Медиаобразование в современной школе
статья

В статье рассмотрены понятия «медиаобразование» и «медиаграмотность» в контексте отечественной и зарубежной методической литературы. Представлен опыт использования медиаобразовательных технологий в образовательном учреждении. Особое внимание уделено использованию интегрированного медиаобразовательного подхода в работе школьного медиацентра и предметов гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, что способствует развитию креативности и творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиацентр, медиаобразовательные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediaobrazovanie_v_sovremennoy_shkole_2.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Медиаобразование в современной школе

Касьянок Ирина Николаевна, директор

Государственного общеобразовательного

учреждения Луганской Народной Республики

«Лутугинская специализированная средняя школа»

Медиаобразование – это активность в области медиа,

работа сознания и подсознания,

анализ и соотнесение себя и социума

с глобальными проблемами медиатизированной среды.

Фактически медиаобразование представляет собой

форму гражданского воспитания.

Оно позволяет молодежи стать ответственными гражданами, понимающими, как и чем живет страна,  родной город, остальной мир.

И.В. Жилавская

Работа современной школы предполагает активную и непрерывную совместную образовательную деятельность учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности. Медиаобразование в этом процессе играет роль катализатора, и не секрет, что от того, насколько педагогический коллектив школы понимает значимость перехода в «медиаритм» социокультурной жизни современников, зависит не только успешность претворения в жизнь образовательных программ и установок, но и надёжность самой школы как института «человечества».

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики«Лутугинская специализированная средняя школа» с 2019 годаявляется экспериментальной площадкой«Медиакреативность в образовательном процессе как условие формирования творческой личности обучающихся». Магистральная задача для нас – поддержать развитие школьной медиасредытаким образом, чтобы формирование целостности личности осуществлялось созвучно идеям гуманистической психологии и адекватным формам развития современной культуры.

С этой целью в образовательном учреждении внедряются актуальные технологиимедиаобразования. Какое определение медиаобразования является приемлемым и первостепенным для нас? Отметим, что в научной и специальной литературе интерпретаций существует немало, поскольку в последнее время медиаобразование стало особо актуальным в связи острой необходимостью воспитания и обучения личности, живущей в среде безграничных и разнообразных источников информации.

Анализ научной литературы показывает, что в зарубежных и отечественных источниках можно найти различные определения медиаобразования.

Так, в «Российской педагогической энциклопедии»медиаобразование(англ. mediaeducationот лат. media–средства) –это направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [4, с.183].

Некоторые ученые считают медиаобразование необходимым фактором активного участия в глобализации, определяя данное понятие как условие формирования критического мышления(criticalthinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися собственной медиапродукции[1, с.12].

Таким образом, в настоящее время медиаобразование, по мысли А.В. Федорова, рассматривается как процесс развития личности посредством, а также на материале медиа (СМИ)[5, с.14]. Целью является формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Исходя из опыта работы педагогов нашего образовательного учреждения, можно отметить, что внедрение медиаобразовательных технологий в образовательный процесс позволяет шире использовать познавательные потребности учащихся, их медиакультурный опыт. Важная роль медиаобразовательных технологий состоит в том, что они не только и не столько выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и создают качественно новый формат педагогического сотрудничества и сотворчества, насыщают их «жизненными практиками» медиаактивности современных подростков.

Формирование медиакультуры личности неразрывно связано с медиаобразованием и медиапедагогикой. Основными задачами медиаобразования являются:

  • подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  • обучение человека пониманию информации;
  • овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Иными словами, под медиаобразованием понимают, прежде всего, непрерывное развитие личности в современном обществе.Следует отметить, что существуют различные способы использования медиаобразовательного потенциала в обучении:

  • интеграция с общеобразовательными дисциплинами;
  • введение специальных самостоятельных учебных курсов;
  • использование внеурочных видов (работа в виде объединения по интересам, факультатива,кружковая работа).

