO-конструирование;
  • проектная технология;
  • квесты;
  • «перевернутый класс» и технологию смешанного обучения (Blended Learning);
  • структуры сингапурской методики обучения;
  • технологию TED (Technology, Entertainment, Design);
  • Здоровье-сберегающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • модульная технология;
  • технология мастерских;
  • групповые технологии.

Теперь следует задуматься, как все это можно применять? И стоит ли подражать западным странам, ведь теперь большинство технологий к нам пришли оттуда. Описанная выше ситуация дает основания сделать вывод о некоем кризисе поиска новых педагогических технологий в современной школе и задуматься о способах выхода из него. Нельзя не согласиться с растиражированной в Интернете цитатой из неизвестного методического пособия: следует понимать, что главным на уроке является «не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся».

На «Современном» уроке учитель должен обеспечить активность детей. Во ФГОС говорится о группой работе учащихся. Не нужно говорить о плюсах и минусах этой работы, все педагоги их знают. Отсюда мифологизированный вывод: фронтальная работа - признак урока «несовременного». Но использование на уроке групповой работы автоматически не делает его «современным» и эффективным, равно как и использование фронтальной работы не означает, что данный урок «несовременный» и неэффективный. Учителю, выбирающему групповую форму работы, следует продумать средства минимизации последствий каждого из минусов.

Таким образом, выбрать групповую форму работы - право, но не обязанность учителя, и если он сделал другой выбор, то не подлежит осуждению уже за один этот выбор, а его урок не обязательно будет «несовременным» и неэффективным. Работайте от всего сердца, получайте удовольствие несмотря ни на что!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке русского языка

Данный файл содержит один из отзывов о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка....

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя  особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли  на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя  особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...