Развивающее занятие ( 4К компетенции)
план-конспект занятия (4 класс)

Исаева Светлана Владимировна

Развивающее занятие для 4-5 кл .Развитие навыков 4К (креативность, коммуникация, работа в команде,критическое мышление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

4-5 кл  класс (группа 8-12 человек)

На занятии дети научатся правильно распределять свое время, расставлять приоритеты в делах, составлять план на период времени (день, неделя, месяц).

Время активности: 1 урок        

  1. Знакомство с детьми

Игра «Визитка»

Задача детей познакомиться. Дети встают в один круг, у них есть время (1-2 минуты, чтобы придумать на первые буквы ФИО (фамилия, имя, отчество) 2 имени прилагательных + 1 имя существительное. Например: Золотухина   Юлия Васильевна. З – забавная; Ю – юная; В – вешалка. Далее озвучиваем свои смешные представления.

  1. Обозначение темы урока.

Вниманию детей предлагается видео с мультфильмом

https://www.youtube.com/watch?v=CnjUAZ9qymA

Вопросы:

Почему черепаха не смогла справиться с делами?

Что помогло ей в итоге справиться со всеми делами?

Деление на группы по сезону рождения.

Дети в группах обсуждают и записывают на листочки в теч. 1 мин. все ассоциации, которые у них возникают со словом «Время».

Далее собирается общий «Ковер идей».

  1. Игра «Почувствуй время»

Давайте проведем эксперимент и проверим, все ли одинаково чувствуют время. Дети закрывают глаза и и мысленно отсчитывают одну минуту. Как только минута по вашему мнению истекла – ребенок открывает глаза.

Делаем вывод: у каждого человека внутренние часы работают по-разному.

  1. Игра «Встреча»

Каждый участник получает циферблат

Участники встают и перемещаются по аудитории.

Задача каждого участника назначить 4 встречи на 12, 3, 6, 9 часов.

Если встреча назначена на 6 часов, то в это время больше никаких

Встреч не назначается (2 минуты).

Далее участники под музыку перемещаются по аудитории.

Как только музыка остановилась, учитель говорит: «Двенадцать часов».

Дети встают в пары, с тем человеком, с которым они назначили встречу на это время.

Учитель обозначает тему разговора: «Любимая песня». В теч. 1 мин. дети обмениваются информацией об этом. Так. 4 раза (12, 3, 6, 9 часов).

Кому не хватило пары, присоединяется третьим к любой паре.

Подведение итога игры: «Подумайте и скажите, что вам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может, кто-то чем-то удивил вас? Кто начнет?»

  1. Приоритеты.

На местах детям предлагается написать 10 дел, которые они сделали вчера. Это могут быть самые разные 10 дел. Проснулся, почистил зубы. Включил магнитофон и пр., посетил уроки в школе…

Далее просим детей определить «Жесткие и гибкие дела»

  1. Заключение. Шкала.

Просим детей по школе от 1 до 10 определить насколько полезным было время, проведенное на занятии.

Наша жизнь состоит из множества дел. Где взять волшебную палочку, чтобы переделать все дела. Это только в сказках. А в реальности нам надо научиться эффективно планировать свой день. Для этого условно разделим все дела на две группы «Жесткие и гибкие». 

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. (например встреча в 12ч,урок в 9)

Помимо   этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

Давайте выполним упражнение «Жесткие и гибкие дела». Я вам буду называть дела , а вы мне с помощью смайликов показывать к какой группе относится это дело.

Чтобы мне получать обратную связь условимся

1.Лайк- жесткое дело , 2.ладошка –гибкое (или в чате цифры 1,2)

Спасибо всем, думаю вам   это упражнение поможет в эффективном планировании.

Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

Список гибких и жёстких дел.

Жёсткие:

1.        Математика, 3 урок.

2.        Русский язык, 1 урок.

3.        Кино в 15:10.

4.        Кружок рисования в 18:00.

5.        Секция каратэ.

6.        Английский язык, 5 урок.

7.        Классный час.

8.        Зубной в 19:00.

Гибкие:

1.        Выучить стихотворение.

2.        Написать статью.

3.        Посмотреть фильм.

4.        Почитать книгу.

5.        Сходить погулять.

6.        Сделать дз по русскому языку.

7.        Посмотреть, как пишется и оформляется статья.

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит. Всё это довольно просто, но дать несколько пояснений лишним не будет в любом случае.

Квадрант A: важные и срочные дела

При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов. Естественно, временами подобные дела могут появляться у каждого человека, но если это происходит ежедневно, то самое время обратить внимание на самодисциплину.

Итак, появления дел в квадранте A следует избегать. А для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов. Но если в первый квадрант что-то всё же и стоит вписывать, то это:

  • Дела, невыполнение которых отрицательно сказывается на достижении поставленных целей
  • Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей
  • Дела, которые имеют отношение к здоровью

Важно также помнить о том, что существует такое понятие как «делегирование». Кто знает, что такое «делегирование»? Это означает, что при появлении в вашем квадранте A дел, которые можно кому-либо перепоручить, этой возможностью следует непременно воспользоваться для того чтобы как можно быстрее урегулировать другие важные и срочные дела.

 Квадрант B: важные, но не срочные дела

Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т.к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.

Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Но здесь, помимо всего прочего, нужно помнить, что дела, находящиеся в квадранте B, если их не выполнять своевременно, могут с лёгкостью попасть в квадрант A, став ещё более важными и требующими скорейшего выполнения.

Опытные специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания. Т.е. всё то, из чего состоит наша обычная повседневность.

Квадрант C: срочные, но не важные дела

Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам. Нередко они просто мешают сосредоточению на действительно важных задачах и снижают эффективность. Главное при работе с матрицей – не перепутать срочные дела из квадранта C со срочными делами из квадранта A. Иначе образуется неразбериха и то, что должно быть выполнено в первую очередь, остаётся на втором плане. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.

К делам квадранта C можно отнести, к примеру, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому, устранение не жизненно важных, но требующих внимания отвлекающих факторов (разбилась ваза, сломалась микроволновая печь, перегорела лампочка и т.п.), а также другие всевозможные дела, которые не продвигают вас вперёд, а только тормозят.

Квадрант D: не срочные и не важные дела

Задачи, относящиеся к последнему квадранту, не приносят совсем никакой пользы. Во многих случаях полезно не только заниматься ими в последнюю очередь, но и не заниматься ими вообще. Хотя знать о них непременно нужно, т.к. именно они являются «пожирателями времени».

Интересна и ещё одна особенность дел из данной группы: они являются очень привлекательными для многих людей – эти дела просты в выполнении и доставляют удовольствие, позволяют расслабиться и приятно провести время. Поэтому и противостоять соблазну ими позаниматься бывает довольно проблематично. Но делать это непременно нужно.

В квадрант D можно записать такие дела как разговоры по телефону с друзьями о чём-то несущественном, ненужная переписка или времяпрепровождение в соцсетях, просмотр сериалов и различных «отупляющих» телепередач, компьютерные игры и т.п. Конечно, отдыхать и как-то развлекать себя периодически должен каждый человек, но для этого существуют и более интересные и развивающие способы: чтение хороших книг, интеллектуальные игры, посещение спортзалов и бассейнов, поездки на природу и т.п. Если же полностью избавить себя от занятия делами из квадранта D не удаётся или не хочется, то нужно отложить их выполнение хотя бы до того момента, когда дела из квадрантов B и C будут выполнены, а время, которое будет уделяться делам квадранта D, должно быть сведено к минимуму. Здесь будет уместна всем известная пословица: «Делу время, потехе — час».

Как только вы освоите матрицу Эйзенхауэра и научитесь грамотно распределять внутри неё свои дела, вы заметите, что у вас появилось довольного много нового свободного времени, вы успеваете всё делать своевременно и без спешки, все ваши дела в порядке, цели достигаются одна за другой, а сами вы практически всегда находитесь в хорошем настроении и бодром расположении духа. Всё дело в организованности и собранности. Наверное, вы и сами время от времени замечаете, что неорганизованные люди всегда находятся в круговороте каких-то непонятных дел, они всё время заняты чем-то бестолковым, но «очень важным», они выглядят уставшими и раздражёнными. Отличительных особенностей можно привести множество. Но важно не это, а то, что если мы с вами не хотим иметь подобных результатов, то и действовать мы должны иначе. А именно: мы должны быть организованными, чётко понимать, чем и когда нам нужно заниматься, и для чего мы всё это делаем. И матрица Эйзенхауэра для этого отлично подходит.

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Занятие на тему: Использование элементов логоритмики и методов релаксации на коррекционно-развивающем занятии с детьми ОВЗ на основе лексической темы : «Путешествие в осенний лес». ( 2 класс)

Дифференциация согласных б-д по оптическому сходству; развитие оптико– пространственных умений, сенсорных процессов и психомоторики ....

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...