Экспериментальная деятельность в нашем образовательном учреждении предусматривает использование интегрированного медиаобразовательного подхода, что способствует развитию креативности и творческих способностей учащихся.

Несколько лет подряд в школе работает медиацентр «Школьная медиастудия», на базе которого созданы и работают «Школа Юного журналиста», детская школьная телестудия «Выпуск новостей».

Работа школьногомедиацентра, безусловно, должна быть связана с предметами школьного курса, особенно гуманитарного направления. С этой целью, к примеру,на уроках русского языка и литературы выполняются такие задания, которые будут использоваться в школьной газете «Ровесник», на сайте учебного заведения, в социальной сети.

Вполне очевидно, что школьная газета – это часть информационно-образовательной среды образовательного заведения, собственно учителя и ученика, родителей, субъектов других иститутов. Газета позволяет воспитать в учениках личность, ориентированную на саморазвитие, гражданское поведение, развивать творческое мышление, креативность, умение принимать нестандартные решения, формировать навыки самостоятельности, трудолюбия и ответственности, в том числе – грамотности.

Эффективным средством обучения и обеспечения механизма реализации могут стать школьные СМИ. Это дает возможность создать демократическую атмосферу, вовлечь учащихся в обсуждение важных для них проблем и принятие решений.

На уроках русского языка учащиеся пишут статьи, заметки, фрагменты очерков, а также пробуют себя в разных медийных ролях: репортеров, корреспондентов, редакторов и публицистов.

На уроках литературы эффективны уроки-диспуты. Результатом рефлексии таких уроков могут быть отзывы, рецензии, фрагменты критических статей. Не менее интересна пресс-конференция с автором. Для этого проводится предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступив при этом в роли журналистов. Из числа учащихся выбирается «автор», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества. В окончании пресс-конференции учитель предлагает составить отчет о мероприятии. Для правильного восприятия любой информации у него должно быть развито критическое мышление, мировоззрение, рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Об этих категориях учащиеся беседуют с учителем на классных часах, которые проводятся в форме творческих медиапланерок.

В процессе внеурочной образовательной деятельности происходит активная социализация детей, выявляются и развиваются их способности, наблюдается рост эрудиции и расширение кругозора, как следствие, повышение школьной успеваемости.

 Как показывает опыт функционирования медиастудии, практически все учащиеся начинают обращать особое внимание на такие школьные дисциплины, как русский язык и литература, что обусловлено осознанием необходимости грамотного и аргументированного изложения авторской мысли в создаваемых текстах. Улучшается качество написания сочинений и изложений, устных ответов. Подготовка материалов для публикации требует грамотного и ответственного обращения с информацией, так как журналистская ответственность всегда связана с глубокой проработкой темы, уточнением и сопоставлением фактов. Все это формирует у школьников уважениек слову, развивает их эрудицию, повышает уровень культуры, что положительно сказывается на их отношении к учебе и школьной успеваемости.

Таким образом, использование медиаобразовательных технологийв формате основного и интегрального образования позволяет поддерживать на действенном уровне функционирование информационно-образовательной среды школы как естественного, безопасного и мотивирующего к созиданию пространства творчества, гуманного социального взаимодействия и гражданского поведения. Уверены, что грамотное использование ресурсов медиаобразования в школе качественно повышает интерес к образованию и поиску учащимися личных траекторий развития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Zunal.com. Электронный ресурс – [Режим доступа] - http://zunal.com/
  2. Азимов,  Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения  языкам) / Э.Г.  Азимов, А.Н. Щукин.  М.:  ИКАР, 2009.  447 с., C. 34
  3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании. ИТО-99:  материалы международной конференции  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999.
  4. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. Энцикл. - 1993, c.555
  5. Федоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах. -  Таганрог: Изд-во Кучма, 2003, с.340

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....

Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".

Особенности современной школы и современных требований к школьникам....

Сочинение - рассуждение "Современная школа - современный учитель"

Современный учитель – это профессионально - компетентный педагог. Если   мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у ...

Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие...